Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания



Краткий курс лекций

по учебной дисциплине «Этика делового общения»:

заочной формы получения образования

специальность 21.02.03 Сооружение и эксплуатация

газонефтепроводов и газонефтехранилищ

 

Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания

Тема 1.1. Природа и сущность общения, этики,

Этики делового общения

План:

1. Содержание дисциплины, её цели и задачи в системе научного знания.

2. Понятие «общение», его сущность и общие характеристики.

3. Структура общения с точки зрения нескольких авторов.

4. Основные подходы к классификации функций общения.

5. Различные классификации видов и уровней общения.

6. Этика – наука о морали и нравственности.

7. Понятия «деловое общение», «этика делового общения», сущность и особенности.

8. Этические принципы и нормы в деловом общении.

 

1. Содержание дисциплины,

Структура общения с точки зрения нескольких авторов

Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента.

Под структурой общения следует понимать совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.

Структурная характеристика общения может быть дана применительно как к его основным элементам, так, в свою очередь, и относительно внутренней структуры каждого из них. Тогда структура общения будет выглядеть следующим образом:

1) субъекты общения;

2) средства общения;

3) потребности, мотивация и цели общения;

4) способы взаимодействия, взаимовлияние и отражение влияний в процессе общения;

5) результаты общения.

Каждый из названных компонентов, в свою очередь, может быть предметом структурного и функционального анализа.

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной (рис. 1.).

       
   
ОБЩЕНИЕ
 
 


Рисунок 1 - Структура общения

 

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.

Различные классификации видов и уровней общения

 

Классификации ВИДОВ общения

Существуют различные подходы к классификации видов общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть:

- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

- когнитивное (обмен знаниями);

- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

 

 

По целям общение делиться на:

- биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

- социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида);

- инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

- целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, т.е. потребности в общении.

По средствам (или по контакту с собеседником) общение может быть:

- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных орга­нов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

- опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);

- прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

- косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Существуют и иные классификации, так общение может быть:

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, межличностными типом общения (личностным или персональным).

Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дистантные, опосредованные, они реализуются в ролевом общении.

В ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества, той или иной важной для него группы.

Монологическое общение – это форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров.

Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

Манипуляция – предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.

Диалогическое общение - позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Вербальное общение осуществляется посредством речи.

Невербальное общение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности.

Массовое общение – это множественные, непосредственные, контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности.

Задачи 1 – 2

В процессе своей деятельности работники любой компании сталкиваются с различными этическими проблемами, особенно часто с проблемой соблюдения правил профессиональной этики.

Основные принципы профессиональной этики (задачи 1-2)

 

КОМПЕТЕНЦИЯ Специалисты (руководители, работники) обязаны: - достичь необходимого уровня профессиональной компетенции путем постоянного повышения квалификации; - выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с действующими законами, правилами и стандартами; - формировать полные и четко оформленные заключения и рекомендации после проведенного анализа соответствующей информации.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ Специалисты (руководители, работники) обязаны: - не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения работы, за исключением случаев, требуемых законом; - информировать подчиненных относительно конфиденциальности информации, полученной ими в процессе выполнения своей работы, и следить за соблюдением ими конфиденциальности полученной информации; - воздерживаться от использования конфиденциальной информации для неэтичных или незаконных целей как персонально, так и через третьих лиц.
ЧЕСТНОСТЬ Специалисты (руководители, работники) обязаны: - избегать фактических или возможных конфликтов интересов; - воздерживаться от осуществления любого вида деятельности, которая может нанести ущерб их способности выполнять свои обязанности в рамках профессиональной этики; - отказываться от любых подарков, гостеприимства и т. д., т. е. от того, что может оказать влияние на их последующие действия; - признавать профессиональные ограничения и другие сдерживающие факторы, несоблюдение которых может принести вред эффективной деятельности организации; - сообщать и передавать как благоприятную, так и неблагоприятную информацию, а также оценки и мнения профессионалов; - воздерживаться от непосредственного участия в деятельности или от поддержки деятельности, которая может дискредитировать их профессию.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ Специалисты (руководители, работники) обязаны: - формировать и передавать достоверную и объективную информацию; - полностью раскрывать всю соответствующую информацию, необходимую для более полного понимания пользователем представленных отчетов, комментариев и рекомендаций.

Задача 3

Для решения данной задачи смотри вопрос 8. Этические принципы и нормы в деловом общении (Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания, тема 1.1. Природа и сущность общения, этики, этики делового общения).

Задача 4

Существует множество приёмов саморегуляции (моделирования) поведения в процессе делового и межличностного общения, например:

1. Приём «мысленного образа» или «воображение положительного образа».

Суть данного приёма заключается в том, что необходимо мысленно представить или вообразить какой-то образ, можно положительный или отрицательный, в зависимости от цели.

Применяется в том случае, если вы общаетесь с человеком, которому не можете или не хотите возражать, вам неприятно его слушать, но надо или если человек кричит, некорректен и т.п.

2. Приём «могло быть и хуже» (прием самоуспокоения).

Суть данного приёмадоказать себе, что «могло быть и хуже». Сравниваются собственные невзгоды и неудачи с чужими, еще большими проблемами, - «а другому гораздо хуже», позволяет более спокойно и спокойно отреагировать на неудачу.

3. Приём по типу «зелен виноград» или «зачем мне это» или «этого мне и не надо» (прием самоуспокоения).

Суть данного приёма – подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только сто безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и поэтому этого мне и не надо».

 

Задача 5

Существует множество приёмов и техник подстройки, активизации и управления вниманием, воздействия, убеждения и др., например:

1. Техника «три ДА» или «три НЕТ».

Суть данной техники заключается в том, что необходимо таким образом сформулировать вопросы, чтобы гарантированно получить утвердительный ответ (или наоборот отрицательный ответ).

2. Приём «трёхходовки»применяется тогда, когда собеседник «всплыл» и испытывает повышенное эмоциональное возбуждение.

Данный приём выполняется в следующем порядке:

1) проговариваете состояние собеседника: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;

2) проговариваете свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;

3) после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдёт и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

3. Приём «снятия напряженности» или «сочувственное отношение» - применяется тогда, когда собеседник испытывает повышенное эмоциональное возбуждение.

Данный приём позволяет установить тесный контакт с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов – вы этого легко добьетесь. Шутка, которая вызовет улыбку или смех присутствующих, также во многом способствует разрядке первоначальной напряженности и созданию дружеской обстановки для беседы.

 

 

Задача 6

В процессе профессиональной деятельности необходимо применять следующие этические знания и навыки внутригрупповых отношений для создания должностной морально-психологической обстановки в профессиональном коллективе и решения профессиональных задач:

а) малые профессиональные группы формируются на основе общей групповой нормы производительности и распадаются в результате неприятия этих норм;

б) в малых профессиональных группах существуют свои социально-психологические и этические закономерности, определяющие межличностные отношения: свои роли, статусы, эмоциональная атмосфера, культура поведения, требования к членам группы, свои санкции и особенно к «выпавшим» из неё, свои претензии к руководству;

в) основным оружием борьбы с руководством становится именно групповая норма производительности; группа может пойти на жертвы во имя поддержания своего статуса и отношений, даже целиком уволиться;

г) руководитель малой профессиональной группы должен уметь находиться контакт с каждым работником и в целом с группой, организуя с ними отношения так, как этого требуют закономерности, правила, нормы (этические, культурные, организационные и др.) межличностного делового общения и отношений.

 


[1] Категория (от греч. – признак) – общее понятие, отражающее наиболее существенные и закономерные связи явлений и предметов (например, время, пространство, причина, качество и т.д.).

 

[2] Конвенция – соглашение.

 

[3] Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), древне-греческий философ, ученик Платона. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики и др. Центральный принцип этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия).

[4] Категория (от греч. – признак) – общее понятие, отражающее наиболее существенные и закономерные связи явлений и предметов (например, время, пространство, причина, качество и т.д.).

 

[5] Потребности – это нужда в чём-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.

[6] Швейцер Альберт (1875 – 1965 гг.), немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Исходный принцип мировоззрения его – «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества.

Краткий курс лекций

по учебной дисциплине «Этика делового общения»:

заочной формы получения образования

специальность 21.02.03 Сооружение и эксплуатация

газонефтепроводов и газонефтехранилищ

 

Раздел 1. Этика делового общения как предмет научного знания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.032 с.)