Мысли, усиливающие стресс Мысли, снижающий стресс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мысли, усиливающие стресс Мысли, снижающий стресс



Невозможно изменить себя и свою жизнь.

Жизнь должна быть только приятной, в ней нет места боли, горю, страданиям.

Каждый человек должен сопереживать и помогать беженцам.

Отрицательные эмоции и чувства не зависят от человека, они возникают только из-за внешних обстоятельств.

Человек - хозяин своей жизни.

Не бывает жизни без несчастий и горя.

У многих людей есть серьезные проблемы, они тоже страдают и нуждаются в сочувствии.

Человек способен сам справляться со своими эмоциями и контролировать свое поведение.

Методы психологической помощи

Человек может самостоятельно изменить направление сво­их мыслей, посмотреть на жизнь с другой стороны.

БУДЬТЕ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Взаимная поддержка очень важна в трудной ситуации и сни­жает уровень стресса. Общая беда сближает людей. Людям вме­сте легче переносить невзгоды.

> Не отказывайтесь от помощи и поддержки других людей.

> По возможности оказывайте другим помощь и поддержку.

> Участвуйте в групповых мероприятиях (праздниках, собра-

ниях, встречах).

> Используйте любую возможность для дружеского общения.

> Объединяйтесь вокруг общего дела.

Говорите с людьми: разговор — важнейшее лечение от стресса.

> Рассказывайте о себе тем, кто вызывает у Вас доверие и го-

тов Вас выслушать.

> Говорите о том, что Вы чувствуете, а не только о том, что

случилось.

> Делитесь своими переживаниями с теми, кто оказался в та-

кой же тяжелой ситуации.

УЧИТЕСЬ РЕЛАКСАЦИИ - УМЕНИЮ РАССЛАБЛЯТЬСЯ Когда Вы раздражены и взволнованы, ваши мышцы напря­жены. При релаксации расслабляются мышцы, и снижается эмоциональное напряжение — уменьшается беспокойство, тре­вога, возбуждение.

Чтобы овладеть релаксацией, нужна тренировка. Но есть и очень простые способы, доступные каждому человеку. > Сделайте паузу в середине дня. Спокойно посидите или поле­жите в течение 10 минут, ни о чем не думая. Медленно вы­пейте 1—2 стакана воды.

Миграция как переживание жизненных ситуаций

> Возьмите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно его

рассмотрите. Разглядывайте его до тех пор, пока не сможе­те представить его в деталях с закрытыми глазами.

> Если хочется поплакать, не сдерживайте себя. Постарайтесь

уединиться и дайте волю слезам.

> Расположитесь удобно. Сделайте глубокий вдох и выдох, по-

дышите спокойно. Вспомните какое-нибудь приятное мес­то, в котором вы бывали раньше. Представьте, что вы сей­час там. Почувствуйте звуки, запахи, вспомните свои ощу­щения. Ощутите радость от своего хорошего настроения. Через десять минут глубоко вздохните и откройте глаза.

> Упражнение по снятию напряжения «Сверху-вниз: от глаз до

ног»

I. Плавно повращайте глазами — два раза в одном направ­лении, а затем два раза в другом. Пять секунд смотрите на дале­кий предмет, а потом на близкий, расположенный на одной

линии. Крепко зажмурьтесь, а затем рас­слабьтесь.

2. Несколько раз широко зевните.

3. Расслабьте- шею, сначала покачав го­ловой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.

4. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.

5. Расслабьте запястья и поводите ими.

6. Сожмите и разожмите кулаки, расслаб­ляя кисти рук.

7. Три раза глубоко вздохните.

8. Мягко прогнитесь в позвоночнике впе­ред-назад и из стороны в сторону.

9. Напрягите и расслабьте ягодицы.

10. Напрягите и расслабьте икры ног.

II. Покрутите ступнями.

12. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх.

Существует множество способов уменьшения стресса. Вы познакомились только с самыми простыми из них. Вы можете научиться и более сложным и эффективным приемам — меди­тации, аутотренингу, самомассажу. В этом случае Вам нужна профессиональная помощь психолога.

Методы психологической помощи

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Раскройте понятия «стресс» и «травма».

2. Охарактеризуйте травматический опыт вынужденных мигрантов.

3. Какое влияние оказывает травматический опыт на пси­хику пострадавшего?

4. Охарактеризуйте формы, фазы и проявления горя.

5. Как влияет травматический опыт на систему базовых убеждений личности?

6. Назовите основные критерии посттравматического стрес­сового расстройства. Какие методы используются для диаг­ностики ПТСР?

7. Каковы особенности ПТСР у детей? Как можно выя­вить ПТСР у ребенка?

8. Опишите механизмы и последствия организованного насилия.

9. Какие основные методы используются при оказании психологической помощи людям, пережившим травматичес­кий опыт? Кратко охарактеризуйте их.

рекомендуемая литература

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство МГУ,

1984.

2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.: Шанс, 1992.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стресса. М.: Из-

дательство МГУ, 1993.

4. Психическое здоровье беженцев. К.: Сфера, 1998.

5. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-

аналитический бюллетень РОКК, 2001. № 2.

6. Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-

аналитический бюллетень. 2001. № 3.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического

стресса. СПб.: Питер, 2001.

10. ФранклМ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

11. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

 

Миграция как переживание перемен и культурных различий 129

ЧАСТЬ!

ВСТРЕЧА С НОВОЙ КУЛЬТУРОЙ: ВТОРАЯ СТАДИЯ ТРАВМАТИЗАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Слово «вынужденный» сопровождает мигранта и после пе­реселения. Другая культура вынуждает его отказаться от пре­жнего образа жизни, принять иные социальные нормы, пра­вила и способы поведения. Этот процесс называется социо­культурной адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление).

Покинув ставший небезопасным для него родной и при­вычный мир, с тяжелым грузом утрат, с подорванным фи­зическим и психическим здоровьем, мигрант сталкивается с новыми трудностями, кажущимися ему непреодолимыми. Что он переживает в процессе адаптации к новой среде? В пер­вую очередь — кардинальные изменения в самом широком диапазоне. Меняется все: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в соб­ственной семье. Самая важная часть изменений — культур­ные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают при­езжих. Невидимые социальные границы не менее прочно, чем каменные стены, изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. А ведь этим людям, как никому другому, помимо материальной и социальной помощи, так необходимы человеческая поддержка и участие.

Главная цель данной лекции — раскрыть особенности со­циокультурной адаптации мигрантов в новой среде. В связи с этим мы остановимся на трех аспектах процесса пережива­ния ситуации вынужденной миграции: переживании пере­мен, культурных различий, депривации и изоляции.

Даже при благоприятных условиях адаптация — трудный, стрессогенный процесс. Она считается успешной, если человек

/

реализует свой личностный потенциал, свои возможности и способности и справляется с возникающими психологически­ми и социокультурными проблемами. Адаптация — один из основных критериев разграничения нормы и патологии в пси­хической деятельности человека. Этот процесс включает в себя не только приспособление, но и согфотйвление, не только самоизменение, но и стремление изменить среду. Уровни и формы успешной адаптации весьма разнообразны, и ее ре­зультаты в различных сферах могут сильно отличаться.

\/\ В качестве основных показателей успешности социокуль-ной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение

ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа) г участие в социальной и культурной жизни принимаю­щего общества; удовлетвррительное психическое состояние и физическое здоровье,* адекватность в общении и в меж­культурных отношениях, целостность и интегрированность личности. В первой части лекции остановимся на особеннос­тях процесса социокультурной адаптации мигрантов и ана­лизе переживания ими перемен, культурных различий, изо­ляции и социальной депривации. Во второй части будут пред­ставлены культурно-ориентированные формы и методы психологической помощи мигрантам в решении практичес­ких проблем социокультурной адаптации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.009 с.)