Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арнольд Шёнберг Альбан Берг Антон Веберн
Творческие усилия нововенцев по созданию додекафонной системы, поиски новых образов и выразительных средств произвели глубокий переворот в музыкальной культуре. Но было бы неверно считать, что новаторские устремления разрывали связь современной музыки с предшествующими традициями. Само название «нововенская школа» указывает на преемственность с эпохой венского классицизма, также принёсшего немало новых идей. Творческие интересы двух немецких композиторов, Ханса Эйслера и Курта Вейля, находились в области «демократических» жанров — песни, марша, мюзикла. Ханс Эйслер (1898—1962) начинал свой путь как ученик Арнольда Шёнберга и автор, близкий к экспрессионизму. Однако, переехав из Вены в Берлин (1924 г.) и вступив в Коммунистическую партию Германии (1926 г.), он сосредоточился на жанре массовой песни. Эйслер стремился, по его собственным словам, писать музыку, «полезную для дела социализма». Он создал разновидность жанра, названную исследователями песня-плакат. Её основа — энергичный маршевый ритм, простая, выразительная в своей чёткости мелодия с так называемыми «интонациями борьбы». Большое влияние на творчество и мировоззрение Эйслера оказал немецкий писатель Бертольд Брехт, ставший автором текстов некоторых песен композитора. Курт Вейль (1900—1950), как и Эйслер, свои самые известные произведения создал в сотрудничестве с Бертольдом Брехтом. Будучи человеком левых взглядов, композитор, тем не менее, не стремился насыщать собственные сочинения политическими идеями. Сатирическая драма с музыкой «Трёхгрошовая опера» (1928 г.), написанная на либретто Брехта, — сатира скорее на социальные и нравственные нормы, нежели на политические. Сюжет заимствован из знаменитой «Оперы нищего», поставленной в Лондоне ровно двести лет назад и ставшей блестящей пародией на сценические штампы итальянской оперы. «Трёхгрошовая опера» — одно из первых произведений в жанре мюзикла (англ. musical, от musical comedy — «музыкальная комедия») — музыкально-драматического спектакля, основанного на эстрадной музыке. Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895—1982) в своём творчестве стремился создать новые формы музыкального театра — соединить традиции разных эпох, стилей и типов музыки. Его собственный музыкальный почерк сложился под влиянием двух абсолютно разных явлений: ярмарочного народного театра, которым будущий композитор увлекался в детстве на своей родине в Баварии (область на юге Германии), и полифонии строгого стиля.
Уже в зрелые годы Орф пришёл к мысли, что любое музыкальное произведение должно представлять собой спектакль, в котором театральными средствами будет раскрываться смысл хоровой и инструментальной музыки. Наиболее полно творческие принципы Орфа воплотились в цикле сценических кантат «Триумфы». Цикл состоит из трёх произведений: «Кармина Бурана» (лат. «Баварские песни», 1937 г.), «Катулли кармина» (лат. «Песни Катулла», 1943 г.), «Триумф Афродиты» (1953 г.). «Кармина Бурана» написана на стихи вагантов — средневековых бродячих актёров и поэтов, создававших очень разные по духу стихотворения (от философской лирики до сатиры). Музыка представляет собой тонкую стилизацию средневековых сочинений; она основана на одноголосном звучании хора, на ровных, лишённых больших скачков мелодиях и т. д. Однако за внешней строгостью чувствуется большая внутренняя смелость и новизна. Неоклассицизм — общее название художественных течений второй половины XIX— XX века, основывающихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. Для неоклассицизма в музыке свойственно обращение главным образом к художественным принципам и стилистике барокко и венской классической школы как противопоставление романтической субъективности экспрессионизма и веризма. Воссоздание старинных жанров и форм сочетается с обновлением музыкального языка. Творчество немецкого композитора Пауля Хиндемита (1895—1963) связано с неоклассицизмом, однако термин «неоклассицизм» по отношению к его сочинениям можно применить довольно условно: композитор опирался на традиции, существовавшие задолго до классицизма. Особенно глубока связь музыки Хиндемита с творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Как и Бах, Хиндемит писал полифоническую музыку. Однако полифония для него (как и для Баха) — не просто технический приём, а способ мышления. Эмоциональное содержание произведений Хиндемита очень богато: в них есть и тонкие лирические краски, и едкая ирония, и захватывающая страстность. Отличительная черта музыки — рациональное совершенство форм и глубина идей. Хиндемит — композитор-интеллектуал, строивший свои сочинения на философских и духовных размышлениях.
Хиндемит 20-х — начала 30-х гг. в глазах современников был экспериментатором и бунтарём, дерзко ломавшим традиционные представления о музыкальных жанрах и формах. Так, в фортепианной сюите «1922» он остроумно пародировал модные танцы — шимми, вальс-бостон. Комическая опера «Новости дня» (1929 г.) сатирически рассказывает о влиянии рекламы и бульварной прессы на сознание современного человека. Однако бунтарский сарказм лишь одна сторона творческого облика Хиндемита тех лет. Именно в «бунтарские» годы появился шедевр неоклассицизма — цикл концертов «Камерная музыка» (1922—1927 гг.). Композитор обратился к важнейшему жанру эпохи барокко — кончерто гроссо. В тот же период появились первые произведения для альта: соната для альта и фортепиано (1919 г.), соната для альта соло (1922 г.), «Камерная музыка № 5». Альтист-виртуоз, Хиндемит сумел в корне изменить отношение к этому инструменту. Сочинения Хиндемита впервые выявили великолепные тембровые качества и технические возможности альта. Пауль Хиндемит был духовным наследником просветительских традиций эпохи романтизма. В 20-х гг. он возглавил движение «Бытовая музыка», представители которого выступали за возрождение домашнего музицирования и любительского творчества. Хиндемит и его единомышленники считали, что это единственная возможность поддержать интерес к серьёзной музыке, противостоять давлению эстрадных жанров. В начале 30-х гг. движение распалось, но Хиндемит до конца жизни остался верен его принципам. Пришедшие в 1933 г. к власти нацисты объявили музыку Хиндемита «дегенеративным искусством», в официальной прессе началась кампания за её запрещение, и в 1938 г. композитор покинул Германию. Среди произведений Хиндемита 40-х гг. особое место занимает сочинение для фортепиано «Игра тональностей» (лат. «Lucius tonalis», 1942 г.), посвященное двухсотлетию цикла прелюдий и фуг Баха «Хорошо темперированный клавир». Композитор демонстрирует собственную оригинальную систему тональностей, подобно тому как Бах показал особенности темперированного строя. Одна из самых интересных работ позднего периода творчества Хиндемита — опера «Гармония мира» (1957 г.). Это объёмное произведение (состоит из пяти актов) композитор написал на собственное либретто. Он обратился к событиям прошлого — действие происходит в Германии в 1630 г., в период междоусобиц. В центре оперы — историческое лицо: астроном и математик Иоганн Кеплер, идеи которого глубоко волновали композитора. В зрелые годы Хиндемит пришёл к тому, что законы построения музыкального произведения подобны законам устройства Вселенной, открытым Кеплером. Сюжет, абсолютно чуждый законам оперного жанра, был актуален для человека 50-х гг. XX в., который понял, что оборотная сторона научных достижений — атомная бомба. Своим творчеством Пауль Хиндемит стремился изменить нравственную жизнь человека. Композитор говорил просто и строго: «Есть две вещи, к которым следует стремиться, — профессионально честная музыка и чистая совесть. И о том и о другом я уже позаботился». КОМПОЗИТОРЫ «ШЕСТЁРКИ»
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.) |