Вольфганг амадей моцарт людвиг ванн бетховен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вольфганг амадей моцарт людвиг ванн бетховен



«Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» — это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770—1827), произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой — запечатлело черты нового, романтического искусства. От классицизма в произведениях Бетховена — возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма — смелое экспериментаторство в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности.

Традиции классицизма Бетховен использовал уже как мастер XIX столетия — опираясь на наследие Гайдна и Моцарта, он значительно расширил возможности музыкального искусства. Бурная, стремительная и порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная мощь и сила «Героической симфонии» выражали какие-то новые чувства, порою остававшиеся еще непонятыми, но потрясающие слушателей. Для произведений позднего периода творчества композитора (20-е гг. XIX в.) характерны сдержанность чувств и философская углублённость, что значительно отличает их от страстных и драматических ранних сочинений.

В 1824 году он создает «Торжественную мессу» ре-мажор— величественное хоровое произведение духовного содержания на латинском языке, а вслед за ним Девятую симфонию, по праву считающуюся венцом всего творчества композитора. В ней в дополнение к оркестру композитор ввел певцов-солистов и хор. Прекрасная музыка финала данного произведения, напоминающая гимн, призывает всех людей к объединению, счастью и радости. Последними сочинениями Бетховена были квартеты, необычные по своему строению, сложные по замыслу.

За свою жизнь Бетховен написал девять симфоний, тридцать две сонаты для фортепиано (а также для скрипки и виолончели), шестнадцать струнных квартетов, оперу «Фиделио» (1802—1814 гг.), «Торжественную мессу» (1823 г.), пять концертов для фортепиано и один для скрипки с оркестром, увертюры, отдельные пьесы для разных инструментов.

Удивительно, но многие сочинения (в том числе Девятую симфонию) композитор написал, будучи уже совершенно глухим. Однако и его последние произведения — сонаты для фортепиано и квартеты — непревзойдённые шедевры камерной музыки.

Зарубежная музыка и музыка России XIX века

На рубеже XVIII—XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление — романтизм (фр. romantisme). В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека.В романтизме нашло отражение то разочарование в итогах Французской революции конца XVIII века, в идеологии Просвещения и прогрессе человечества, которое переживали передовые умы общества. Представители данного направления стремились, порой неосознанно, к безграничной свободе, обновлению и обретению гражданской независимости. Однако их идеалы были далеки от действительности. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, целительной природы, героики протеста или национально-освободительной борьбы у романтиков соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», облекающимися в формы иронии, гротеска или трагикомического. Интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.

В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления привело к изменениям в системе музыкальных жанров. Композиторы-классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт. Романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движения души. Получили развитие песня и романс. Особое место в музыке заняла любовная лирика.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковалось очень широко. Программой могло служить название сочинения, указывающее на определённое состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и излагал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств — литературы, живописи и музыки.

Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередки фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы — как отражение внутреннего состояния человека.

Многие композиторы-романтики были убеждены, что через музыкальное просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижёрами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов.

С середины XIX столетия в музыке Западной Европы появились черты реализма (от ср.-век. лат. realis — «действительный»). Новый художественный метод утверждался, прежде всего, в опере. Композиторы стремились показать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций, правдиво передать в музыке психологическое состояние героев. Оперные персонажи перестали делиться на «положительных» и «отрицательных», каждый представал во всей сложности и противоречивости характера.

Первым представителем романтизма стал австрийский композитор Франц Шуберт (1797—1828). До конца дней композитор зависел от случайных заработков, пребывал в бедности, часто даже не имел собственной квартиры, жил у знакомых.

Утешение он находил в общении с друзьями. Вокруг Шуберта сложился кружок поклонников его творчества. Они часто собирались вместе, импровизировали, пели, читали стихи. Эти вечера стали называть «шубертиадами». Иногда произведения рождались тут же, на глазах друзей.

За свою короткую жизнь Шуберт создал более тысячи сочинений; это фортепианные и оркестровые произведения, песни. Но при жизни композитор получил признание лишь как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры были надолго забыты.

Инструментальная музыка Шуберта связана с традициями венской классической школы. Композитор написал девять симфоний. Особенно популярны Восьмая и Девятая. Восьмая, имеющая подзаголовок «Неоконченная» (1822 г.), — одно из самых ярких произведений не только в творчестве Шуберта, но и в мировой симфонической музыке. Бурные романтические чувства сочетаются здесь с ясной классической формой, произведение отличается стройностью композиции. Вместо обычных для этого жанра четырёх частей симфония имеет две: первая — драматическая, вторая — лирическая.

Песенный дар Шуберта наложил отпечаток на все области его творчества, в том числе на фортепианную музыку. Значительную часть наследия композитора составляют небольшие музыкальные пьесы, или миниатюры. Композитор также обращался и к жанру сонаты.

Музыка Франца Шуберта проникнута простыми и искренними чувствами, она непосредственна, эмоциональна и светла — за это её и любят слушатели.

Одним из основоположников музыкального романтизма в Германии и создателем немецкой национальной оперы стал композитор, дирижёр и пианист Карл Мария фон Вебер (1786—1826), общественный деятель, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни

в Германии и росту авторитета и значения национального искусства. Большое влияние на развитие музыкального театра Германии оказали и последующие романтические оперы Вебера — «Вольный стрелок»(1821 г.) «Эврианта» (1823 г.) и «Оберон» (1826 г.).

Композитор создавал также произведения в инструментальных жанрах. Виртуозная фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» (1819 г.) — образец концертного сочинения в ритме вальса, построенного на частой смене контрастных образов. Это сочинение положило начало традиции концертных вальсов Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Ференца Листа и других мастеров. В творчестве Вебера впервые появился одночастный инструментальный концерт (например, «Концерт-штюк» для фортепиано с оркестром, 1821 г.) — форма, которая в дальнейшем часто использовалась в романтической музыке. Композитор обращался и к вокальной миниатюре (написал более ста песен).

Композитор, дирижёр, пианист и органист Феликс Мендельсон (Мендельсон-Бартольди) (1809—1847) — представитель романтизма в немецкой музыке. Мендельсон много работал в жанрах симфонической музыки. Самые известные симфонии — «Итальянская» (1833 г.) и «Шотландская» (1842 г.) — написаны под впечатлением от путешествий по Европе. Здесь и образы природы, и картины народного быта. Прекрасный пример соединения черт классицизма и романтизма — скрипичный концерт (1844 г.). Композитор создал новый романтический жанр — программную концертную увертюру. Пример подобного произведения — увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826 г.). Это начальная часть музыки, которую Мендельсон написал для театральной постановки одноимённой комедии Уильяма Шекспира. Знаменитый «Свадебный марш» — часть этого сочинения.

В своём творчестве композитор использовал интонации немецких народных песен. Таковы «Песни без слов» (1829—1845 гг.) — цикл из сорока восьми произведений для фортепиано. Музыка проникнута поэтичностью и взволнованностью, мечтательностью и мягким юмором. В наследии композитора есть также оратории и оперы, но они менее известны.

Феликс Мендельсон был талантливым дирижёром. Он много сделал для того, чтобы его современники познакомились с лучшими достижениями мировой музыкальной культуры. Под управлением Мендельсона после ста лет забвения были исполнены «Страсти по Матфею» Баха, впервые прозвучали Девятая («Большая») симфония Шуберта, многие оратории Генделя, некоторые произведения Моцарта. Композитор также предпринял полное издание сочинений Баха, тем самым заново открыв для слушателей творчество немецкого мастера.

По инициативе Мендельсона в 1843 г. было образовано первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии — Лейпцигская консерватория. Это событие способствовало созданию нового музыкального направления — лейпцигской школы. Вокруг композитора объединились музыканты-романтики, которые в своём творчестве развивали традиции немецкой и австрийской музыки.

Прославленный Роберт Шуман (1810—1856) по праву считается одним из величайших музыкантов и композиторов своего времени. Практически никто не может сравниться с ним в проникновенности, с которой он передавал тончайшие нюансы человеческой души. Он ненавидел косность и вел активную борьбу за введение новых прогрессивных элементов в музыкальное искусство.

В 1834 г. Шуман основал в Лейпциге периодическое издание «Новый музыкальный журнал» и в течение десяти лет был его главным редактором. Форма статей, публиковавшихся в журнале, была необычна: не унылые рассуждения, а «письма», «дневниковые записки», «сценки из жизни», диалоги. Обладая тонким художественным вкусом, Шуман находил такие поэтические сравнения, что у читателя создавалось впечатление, будто он сам слышит музыку.

Шуман верил в существование духовного союза музыкантов и называл его «Давидсбунд», что в переводе с немецкого означает «Давидово братство». Время расцвета композиторского таланта Шумана приходится на 30-е гг. XIX в. Тогда появились циклы фортепианных пьес «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Крейслериана» (1838 г.) и многие другие, а также фортепианные сонаты. «Карнавал» состоит из двадцати маленьких пьес, и у каждой — свои герои. Это и дорогие Шуману люди — будущая жена Клара Вик (пьеса «Киарина»), первая любовь композитора Эрнестина фон Фриккен («Эстрелла»), и выдающиеся музыканты — Фридерик Шопен, Никколо Паганини, и двойники самого композитора — Флорестан и Эвзебий. В «Карнавале» участвуют персонажи итальянской комедии масок (Коломбина, Панталоне, Арлекин, Пьеро) и просто Танцующие буквы. Шуман сумел передать самое характерное в облике героев. Музыкальные портреты получились очень узнаваемыми и настолько зримыми, будто их нарисовал художник на холсте.

Композитор создал несколько вокальных циклов; наиболее известные из них — «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты». Все три цикла появились в счастливом для Шумана году — 1840-м. Тогда он женился на Кларе Вик, которую давно любил.

Роберт Шуман обращался и к крупным жанрам. Он автор концерта для фортепиано с оркестром (1845 г.), четырёх симфоний. Первая и Третья симфонии имеют названия: соответственно «Весенняя» (1841 г.) и «Рейнская» (1850 г.). Композитор написал ораторию «Рай и Пери» (1843 г.) по романтическому «восточному» произведению английского поэта Томаса Мура «Лалла Рук»; сочинил музыку (1849 г.) к драматическому сочинению английского поэта Джорджа Гордона Байрона «Манфред», оперу «Геновева» (1850 г.; в основу сюжета легла средневековая легенда).

Заслуга в создании польской музыкальной школы принадлежит Фридерику Шопену (1810—1849). Этот композитор, прославившийся, подобно Моцарту и Бетховену, и как гениальный пианист. Он внес огромный вклад в развитие музыки, обогатил ее новым содержанием и образами, раскрыл ее особые выразительные возможности, ввел новые приемы музыкального исполнения. В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры, за исключением камерных сочинений — одного трио для фортепиано, скрипки и виолончели, двух пьес для виолончели, около 20 песен.

Мировую славу Шопену принесли произведения, написанные в «парижский» период. Проникновенный лиризм, мелодическое богатство и изящество ранних сочинений дополнились глубоким драматизмом, подчас трагизмом. Наряду с лирическими образами в музыке появились страстные, мужественные, волевые черты. Польская тема — тёплые воспоминания о родине, соединённые с горечью разлуки, — стала ведущей в творчестве композитора.

Многие произведения композитор создал в ритме польских народных и городских танцев (мазурка, полонез, вальс). Мазурки Шопена — это маленькие музыкальные поэмы, грустные, драматические и лирические; полонезы звучат величественно, воскрешая славные времена рыцарской Польши; в вальсах слышится воспоминание о счастливых днях на родине; баллады, напротив, драматичны и даже трагичны по содержанию. Настоящей энциклопедией творчества Шопена стали его прелюдии (1839 г.) — двадцать четыре краткие пьесы, каждая из которых — законченная картина. То же можно сказать и об этюдах композитора. До Шопена этюд (от фр. étude — «изучение») считался пьесой, предназначенной для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Композитор, сохранив форму (использование только одного вида техники), превратил этюд в виртуозный и глубокий по содержанию жанр. В творчестве Шопена приобрёл классически совершенную форму и ноктюрн (фр. nocturne, от лат. nocturnus — «ночной»), В пьесах сочетаются пленительно-лирические и глубоко драматические образы. Шопен отдал дань и классическим формам. Одно из высших достижений композитора — знаменитая Соната си бемоль минор с Траурным маршем (1839 г.). Фридерик Шопен умер от туберкулёза в возрасте тридцати девяти лет. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже, а сердце — в Польше. Так хотел сам композитор. Большую часть жизни Шопен провёл вдали от родины, но для соотечественников он — национальная гордость.

Французскому композитору-романтику Гектору Берлиозу (1803—1869) музыкальная культура обязана появлением программных симфонических произведений. В основе его симфоний лежит литературный сюжет, который мастер раскрывает музыкальными средствами. В отличие от авторов программных сочинений XVII—XVIII вв., дающих лишь намёк на возможное понимание музыки, Берлиоз подробно объяснял содержание своего произведения в словесном тексте, предпосланном нотному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.014 с.)