Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «общение», его сущность и общие характеристики
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать и общаться. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии и других науках, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Давайте познакомимся с одной из трактовок понятия «общение». «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание людьми друг друга». В общении можно выделить ряд аспектов (общая характеристика общения): содержание, цель, процесс, функции, структура (стороны общения), средства, уровни, виды, барьеры общения, роли и ролевые ожидания в общении, механизмы взаимопонимания в общении, техники и приемы общения, критерии эффективности и др. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Процесс общения. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение и др.). В-третьих, необходимо, определить - канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе жизни и деятельности человека. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Под структурой общения следует понимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Общение может происходить на различных уровнях. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды. Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения (или коммуникативными барьерами) В процессе общения и взаимодействия, в обществе вообще, человек занимает определенный статус (статусы) и выполняет различные социальные роли. Социальная роль – это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (статусом). Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Техника общения - это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное. Механизмы общения - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Общение людей оценивается с помощью различных критериев. Одним из них является эффективность общения. К эффективности общения обычно относят степень совпадения передачи другому человеку информации с тем намерением, чтобы его поняли. Можно выделить другой критерий общения – степень удовлетворения потребности в выражении своих чувств. Часто у людей проявляется тенденция отвергать или игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они кажутся неприятными или нежелательными.
Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются обычно под влиянием конвенциональных норм [2] , принятых в семье или социальных группах. Способ выражения внутреннего состояния человека зависит не только от того, что он чувствует, а также от того, какими средствами выражает эти чувства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.008 с.) |