Комплексной поддержки вынужденных мигрантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексной поддержки вынужденных мигрантов



Оказание помощи беженцам и вынужденным переселен­цам — задача комплексная: необходимо учесть все виды под­держки, чтобы нормализовать психологическое состояние клиентов. В развитых западных странах помощь беженцам ока­зывается преимущественно со стороны государства, обеспе­чивающего скорейшее рассмотрение дел о предоставлении статуса, а также жилья, денежных пособий и всех социальных гарантий, которыми пользуются граждане страны. В таких условиях психологическая помощь направлена на реабили­тацию после перенесенных травматических событий, и со­ответствующие службы могут существовать самостоятельно, не взаимодействуя активно с другими организациями. Часто вообще не существует специальных психологических служб для беженцев, их обслуживают государственные центры, те же, что и для местного населения; при этом специфика про­блем беженцев не учитывается. Тем самым поддерживается идеология ассимиляции беженцев и принцип равнозначнос­ти их проблем проблемам, возникающих у всех людей.

Если же специальные центры создаются, они занимают­ся скорее научными исследованиями в области психологии мигрантов, чем оказанием помощи. Примером может слу­жить Психосоциальный центр для беженцев в Норвегии, основанный в 1990 году взаимными усилиями муниципали­тета и Университета г. Осло. Сотрудники центра — в основ­ном преподаватели Университета — изучают последствия психических травм, насилия, пыток, пережитых беженца­ми, живущими в Норвегии. По мнению специалистов центра, у беженцев нет специфических проблем, так как травмы 372 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

и потери происходят в жизни каждого человека, поэтому для приема клиентов центр открыт только один раз в неде­лю, и оказание непосредственной психологической помощи беженцам ограничивается лишь одной-двумя консультация­ми. В случае же необходимости дальнейшей работы с клиен­тами они переадресуются в муниципальные психологичес­кие центры (Вершок, 2000).

Иногда такие центры создаются психологами и психотера­певтами на добровольных началах, как, например, «Нафсият» в Лондоне (см. с. 444—446). Эти центры специализируются, глав­ным образом, не на помощи беженцам, а на психотерапии этнических и культурных меньшинств, проживающих в Вели­кобритании. Таким образом, упор делается на значимости меж­культурного подхода, а не на особых запросах беженцев.

В России, где большая часть собственного населения соци­ально не защищена, вынужденные мигранты, особенно бе­женцы и лица, ищущие убежища, из дальнего зарубежья, прак­тически не получают поддержки от государства. В связи с этим основную помощь им оказывают международные обществен­ные организации и их российские партнеры. На территории бывшего СССР специфика психологической помощи вынуж­денным мигрантам определяется нерешенностью их самых на­сущных проблем, социальной незащищенностью и неопреде­ленностью их положения. Поэтому психологам приходится не только способствовать восстановлению психического здоро­вья мигрантов после пережитых травматических событий, но и помогать справляться с воздействием актуальных стрессо­ров. Практика показывает, что в России психологическая по­мощь эффективна в сочетании с другими направлениями под­держки — социальной, медицинской, юридической.

В зависимости от конкретных условий возможны разные формы согласованного взаимодействия этих направлений. Од­ним из вариантов, воплощенных на практике, является под­держка вынужденных мигрантов на базе региональных прием­ных Российского Красного Креста. Обращаясь в областные и краевые приемные РКК, беженцы и вынужденные переселен­цы могут получить психологические, медицинские и юриди­ческие консультации, а также воспользоваться различными видами социальной помощи (подробнее см. с. 434—438).

Проблемы и принципы взаимоотношений...

Другой пример — система партнеров Московского Пред­ставительства Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН. Каждая из организаций-партнеров оказывает конкретную специализированную помощь беженцам и лицам, ищущим убежища, из дальнего зарубежья: Авто­номная некоммерческая организация «Солидарность» обеспечивает социальную помощь, Представительство жен­ской больницы Маги — медицинскую, Научно-практичес­кий центр психологической помощи «Гратис» — психоло­гическую, Центр приема беженцев — юридическую под­держку (подробнее о работе центра «Гратис» см. см. 438—443). Координацию взаимодействия по всем вопросам осуществ­ляет УВКБ ООН. Все партнеры имеют четкое представле­ние о деятельности каждого и взаимодействуют в решении проблем беженцев. Партнеры регулярно обмениваются ин­формацией и мнениями, совместно участвуют в подготовке и проведении собраний общин и комитетов, праздников для детей, специальных мероприятий (ярмарки, конферен­ции). Периодически проходят презентации деятельности каждого из партнеров.

Рассмотрим на примере системы партнеров УВКБ ООН взаимодействие в сфере решения психологических проблем беженцев и лиц, ищущих убежища. Сотрудниками «Гратис» осуществляется прием и оказание психологической помощи беженцам, направляемым по рекомендации «Солидарнос­ти», Центра приема беженцев и Представительства женской больницы Маги. В случае необходимости Центр психологи­ческой помощи предоставляет заключения о психическом состоянии беженцев по запросам перечисленных организа­ций. В свою очередь, психологи информируют партнеров о психологическом состоянии и проблемах обратившихся к ним клиентов, особенно, когда состояние тяжелое, и требуется срочное решение, например, о дополнительной помощи или о переселении в другую страну.

Психологические проблемы и возможные способы их пре­одоления обсуждаются с врачами из взрослой и детской по­ликлиник Маги, социальными работниками «Солидарнос­ти», с директорами и педагогами образовательных центров для детей беженцев «Кузьминки», «Зеленоградский», «Пе374 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

рово», в каждом из которых работают психологи центра «Гра-тис». Врачи направляют пациентов в центр, если они пред­полагают наличие у них психологических или психосомати­ческих проблем. С директорами и педагогами психологи про­водят обсуждение направленности групповых тренингов, выявляют запрос на индивидуальную психокоррекционную работу, совместно анализируют процесс и результаты пси­хологической помощи. По запросу педагогов проводится пси­хологическое обследование детей. Как правило, работа детс­ких психологов включена в общее школьное расписание.

Позитивную роль во взаимодействии партнеров выпол­няют печатные издания: газеты, листовки, информирующие о направлениях деятельности организации, бюллетени. Так, центр «Гратис» при поддержке УВКБ ООН издает бюлле­тень «Мигранты из дальнего зарубежья», посредством кото­рого все желающие могут получить представление об осуще­ствлении программы психологической помощи.

Помимо взаимодействия с партнерами необходим обмен опытом и информацией с психологическими службами дру­гих регионов и стран. Так, центр «Гратис», совместно с дру­гими организациями, проводил встречи с представителями Международного Красного Креста (из Дании, Швеции, Югославии), Центра психологической помощи беженцам в Норвегии, Социального центра для беженцев в Киеве.

проблемы и принципы взаимоотношений

МЕЖДУ ПСИХОЛОГОМ И КЛИЕНТОМ-МИГРАНТОМ психологическая помощь: мотивация к обращению и

ОЖИДАНИЯ КЛИЕНТА

Психолог, оказывающий профессиональную поддержку вынужденным мигрантам, должен быть готов к тому, что мо­тивы, побудившие их обратиться за консультацией, запросы и ожидания существенно отличаются от таковых в обычной пси­хоконсультационной и психотерапевтической практике.

Обращение к психологу. Как правило, человек, обращаю­щийся за помощью к психологу или психотерапевту, доста­точно ясно осознает наличие у себя проблем, с которыми не может справиться самостоятельно. Приняв решение пройти

Проблемы и принципы взаимоотношений...

консультирование или курс психотерапии, клиент изначально имеет достаточно высокий уровень доверия к специалисту и определенные ожидания, поэтому вопрос психолога о при­чинах обращения не ставит человека в тупик. В отличие от этого вынужденные мигранты далеко не всегда приходят на прием по собственной инициативе — часто их направляют к психологу врачи, социальные работники, сотрудники обще­ственных организаций. Связано это с рядом причин. Так, в России отрасль психологической и психотерапевтической помощи все еще находится на стадии становления, и прибе­гают к такой помощи люди достаточно осведомленные и просвещенные. Многие же вынужденные мигранты даже не знают, кто такой психолог и чем он занимается. Смутные представления о психологической помощи тоже препятству­ют обращению к психологу, так как в этом случае люди час­то путают психологию и психиатрию и боятся, что их сочтут «сумасшедшими».

Особенно непривычна психологическая помощь для бе­женцев из Центральной Азии, представляющих коллективи­стские культуры, в которых в качестве буфера, смягчающего стресс, действует мощная социальная поддержка, осуществ­ляемая родственниками и знакомыми, в то время как в ин­дивидуалистских западных культурах эти функции часто бе­рут на себя психотерапевты (Росс, Нисбетт, 1999).

Кроме того, вынужденные мигранты, находясь за чертой бедности, главной причиной своих проблем считают мате­риальные трудности. Нельзя сказать, что они не замечают негативных изменений в себе и в отношениях с окружающи­ми, таких, как вспыльчивость, агрессивность, подавлен­ность, тревожность, ухудшение семейных отношений. Но большинство думают, что эти проблемы «снимутся» сами собой, как только будут решены материальные, жилищные и юридические вопросы, а обращение к психологу считают излишним.

Ожидания. При работе с обычным клиентом психолог на первой же встрече выявляет его запрос и ожидания. Сразу выяснять у вынужденного мигранта, какие личностные про­блемы привели его к психологу и что он надеется изменить в себе, вряд ли имеет смысл. Если запрос есть, он, скорее 376 Служба психологической помощи вынужденным

мигрантам

Проблемы и принципы взаимоотношений...

всего, социальный или медицинский. Часто вынужденные мигранты, особенно из Центральной Азии, не делают боль­ших различий между врачом и психологом, ожидая от пос­леднего медикаментозной помощи. Это сопряжено не только с отсутствием представлений о профессиональной психоло­гической помощи, но и с ориентацией на поиск внешнего воздействия — «делающего что-то с ними», «делающего их здоровыми».

Требуется тщательная и иногда длительная работа над тем, чтобы совместно сформулировать психологическую пробле­му клиента. Этому препятствует либо преувеличение клиен­том своих симптомов, либо преуменьшение. Преувеличивать свои проблемы клиент может в надежде на то, что его при­знают нетрудоспособным и это даст ему возможность полу­чать пособие или позволит надеяться на переселение в за­падную страну. Преуменьшение симптомов возможно из стра­ха, что клиента признают психически больным. Прежде всего, нужно четко разъяснить ему, в решении каких проблем по­могает психологическое консультирование или психотера­пия, и предоставить клиенту возможность сделать свой вы­бор — нужна ли ему такая помощь. После того, как решение принято, запрос сформирован, принципы и методы работы разъяснены, необходимо поработать над реалистичностью ожиданий, так как часто вынужденные мигранты ждут быс­трых и конкретных результатов, продолжают рассчитывать на лекарственную поддержку и надеяться на возможность через психолога добиться социальной и материальной помощи. Как правило, бывает трудно отграничить чисто социальные проблемы, адресуя их социальным работникам, и психологу приходится частично принимать на себя функции последних (транслировать проблемы в соответствующие инстанции, со­действовать клиенту в получении информации и т.д.).

Даже если клиент понял и принял условия и возможнос­ти психологической помощи, это не значит, что он будет соблюдать договоренности. Связано это, во-первых, с неста­бильностью положения вынужденных мигрантов и наличи­ем материальных проблем, которые отодвигают заботу о психическом и физическом здоровье на второй план. Во-вто­рых, большое значение имеют культурные различия. В част-

ности, представления об ответственности и времени. Напри­мер, как уже отмечалось, иное отношение ко времени в неко­торых восточных культурах приводит к сложностям плани­рования встреч с психологом: несоблюдение назначенного времени — приход раньше или опоздание на час-полтора — не рассматривается этими клиентами как нечто недопустимое.

На мотивацию беженцев и вынужденных переселенцев влияет и тот факт, что психологическая помощь, которая обычно достаточно высоко оплачивается клиентами, для них бесплатна. С одной стороны, возможность бесплатного про­хождения консультирования и психотерапии облегчает дос­туп вынужденных мигрантов к получению психологической помощи, с другой — снижает для них ее ценность и значи­мость.

Еще одним фактором, препятствующим обращению вынуж­денных мигрантов к психологу и установлению терапевтичес­кого контакта, может стать подорванное в результате пережи­тых травм доверие к людям. Кроме того, восприятие психолога в качестве посредника между помогающими организациями и мигрантами задает последним определенные границы довери­тельности. Объясним это на примере беженцев из дальнего за­рубежья. Получение ими регистрации, статуса, пособия и дру­гих льгот, наконец, их переселение в западную страну зависит от решения государственных и международных организаций. В частности, одним из важных моментов оказания помощи бе­женцам со стороны УВКБ ООН является информация о том, сразу после бегства попал человек в эту страну или после пре­бывания в каком-то другом государстве, предоставляющем убе­жище. Во втором случае возникают сложности с получением статуса, поэтому многие беженцы скрывают этот факт от пред­ставителей организаций и от психологов, опасаясь разглаше­ния своей подлинной истории. Отсутствие полного доверия к психологу определяет своеобразие терапевтического контакта, особенно на ранних его стадиях, и увеличивает вероятность того, что он может быть внезапно оборван (см. Тарабрина, 2001; Старостин, 2001).

Таким образом, как это ни парадоксально звучит, вы­нужденный мигрант обычно не знает, зачем он пришел на прием к психологу и что его ждет. В связи с этим перед пси378 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

хологом стоит важнейшая задача — проведение специальной работы по формированию мотивации к обращению за пси­хологической помощью и ожиданий вынужденных мигран­тов от консультирования и психотерапии. В качестве направ­лений такой работы можно рассматривать информационную и разъяснительную деятельность: индивидуальные беседы, проведение групповых встреч в местах компактного прожи­вания беженцев и социальных центрах, подготовку и рас­пространение брошюр о направлениях и методах психологи­ческой помощи, проблемах, с которыми можно обращаться к психологу. Важно также поддерживать тесные рабочие кон­такты с медицинскими и социальными работниками, ин­формировать их о сути психологической помощи и критери­ях, руководствуясь которыми они могут выявлять наличие психологических проблем и направлять беженцев и вынуж­денных переселенцев в психологические службы.

В процессе самого оказания помощи необходимо также постоянно работать над поддержанием мотивации клиента, разъясняя ему ход консультирования, его дальнейшие цели и задачи.

Виды и формы психологической помощи

ВЫНУЖДЕННЫМ МИГРАНТАМ

Важнейший принцип оказания психологической помощи вынужденным мигрантам — комплексное осуществление реабилитационно-коррекционных мероприятий и программ. Данный принцип отражает необходимость, во-первых, соче­тания в практической работе различных взаимодополняю­щих психотерапевтических и психоконсультационных подходов, методов и форм работы, во-вторых, учета трех основных блоков проблем, связанных с травматизацией, со­циальной депривацией и невротизацией вынужденных миг­рантов, в-третьих, взаимосвязи психодиагностической ра­боты и психокоррекциейных программ.

В работе с вынужденными мигрантами применяются раз­личные формы психологической помощи — индивидуаль­ная, семейная, групповая. Как детям, так и взрослым оказы­ваются различные виды поддержки — консультирование, пси­хотерапия, тренинги.

Проблемы и принципы взаимоотношений...

Любая форма работы должна быть направлена, в первую очередь, на позитивную поддержку и реабилитацию. Осу­ществление этого принципа возможно посредством активи­зации внутренних ресурсов личности, повышения самооценки и уверенности в себе, обучения эффективным способам пси­хологической самопомощи, формирования активной жиз­ненной позиции и преодоления тенденций иждивенчества и инфантилизма, активизации конструктивного общинного взаимодействия и взаимоподдержки (Солдатова, 2001).

Для ясного представления о том, какие виды и формы работы с вынужденными мигрантами наиболее адекватны, целесообразно воспользоваться классификацией уровней психологической помощи, предложенной Р. Каули (см. Бра­ун, Леддер, 1998). Различаются: верхний уровень, на котором в ходе общения с психологом происходит снятие груза про­блем и «вентилирование» чувств. На этом уровне проводится консультирование и поддерживающая психотерапия. На сред­нем уровне обсуждаются текущие проблемы, осознается их природа и происхождение, по мере развития терапевтичес­кого контакта начинается работа над защитными механиз­мами и бессознательной мотивацией, лежащими в истоках проблемы. И, наконец, на глубинном уровне главное внима­ние уделяется самому терапевтическому процессу — тому, как в общении терапевта с клиентом проявляются неосозна­ваемые мотивы, тревоги и защиты. На этом уровне работают психоаналитики.

Работа с вынужденными мигрантами соответствует, как правило, верхнему уровню — поддерживающей терапии и консультированию, так как это относительно здоровые люди, попавшие в кризисную ситуацию; «их защитные механизмы оказались недостаточно мощными или не сработали», и для них «глубокое проникновение не является необходимым, а часто и не желательно» (там же, с. 96). Поддерживающая психотерапия направлена на восстановление (например, в случае тяжелой утраты) или поддержание состояния в пре­делах нормы (как при серьезном заболевании, когда невоз­можна длительная терапия в неизменных условиях). На та­ком уровне психолог, главным образом, помогает клиенту в адаптации к настоящим условиям. 380 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

В работе с вынужденными мигрантами иногда показана динамическая психотерапия на средних, промежуточных уровнях, примером которой является краткосрочная дина­мическая терапия, разработанная Дж. Каримом, основателем Центра межкультурной терапии «Нафсият» (см. с. 444—446). На глубинных уровнях работа ведется только в исключитель­ных случаях. Временное пребывание мигрантов на новом месте и непредсказуемость, как это обычно бывает, момента пе­реезда делают опасным формирование зависимости, проис­ходящее в длительной глубинной психотерапии. Краткосроч­ная аналитическая терапия считается подходящей для слу­чаев, когда внутренние конфликты возникли во взрослый период жизни, а в детстве человека не было серьезных травм. В случае повторной травматизации показана долговременная психотерапия, которую можно проводить только в стабиль­ных условиях жизни: при наличии постоянного места про­живания и в нормальных социальных условиях.

Индивидуальное консультирование и психотерапия. В инди­видуальном консультировании и психотерапии психолог от­дает предпочтение тем формам, которые, на его взгляд, наи­более подходят для конкретного клиента и, опираясь на прин­цип рассмотрения личности в социальном контексте, работает с клиентом на основе учета его индивидуальных особеннос­тей, травматического опыта, изменения его социального ста­туса, особенностей актуальной жизненной ситуации, а так­же его планов на будущее. В индивидуальной работе одна из главных форм психотерапии — поддерживающая. Поэтому показаны в первую очередь такие направления работы пси­холога, как клиент-центрированная и подобные ей направ­ления «понимающей терапии».

Особое место в индивидуальной работе занимает психо­диагностика состояния и проблем мигрантов, что связано с затруднениями в формулировании запроса. В этом случае це­лесообразно применение как опросных, так и проективных методов, которые не только помогали бы выявлять наличие проблем, но и способствовали осознанию и пониманию не­обходимости их решения самим клиентом.

Несмотря на то, что индивидуальная работа с вынужден­ными мигрантами, в особенности, через переводчика, не-

Проблемы и принципы взаимоотношений...

обыкновенно трудоемка, требует больших временных затрат и не позволяет охватить большое количество людей, в некоторых случаях показана исключительно эта форма помощи. При рабо­те со взрослыми к таким случаям относятся серьезные психо­логические проблемы — переживание горя, выраженные эмо­циональные расстройства. Часто вынужденные мигранты, в особенности беженцы из стран Азии и Африки, боятся разгла­шения информации, рассказанной психологу. Это может быть связано как с политическими причинами, так и с тем, что человек не хочет, чтобы в общине знали о прохождении им консультирования или психотерапии. Особенно это касается мужчин, которые значительно реже, чем женщины, готовы на работу в группе. Индивидуальная работа с детьми показана в случаях отклоняющегося поведения, чрезмерной агрессивнос­ти или, напротив, замкнутости, застенчивости.

Как уже подчеркивалось, в индивидуальной работе важ­но учитывать культурные аспекты. Например, в начале взаи­модействия с беженцами из культур Центральной Азии ре­комендуют придерживаться непривычного для психолога-европейца или американца директивного стиля общения и фокусироваться не на личностных особенностях, а, напри­мер, на обсуждении изменений их физического состояния (Ivey et al, 1997; Но, 1987).

Групповая работа. В работе с мигрантами преимущество следует отдавать групповому формату, позволяющему охва­тить большое количество людей и использовать для поддер­жки внутриобщинные связи. Возможно проведение группо­вых тренингов, групп взаимопомощи, терапевтических групп. Мы уже обсуждали особенности групповой психотерапии с травмированными клиентами и проведения межкультурных групп (см. с. 72—73, 111—114, 209—216). Обобщим основные преимущества групповых методов.

Во-первых, в отношении проработки травматического опыта группа дает клиенту возможность разделить свои пе­реживания с теми, кто имеет схожий опыт, а значит — уйти от препятствующего реабилитации ощущения единственности своей травмы. В лице психолога члены группы видят челове­ка, не имеющего такого, как у них, опыта, поэтому в груп­пе происходят интенсивные процессы переноса и контрпе382 Служба психологической помощи вынужденным

мигрантам

реноса, работа с которыми предоставляет хорошую возмож­ность актуализации и ассимиляции травматических пережи­ваний. Во-вторых, групповой формат с учетом межкультур­ного аспекта способствует процессам адаптации клиентов к новой культуре, притом что работу можно проводить на разных уровнях — начиная с внешнего (тренинги), кончая глубинным (терапевтические группы). В-третьих, группа, по­мимо собственно психологических целей, осуществляет лич­ную и социальную поддержку, и в этом смысле терапевтич-ными являются сами отношения между членами группы; этот аспект особо акцентируется в группах взаимопомощи.

В работе с детьми хорошо зарекомендовала себя такая груп­повая форма, как периодические массовые мероприятия — игры, задействующие одновременно большое количество детей (30—50 человек) и длящиеся в течение нескольких дней, специальные конференции для подростков, выступ­ления «психологического театра» и др. (см. с. 114).

Семейное консультирование и психотерапия мигрантов, пожалуй, в наибольшей степени из всех видов психологи­ческой помощи зависит от культурных различий. Специалис­ты, работающие с семьями мигрантов и национальных мень­шинств, отмечают, что существующие принципы и техники семейной терапии могут быть диаметрально противополож­ны культурным ценностям и структуре семьи этнических меньшинств, и их применение может не только не приво­дить к ожидаемым результатам, но и наносить вред (Но, 1987). Сказанное обусловливает существенные отличия семейной терапии мигрантов от традиционной семейной терапии. Ос­тановимся на этих отличиях подробнее.

Семейная психотерапия с мигрантами приносит успех, когда работа фокусируется на наиболее «аккультурирован-ных» и мотивированных членах семьи, которые больше го­товы к взаимодействию с психологом: посредством измене­ния части системы изменяется и система в целом. С наиболее «подготовленными» членами семьи рекомендуется также проводить индивидуальные сеансы. Необходим индивидуаль­ный подход к общению с родителями и детьми: например, уважая традиционно авторитарную позицию родителей, сле­дует принимать их первыми, а детей — вторыми.

Проблемы и принципы взаимоотношений... 383

В отличие от традиционного сеттинга (50-минутные встречи в офисе), иногда практикуются двух- и трехчасовые сеансы у клиентов дома. Нередко функции психолога расширяются, и он выступает в роли учителя и культурного медиатора: по­могает семье формировать открытую систему, использую­щую все наличные ресурсы общины. Целесообразно также подключать естественные системы поддержки — работать в контакте с членами расширенной семьи, народными цели­телями, священнослужителями и религиозными лидерами.

переводчик и его роль во взаимодействии психолога с клиентом

Особое условие психологического консультирования бе­женцев из дальнего зарубежья — участие в работе перевод­чика. Личность переводчика наравне с личностью психолога включена в терапевтический процесс. От личностных качеств, этнической принадлежности и других особенностей перевод­чика во многом зависит ход консультирования. Самое важ­ное здесь — хороший контакт и полное взаимопонимание психолога и переводчика. Поэтому психологу необходимо ин­формировать переводчика об основных принципах и задачах своей работы.

Со временем происходит «психологическая профессио­нализация» переводчика, и одновременно повышается ве­роятность вовлеченности его в психоконсультационный или психотерапевтический процесс. Это требует особого внима­ния к проблемам, возникающим в процессе взаимодействия в треугольнике «психолог — переводчик — клиент». Напри­мер, клиент, считающий, что психолог его не понимает, может направлять раздражение на переводчика. Психолог, в свою очередь, может переводить (выливать) на переводчика свои чувства, вызванные клиентом. Такого рода проблемы требуют организации особых форм супервизии с участием переводчика.

Ошибки при переводе часто обусловлены языковыми не­соответствиями (например, трудно найти эквивалент слова •"Разочарование» на персидском). Согласно данным Дж. Прай-•«, больше ошибок делается при переводе ответов клиентов, чем вопросов психологов, больше при работе с психотичес384 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

кими клиентами, чем с невротиками. Наиболее распростра­нены ошибки при переводе вопросов психотерапевта: изме­нение формы вопроса — с открытой на закрытую и наоборот, изменение содержания вопроса и добавление собственных комментариев. Основные ошибки при переводе ответов кли­ента: опускание части ответа, свое добавление, ошибки вслед­ствие недостаточного знания языка (Price, 1975).

В присутствии переводчика — выходца из культуры клиен­та, последний, с одной стороны, чувствует поддержку челове­ка, понимающего его. С другой стороны, его присутствие зат­рудняет разговор на темы, которые клиент считает «детски­ми», «постыдными», «несущими зло». Иногда возникает и противоположная ситуация, когда, например, клиент ставит переводчика в затруднительное положение, рассказывая о чем-то и прося при этом не переводить сказанное психологу.

Установка переводчика — дружелюбная, деловая, автори­тарная или покровительственная — может способствовать или препятствовать формированию доверительного контакта пси­холога с клиентом. На продвижение процесса психотерапии большое влияние оказывает степень знакомства переводчика с культурой мигранта. Важен, конечно, и пол переводчика.

Ван дер Веер рекомендует придерживаться в работе с пе­реводчиком следующих правил:

• Клиент должен доверять переводчику, что требует по­литической и этнической совместимости. С другой стороны, переводчик должен быть объективен и нейтрален, поэтому не подходят родственники и друзья клиента.

• Установка переводчика должна соответствовать профес­сиональной ситуации, поэтому необходимо дружелюбное и уважительное отношение и неприемлемо покровительствен­ное и нетерпимое.

• Переводчик инструктируется переводить максимально точно, дословно, использовать форму от первого лица тог­да, когда ее использует клиент, переводить отдельные фра­зы, не суммируя их содержания, не пытаться формулиро­вать речь клиента более связно. Очень полезно перед сеансом обсудить с переводчиком предполагаемые темы встречи, а после сеанса — трудности, с которыми он столкнулся при переводе, и пережитые им эмоции.

Проблемы и принципы взаимоотношении...

• Собственный опыт может обусловливать искажения при переводе, например, переводчик опускает информацию, затра­гивающую его собственные негативные переживания, говорит от себя, что интервью слишком тяжело для беженца и т.д. Нуж­но также осознать, какие темы табуированы для переводчика.

• Для психотерапевта предпочтительнее работать с одним переводчиком, однако смена переводчика в процессе рабо­ты с клиентом может быть полезна, так как это вносит раз­нообразие в терапевтический процесс.

• Несмотря на языковый барьер, психолог не должен пре­рывать контакт глаз с клиентом и в ходе собственного выска­зывания, и в процессе перевода. Это повышает понимание кли­ентом сказанного, несмотря на возможные искажения при пе­реводе. Использование кратких вопросов и замечаний полезно, так как не переключает внимание на переводчика.

• Эмоциональные реакции переводчика важны для про­цесса, и время от времени следует прерывать беседу, чтобы узнать, что вызвало его реакцию.

• Иногда целесообразно спрашивать переводчика о его мнении об эмоциях клиента во время сеанса. Такие интер­венции выводят за рамки профессиональной работы пере­водчика и приближают его роль к бикультурному ко-тера-певту (Van der Veer, 1998. P. 82—84).

эффективное консультирование: требования к личности психолога

Помимо профессиональных знаний и практического опы­та, а также стремления постоянно расширять и то и другое, психолог-консультант или психотерапевт должен обладать оп­ределенным набором личностных качеств. Без них невозможно построить доверительные, поддерживающие отношения с клиентом, создать безопасную и здоровую психологическую атмосферу, помочь клиенту проанализировать его личные проблемы и проблемы взаимоотношений с окружающими людьми и выявить пути их решения. Какие же качества важ­ны для психологов, работающих с мигрантами?

Говоря о психотерапии как об искусстве, Дж. Бьюдженталь (ььюдженталъ, 2001) называет главным отличительным при­знаком всех видов искусства признание того, что личность ху386 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам

дожника служит его основным инструментом. Конечно, каж­дый творец стремится учиться, перенимать опыт других и оттачивать свое мастерство путем долгих тренировок, однако остается очевидным, что искусство — в нем самом, а не в тех средствах, которые он использует. Хотя большинство психоте­рапевтических школ и их представителей согласны с тем, что личность консультанта или психотерапевта является важней­шей составляющей успеха психологического консультирования или психотерапии, не существует однозначно определенного «списка черт», необходимых для эффективной работы.

Рассмотрим существующие представления об обязатель­ных личностных качествах, которыми должен обладать про­фессионал. Например, Комитет по надзору и подготовке кон­сультантов США установил следующие:

— доверие к людям,

— уважение ценностей другой личности,

— проницательность,

— отсутствие предубеждений,

— самопонимание,

— сознание профессионального долга (по Кочюнас, 1999).

Широко известна также «триада» американского психо­терапевта К. Роджерса, которая объединяет три условия пол­ноценного и успешного психотерапевтического процесса, определяемые личностью консультанта: подлинность, ис­кренность или конгруэнтность; позитивная, неосуждающая, безусловно принимающая установка по отношению к кли­енту; эмпатическое понимание. Такая триада необходима для создания атмосферы, способствующей раскрытию ресурсов клиента, его личностному росту и развитию.

Литовский психотерапевт Р. Кочюнас, суммируя и обоб­щая взгляды ряда психологов, предлагает следующую мо­дель эффективного консультанта:

— Аутентичность. Бьюдженталь (Bugental, 1965), называя это качество ключевым для психотерапевта, выделяет три основные признака аутентичного существования: полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в дан­ный момент и принятие ответственности за свой выбор. Аутен­тичность включает в себя ряд личностных характеристик, среди которых, например, честность и искренность.

Проблемы и принципы взаимоотношений...

Открытость собственному опыту подразумевает, что консультант осознает и принимает свои собственные чув­ства, включая негативные, и это позволяет ему хорошо кон­тролировать свое поведение. Также он проявляет терпимость и к разнообразию эмоциональных реакций клиента.

__ Развитие самопознания направлено на более глубокое

познание консультантом самого себя, что формирует реали­стичное самоотношение, адекватную самооценку и отноше­ние к жизни в целом.

Сила личности и идентичность позволяют консультанту действовать, руководствуясь собственной внутренней пози­цией и жизненными ценностями.

Толерантность к неопределенности включает уверенность в себе в неясных ситуациях, умение принимать риск и ответ­ственность, «вступая на незнакомую территорию» исследо­вания личности клиента.

Принятие личной ответственности за действия в про­цессе консультации позволяет психологу лучше контроли­ровать свое поведение, более конструктивно воспринимать критику и гибко строить взаимодействие.

Способность к глубоким отношениям с другими людьми подразумевает, что консультант не страшится свободно вы­ражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и клиентами, и способен воспринимать чувства и взгляды лю­дей без осуждения и категоричных оценок.

Постановка реалистичных целей означает признание ог­раниченности своих возможностей и отказ от стремления к идеальному совершенству, не впадая при этом в другую край­ность — апатию и пессимизм по поводу собственного бесси­лия. Неспособность к постановке реалистичных целей — один из наиболее весомых факторов профессиональной проблемы консультантов — эмоционального выгорания, о котором мы подробнее поговорим ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.088 с.)