Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры.



Вопросы к экзамену по ИОЛ 10 – 16 вв.

С планом ответа

Тема 1

Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры.

Часть 1.

История и духовный мир древних славян

 

Периодизация истории древнерусской литературы.

Какие принципы лежат в основе периодизации древнерусской литературы?

Какая периодизация древнерусской литературы предложена в учебных пособиях под редакцией Д.С. Лихачева и В.В. Кускова?

Дайте краткую характеристику каждому из трех периодов развития древнерусской литературы. Какие основные историко-политические и культурные тенденции главенствовали в каждый из периодов? Как исторические события влияли на содержание древнерусских произведений? Назовите оригинальные древнерусские сочинения репрезентативные для своего периода.

История и духовный мир древних славян. Фольклор как одни из источников древнерусской литературы.

Кто и когда упоминает о древних славянах? Где их «историческая родина»? Каковы были пути миграции древних славян?

Язычество как духовный феномен. Каковы были понятия древних о пространстве и времени? Дайте характеристику личности в язычестве. Охарактеризуйте языческую этику.

На каком мировоззренческом фундаменте выстраивалось искусство древнего фольклора? Жанровая система в древнем искусстве. Перечислите основные фольклорные жанры.

В чем были близки древнерусский фольклор и древнерусская литература? Каково было значение фольклора для нарождающейся книжной культуры?

 

 

Тема 1

Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры.

Часть2

Роль городской культуры, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси

 

3. Значение городов, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси. (Этно и политогенез древних славян (VI-VIII вв.). Научные споры норманистов и антинорманистов. Государство Киевская Русь. Культурный полицентризм).

Кто и когда упоминает о древних славянах? Как называли древних славян в древности? Где их «историческая родина»? Каковы были пути миграции древних славян? Какова была форма общественных отношений у славян? На каком культурном фоне проходил процесс этнической интеграции древних славян? Дайте представление об эволюции городов в ареале расселения славян. Какие три крупных политических центра первоначально образовалось на территории нынешних Украины и России?

Расскажите о роли скандинавов (прибалтийских славян) в зарождении русского государства. Какую роль в приильменье играл князь-варяг? В чем состоит смысл дискуссии между норманистами и антинорманистами? Перечислите виднейших представителей обеих научных «партий». Теории древнерусской государственности (Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев).

С какими датами и историческими событиями связано начало становления древнерусской государственности? Какое племя оказалось в центре интеграционного процесса? Каким образом происходило огосударствление славянских земель? Как вы полагаете, что какое политическое объединение представляла собой Киевская Русь. Расскажите об узком и широком толковании данного понятия.

4. Значение городов, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси. (Значение процесса государствообразования и городской культуры в становлении книжности на Руси. Роль религиозного фактора в образовании государства и в появлении письменной культуры в Древней Руси).

Каким образом связано появление письменности с новой формой организации национальной жизни – полиэтнического союза и новой нарождающейся культурой – городской? В каком направлении развивались древнерусские города? Какой характер власти был характерен для деревенской культуры? Как трансформировался этот характер с переходом человечества к новому типу культуры – городскому?

Как в городской культуре изменялись ценностные приоритеты человека? Какой тип человека выдвигает на первый план городская форма организации жизни? Каковы социальные последствия ослабления родовых связей и связей человека с природой в городе?

Почему власть была заинтересована в создании единой религиозной системы на территории Древней Руси?Почему именно бог мировых религий так подходит на роль объединителя разных народов и даже рас? Какую роль в появлении литературы сыграл религиозный фактор? Какие цели ставили перед собой древнерусские интеллектуалы?

5. Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Понятия «литература-посредница» и «трансплантация».

Каковы были политические и культурные взаимоотношения между Древней Русью и Византией, Древней Русью и Болгарией?

Дайте определения: литературной «трансплантации», «литературы-посредницы». Почему именно Болгария стала посредницей в передаче византийских культурных богатств Киевской Руси?

Какова причина того, что монастыри и церкви стали первыми библиотеками на Руси?

Каковы были взаимоотношения Киевской Руси с окружающими ее южными и юго-западными странами. Как на Русь проникала неофициальная литература?

Тема 2

Специфические черты древнерусской литературы. Провиденциализм и символизм; Средневековый историзм; Иерархизм и этикетность; Имперсонализм; Публицистичность и дидактизм; Цельность художественного изображения.

Перечислите специфические черты древнерусской литературы как литературы средневековья.

В чем состоит сущность средневекового провиденциализма? Какой мир – видимый или невидимый – был главным для средневековья?

Какие литературные источники служили кладовой символов для средневекового христианского мира?

В чем состояла специфика представлений средневекового человека о том, что такое история, историческое событие, историческое лицо?

Какие события считались достойным изображения в древнерусской литературе? Как древнерусские книжники относились к вымыслу? Какие тексты для человека того времени имели статус документов?

Каким образом иерархический принцип проявлял себя в выборе писателем героя произведения, характеристике его черт, как сказывался на стиле текста в целом?

Почему автор древних текстов рассказывал о событиях в церемониальных, привычных формах? Как называется эта черта древнерусской литературы? Почему для средневекового человека так важно было соблюдение установленного порядка?

Как в древнерусской литературе проявлялась такая черта как авторский имперсонализм? Почему в древнем мире не существовало понятия авторского права?

Как имперсонализм проявлялся в изображении героев произведений?

Почему средневековые произведения имели публицистический характер?

Как в древнерусской литературе проявлялась такая ее черта как дидактизм?

Каким образом цельность художественного изображения выражала себя в персонажеобразовании, в концепции художественного времени и других литературных категориях?

Как строилась композиция древнерусского произведения?

Тема 3

Часть 1.

Официальная переводная литература религиозного типа

Бог, верующие и враги веры.

Кто такие ангелы? Каково происхождение Сатаны и бесов? Что обозначают слова «Сатана» и «Дьявол» («Диавол»)? Как Сатана оказался в аду?

Как и в какие сроки был сотворен видимый мир? В какой день творения Бог создал человека? Что делал Бог в субботу? В какой день творения живем мы?

Верующие люди (иудеи и христиане) утверждают, что Бог синоним Добра, что он любит человека, что он милосерден и благ. Дайте объективную характеристику Бога Ветхого завета.

От кого из братьев (Каин и Сиф) произошли добрые и злые люди? Что значит в религиозном понимании быть «добрым» и «злым» человеком? Каково отношение в Библии к добрым (верным) и злым (неверным) людям? Распространяется ли в Святом Писании негативное отношение к неверным (злым) людям на весь род или касается только согрешившего? По какой причине, по мнению авторов Ветхого Завета, на земле множатся грехи? Допустимо ли смешение верных с неверными, или нужно блюсти чистоту (этническую, расовую) избранного народа? Взгляды какого из политиков ХХ века близки к этой точке зрения? Что такое «грех» в религиозном понимании?

Дозволительно ли использовать против неверных (малодушных) хитрость, ложь, быть вероломным (см. историю сыновей Исаака Исава и Иакова)?

Как следует поступать с врагами веры (см. историю Давида и Голиафа)?

Какова библейская версия гибели городов Содома и Гоморры? Уцелел ли кто-нибудь из жителей? Кто такой Лот? Что случилось с женой праведника? Испытывают ли авторы сочувствие к погибшим в этих городах?

Расскажите историю всемирного потопа. По какой причине происходят стихийные бедствия (по версии Библии)? Почему на роль спасителя всего живого Богом был определен именно Ной? Что стало с другими живыми существами (людьми, животными) на Земле? Терзается ли выживший праведник по погибшим?

Раскройте библейское понятие «десять казней». Расскажите о казнях (бедствиях), которые навел Моисей на Египет за отказ фараона отпустить евреев из рабства. Кто пострадал от «казней»? Расскажите о десятой «казни». Раскройте понятия «пасха», «пасхальный агнец». Кто уничтожил всех первенцев в Египте «от человека, до скота»? Попытались ли евреи спасти хотя бы одного ребенка-египтянина? Приходит ли в голову подобная мысль авторам Завета?

Кто такой Навуходоносор? За что Бог наслал на евреев царя вавилонян? Сколько лет провели евреи в плену? Заслуживали ли евреи божьего гнева? Кто пострадал от него?

Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Основные идеи, сюжеты и герои Ветхого Завета. Роль Библии в сохранении этно-национальной идентичности евреев. Переклички мотивов (тем, историй) в Ветхом и Новом Заветах. Истории о древнееврейском государстве (Моисей, Давид и Голиаф, пророк Иона, Навуходоносор, пророк Даниил, мученики за веру Маккавеи.). Истории о древнееврейских праведниках, пророках и судьях (Иаков, Лот, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Давид, Соломон).

Какое событие в Библии называют вавилонским столпотворением? Потомки какого из сыновей Ноя (Сим, Хам, Иафет) пытались построить вавилонскую башню? Символом какого греха стало это здание? Как объясняет Библия появление разных народов?

Перескажите пророка Ионы,

Раскройте понятие «лестница Иакова»? Почему Бог дал ему новое имя Израиль?

Перескажите историю сына Иакова - Иосифа. Сколько было братьев у Иосифа? Кто и за какую цену предложил продать Иосифа в рабство? Что случилось с Иосифом в Египте? Узнали ли его братья, оказавшись в Египте? Подумайте, чья история жизни, описанная в Новом Завете, близка к истории Иосифа (найдите общие мотивы: способность предсказывать будущее, предательства (отречения учеников-братьев), смерти (нахождение в глубоком рву, рабство), воскресения (чудесного спасения, восстановления социального статуса), неузнавания и богоявления (открытие братьям своего имени)?

Расскажите историю пророка (вождя) Моисея. Почему в Египте фараон приказал убивать еврейских младенцев? Как спасся младенец Моисей. Что значит его имя? От чего спас Моисей евреев? Ответьте на вопрос, с чьей новозаветной историей перекликается история Моисея?

Кто такие «судьи» (Гедеон, Самуил, Самсон, Соломон, Саул, Давид и др.).

Чем прославился еврейский царь Давид? Какие тексты собраны в книге Псалтырь?

Кто такой Соломон, чем он прославился? Раскройте понятие суды Соломона.

Расскажите о предсказаниях пророка Даниила. Какова концепция времени в толкованиях Даниилом снов царя Навуходоносора.

Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. История жизни апостолов. Образ апостола Павла в официальной и неофициальной древнерусской литературе. («Деяния Апостолов», «Послания Апостолов», апокриф «Деяния Павла и Фёклы»).

Кто такие апостолы? Попробуйте выстроить апостолов по иерархическому принципу. Назовите «главных» из них.

Что во время молитвы в Гефсиманском саду делали его ученики?

Кто и как предал Христа? Что произошло с Иудой впоследствии?

Как вели себя в момент ареста Иисус и апостолы (Петр, Иоанн)?

Кто же, по мнению евангелистов, главный виновник смерти Иисуса Христа? Кто кричал на площади «распни его»?

Кто был рядом с ним во время экзекуции?

Кто был свидетелем воскрешения Христа?

Кто и кому из апостолов направлял свои послания? Каково содержание этих посланий?

Как вы думаете, почему многие исследователи называют христианскую религию «паулизмом»?)

Расскажите о жизни Павла. Кто он был по происхождению? Какое первоначальное имя он носил? Находился ли он в числе первых двенадцати апостолов? Кем он был до выполнения своей апостольской миссии? При каких обстоятельствах произошло его приобщение к христианству?

Проанализируйте послания Павла к римлянам, коринфянам, галатам, ефесянам, фесалоникийцам, филиппийцам, колоссянам, евреям и др.

Что говорит Павел о человеческой мудрости и «безумии Христа ради», о страданиях, о плоти и духе, о втором пришествии, о блуде и браке, о замужних и незамужних, о свободе и рабстве, об искушении, о семье, о женщине, о любви, об уме, о видимом и невидимом, о верности, чести и бесчестии, о немощи и силе, о законе и вере, об Агари и Сарре, о философии, о гордости, богатстве и аскезе и др.

Как вы полагаете, какое место в апостольской церковной иерархии занимает Павел? Случайно ли церковью Павлу присвоено «звание» «первоверховного»?

Где происходят события апокрифа «Деяния Павла и Феклы»? Кто такая Фекла? Какие подвиги во имя Христа она совершает? Получили ли события, описываемые в апокрифе, отражение в официальной христианской литературе?

Как вы думаете, почему житие святой равноапостольной первомученицы Феклы попало в разряд «потаенного» чтения? Как вы считаете, присутствуют ли в апокрифе элементы гностического понимания мира?

14. Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальная переводная литература религиозного типа. Общая краткая характеристика.

Дайте краткую характеристику следующим номинациям:

1) Переводные служебные (литургические) книги (Для какой цели предназначались книги данного типа? Перечислите основные литургические книги);

2) Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения:

А) библейские книги (1) четьи, 2) толковые 3) исторические библейские книги);

Б) патристика;

В) агиография.

15. Жанры официальной переводной религиозной литературы (краткая характеристика). Служебные (литургические) книги. Официальные религиозные книги для внеобрядового чтения.

Каково было значение переводной литературы в создании древнерусской литературы? Одинакова ли была ценность произведений для христианской культуры? Какие произведения считались более и ценными, а какие менее важными в древнерусской культуре? Перечислите книги, входившие в группу собственно религиозных сочинений.

На какие группы можно разделить весь корпус официальных переводных религиозных текстов бытовавших в Древней Руси? Дайте краткую характеристику таких служебных книг, как Евангелие-апракос, Апостол-апракос, Паремийник, Псалтырь, Минеи, Служебник, Требник, Златоуст.

Что за книги предназначались для внеобрядовогочтения (келейного или домашнего)? Перечислите основные четьи библейские книги.

Какую специфику имели толковые библейские книги? Дайте краткую характеристику Палее Толковой, Палее Исторической, Палее Хронографической.

Труды каких авторов объединяет термин патристика? Перечислите сборники постоянного состава, состоявшие из поучений отцов церкви.

Какие сборники назывались «Изборниками Святослава»? В какие годы они были составлены? Какие произведения вошли в «Изборник 1073 года»? Что представлял собой «Изборник 1076 г.»? Какие темы и проблемы стали важнейшими в «Изборниках» и почему?

Охарактеризуйте жанр агиографии. Какие типы агиографических сочинений бытовали на Руси? По какой смысловой схеме строилась житийная история? В какие сборники объединялись жития?

16. Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения. Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения. Толковые библейские книги. Цели и содержание Палеи Толковой.

Дайте представление о жанрово-тематическом составе официальной переводной литературы.

Какие книги использовались для внеобрядового чтения?

Как истолковывается название книги Палея Толковая? Какая библейская книга комментируется в Палее? Каковы причины создания данного текста? Кого и с какой целью цитирует автор-компилятор Палеи? К каким «мирским» жанрам близка Палея?

Наруфилософская составляющая Палеи. Палейная Космогония. О чем говорится в космогоническом цикле Палеи?

Природный мир в Палее. Какие книги для автора Палеи стали источниками при описании природного мира? Какую цель ставит перед собою автор, описывая природный мир? Каким образом проявляется антропоцентричная и теоцентричная направленность Палеи.

Мир бесплотных существ.

Палейная ангелология.

На какие части разделен мир в сознании религиозного человека? Кто такие ангелы? Каким «телом» они обладают? Каковы функции ангелов? Существует ли иерархия внутри ангельского сообщества? Какие принципы заложены в основу ангельской иерархии?

Палейная демонология

На какой важнейший этико-философский и религиозный вопрос дается отвечает в «демонологической» части Палеи? Как в Палее показан процесс превращения ангела в демона? Как реагирует Бог на бунтарство одного из своих ангелов? Как в этой реакции проявляются социальные черты и сам дух Древнего мира?

Роль переводной литературы в возникновении и развитии древнерусской литературы. Официальные переводные религиозные книги для внеобрядового чтения. Жития как памятники переводной официальной литературы.

Дайте представление о жанрово-тематическом составе официальной переводной литературы.

К какому типу официальной переводной литературы относятся жития?

Охарактеризуйте жанр агиографии. По какой смысловой схеме строилась житийная история? В какие сборники объединялись жития?

Какие типы агиографических сочинений бытовали на Руси? К какому типу религиозных произведений относится Житие Алексея (Алексия), человека Божия?

Где происходит действие жития? Кто были родители Алексия? Из какого рода невеста? Что произошло на свадьбе Алексия? Как отреагировали родные и невеста на столь странное поведение Алексия?

Почему Алексий направился в Эдессу? Что он сделал с частью богатств своего отца? Сколько лет святой нищенствовал при церкви Пресвятой Богородицы Эдессе?

Каковы были обстоятельства его возвращения в Рим? Какова роль видений в средневековой религиозной литературе (шире – средневековой религиозной жизни)? Как отнесся святой к внезапно обрушившейся на него «славе»? По своей ли воле попадает в Рим святой?

Какие лишения претерпевает святой в доме своего отца? Как сам Алексий относится к этим испытаниям?

Видел ли Алексий как страдают близкие в его отсутствие? Что же помогало ему не открыться перед ними?

Сколько лет прожил Алексий в доме родителей неузнанным? Кто открывает святому день и час его кончины?

Какие события произошли после смерти святого? Кому послышался «чудесный голос» из алтаря. Как вы полагаете почему именно папа и царь разыскивают неизвестного святого? Какие события стали происходить у гроба святого? Как ведут себя родители и невеста, патриарх и царь, горожане?

Что означает понятие «человек Божий»? Кажется ли вам фигура Алексия абсолютно нравственной с сегодняшней точки зрения? Подумайте, каковы же главные ценности средневекового мира (любовь к человеку, к ближним (если да – то, как она понимается?), любовь к Богу, нищелюбие, социальные ценности – свобода, справедливость, отношение к рабству, к социальной иерархии)?

Как в данном житии раскрывается гуманистический потенциал христианской религии?

 

К какому типу религиозных произведений относится Житие Евстафия Плакиды?

Где происходит действие сказания? Кем был до крещения Плакида? Кто такой стратилат? Какую жизнь он вел?

Какие обстоятельства предшествовали обряду крещения? Почему именно Плакиду выбрал «Человеколюбец Бог» для спасения? Как «глас Господень» дошел до уха язычника? Историю какого апостола – гонителя христиан – напоминает история обращения в христианство стратилата Плакиды?

Кто в видение во сне приходит к жене стратилата? Как вы думаете, какое место в средневековом религиозном сознании занимает встреча с духовным авторитетом (в видении (Глас Божий, ангел, учитель (святой отец))? Как вы полагаете, какой тип сознания приветствуется и культивируется церковью (сомневающееся, ироническое, скептическое, научное, доверчивое, наивное)?

Какие несчастья и по чьей воле приходят в дом Евстафия? Как их воспринимает герой сказания?

Какие утраты понес Евстафий на пути к Богу? Что случилось с женой и детьми бывшего стратилата? Какую ветхозаветную историю напоминает вам история многострадального Евстафия? Сомневается ли Евстафий в своем выборе? Как вы считаете с какой целью (социальной, религиозной) церковью используются подобные рассказы? Какой тип человека воспитывается данными историями?

Какие чудеса происходили с сыновьями и женой святого в изгнании? Какую жизнь стал вести сам Евстафий? Сколько лет он провел в служении Богу?

Каковы были обстоятельства восстановления «прежней чести» (богатства, знатности, семьи)?

Что изменилось с восшествием на императорский престол Адриана?

Какие испытания претерпевает святой Евстафий и его семья? Чем заканчивается история Евстафия?

 

Где происходит действие повести о Варлааме и Иоасафе? Перескажите ее сюжет.

Сравните историю Иосафа с биографией принца Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Какова роль в жизни Иосафа пустынника Варлаама?

Найдите в повести черты авантюрного романа, жития-мартирия. Как вы думаете, почему исследователи та и не пришли к единому мнению о жанром составе повести? Напомним следующие жанровые определения: «средневековая романическая повесть в форме жития» (М.Н. Сперанский), «духовный роман» (А.Н. Пыпин, А.Н. Веселовский, И. Франко), «роман древности» (П.В.Владимиров), «религиозный роман, с включенными в его рамку притчами и анекдотами» (А.С. Орлов), «нравоучительная повесть » (О.В. Творогов), «житие», «душеполезная повесть» (И.Н. Лебедева).

Как вы полагаете, по какой причине «Повесть…» стала одним из самых читаемых в Древней Руси произведений переводной литературы?

 

 

Тема 3

Часть 2.

Жанры официальной переводной литературы «светского» характера. «Естественнонаучная» и приключенческая литература.

 

Тема 3

Часть 3.

Тема 3

Часть 4.

Неофициальная переводная литература.

Апокрифы Ветхого Завета

Тема 3

Часть 5.

Неофициальная переводная литература.

Апокрифы Нового Завета.

 

Тема 4

Оригинальная литература Древней Руси XI – перв.тр. XIII вв.

Тема 5

Литература периода монголо-татарскогo нашествия

(Вт.треть. ХIII — конец ХIV вв)

Воинская повесть как жанр. Особенности жанра воинской повести в период монгольского нашествия. Проблематика и жанровый состав повестей о татарском нашествии. Краткая характеристика основных произведений («Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказ «об осаде татарами Козельска»)

Как воспринимали русские люди монголо-татарское нашествие? Чем, по вашему мнению (и по мнению современников) отличались монголы от врагов-степняков, издревле враждующих с русскими князьями? В каких взаимоотношениях находились русские и половцы? Какой урон русской культуре нанесли монголы?

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

Тема 6

Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства

(конец 14 – 16 вв).

Часть 1.

Московская литература конца 14 – 15 вв.

«Русское предвозрождение»

 

Тема 6

Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства

(конец 14 – 16 вв)

Часть 2.

Тема 6

Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства

(конец 14 – 16 вв)

Часть 3

Литература эпохи «второго монументализма»

(Вт. пол. 15 – 16 в)

Тема 6

Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства

(конец 14 – 16 вв)

Часть 4

Литература эпохи «второго монументализма»

(Вт. пол. 15 – 16 в)

Творчество нестяжателей

 

 

Тема 6

Литература периода возвышения Москвы и формирования культурных традиций Русского государства

(конец 14 – 16 вв)

Часть 5

Литература эпохи «второго монументализма».

Историософский срез

 

Вопросы к экзамену по ИОЛ 10 – 16 вв.

С планом ответа

Тема 1

Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской книжной культуры.

Часть 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.116 с.)