Понятие «общение», его сущность и общие характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «общение», его сущность и общие характеристики



 

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать и общаться. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии и других науках, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.

Давайте познакомимся с одной из трактовок понятия «общение».

«Общениесложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание людьми друг друга».

В общении можно выделить ряд аспектов (общая характеристика общения): содержание, цель, процесс, функции, структура (стороны общения), средства, уровни, виды, барьеры общения, роли и ролевые ожидания в общении, механизмы взаимопонимания в общении, техники и приемы общения, критерии эффективности и др.

Содержание общенияинформация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».

Процесс общения. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся.

Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение и др.).

В-третьих, необходимо, определить - канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу.

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе жизни и деятельности человека.

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Под структурой общения следует понимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.

Средства общенияспособы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы.

Общение может происходить на различных уровнях. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения (или коммуникативными барьерами)

В процессе общения и взаимодействия, в обществе вообще, человек занимает определенный статус (статусы) и выполняет различные социальные роли. Социальная роль – это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (статусом). Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания.

Техника общения - это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Механизмы общения - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

Общение людей оценивается с помощью различных критериев.

Одним из них является эффективность общения. К эффективности общения обычно относят степень совпадения передачи другому человеку информации с тем намерением, чтобы его поняли.

Можно выделить другой критерий общениястепень удовлетворения потребности в выражении своих чувств. Часто у людей проявляется тенденция отвергать или игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они кажутся неприятными или нежелательными.

Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются обычно под влиянием конвенциональных норм [2] , принятых в семье или социальных группах. Способ выражения внутреннего состояния человека зависит не только от того, что он чувствует, а также от того, какими средствами выражает эти чувства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.008 с.)