Музыка Древнего мира и Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка Древнего мира и Средневековья



Введение

 

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Самая сложная область профессионального музыкального искусства — классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьёзное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений стоят те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, богословов, писателей. Именно поэтому в истории классической музыки можно встретить те же стили и направления, что и в истории изобразительного искусства, архитектуры или литературы, — барокко, романтизм, импрессионизм и т. д. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.

Особая сфера классической музыки — духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Чтобы воспринять такую музыку, нужно обладать определёнными религиозными знаниями, культурой и деликатностью.

Слушать классическую музыку нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовленности. Однако это не означает, что мир классической музыки недоступен. Чтобы войти в него, необходимы лишь большое желание и немного терпения — и тогда слушатель с удивлением обнаружит, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел.

Музыканты. Роспись гробницы. Музыканты. Фрагмент рельефа. Ассирия. 668-627гг. до н. э.

Древний Египет. XIV в. до н.э.

Было развито хоровое пение; умение петь и управлять хором входило в обязанности писцов. В Двуречье музыканты не только создавали и исполняли музыку, но и накапливали знания по музыкальной теории.

Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках — Ригведе (X в. до н.э.), Атхарваведе и Самаведе (первая половина I тысячелетия до н.э.) — есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Трактат «Натьяшастра» (I в. до н.э.) посвящен театру, музыке и танцу. В индийской музыке применялось семь основных звуков (они соответствуют европейской гамме). Главным принципом индийской музыки была импровизация, в основе которой лежала рага (от санскр. «цвет») — традиционная устойчивая мелодия. Слово «рага» использовалось и для обозначения жанра, основанного на данной мелодии. Мелодический строй раги подчинялся её содержанию. Раги были призваны вызывать у слушателя определённые чувства и состояния: любовь, веселье, отвращение, гнев, удивление, успокоение. Некоторые раги наделялись магическими свойствами: способностью вызывать дождь, пожар и т. д. В зависимости от характера раги исполнитель должен был придавать лицу нужное выражение или надевать соответствующую маску и пользоваться надлежащими жестами.

Музыка эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Существенные изменения происходят и в музыкальной культуре, которую теперь представляют несколько новых влиятельных творческих школ и непосредственно связанные с ними выдающиеся композиторы: Франческо Ландини (XIV век), Гийом Дюфаи и Иоханнес Окегем (XV век), Жоскен Депре (XVI век) и др.

Ренессанс имеет неравномерные историко-хронологические границы в разных странах Европы. В Италии он наступает в XIV веке, в Нидерландах начинается в XV столетии, а во Франции, Германии и Англии его признаки наиболее отчетливо проявляются в XVI веке. Вместе с тем развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжавшими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи.

Художественная культура Ренессанса — это личностное начало с опорой на науку. Необычайно сложное мастерство полифонистов XV–XVI веков, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров. Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Кроме того, в них ярче проявляется личность автора, творческая индивидуальность художника (это характерно не только для музыкального искусства), что позволяет говорить о гуманизации как о ведущем принципе ренессансного искусства. В то же время церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного.

К XV веку складывается так называемая полифония «строгого письма», правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки. Композиторы сочиняли свои мессы, используя в качестве основного тематизма заимствованные мелодии (григорианский хорал и другие канонические источники, а также народно-бытовую музыку)—так называемые cantus firmus, придавая при этом огромное значение технике полифонического письма, сложному, порой изощренному контрапункту. В то же время шел непрерывный процесс обновления и преодоления сложившихся норм, в связи с чем постепенно все большее значение получают светские жанры.

Ранее Возрождение

С началом XV века в музыкальной культуре ряда европейских стран все отчетливее проступают черты, присущие эпохе Ренессанса. Несколько слов следует сказать о самых крупных музыкантах данного периода. Прежде всего это Джон Данстейбл в Англии — первоклассный мастер-полифонист, великолепный мелодист, автор крупных произведений для хора, в том числе мессы.

Далее необходимо назвать Гийома Дюфаи (около 1400–1474), произведения которого, по сути, являются более чем полувековым этапом в истории нидерландской школы музыки, сложившейся во второй четверти XV века.

Творчество младших современников Дюфаи— Иоханнеса Окегема и Якоба Обрехта—относят уже к так называемой второй нидерландской школе. Оба композитора являются крупнейшими фигурами своего времени, определившими развитие нидерландской полифонии во второй половине XV века.

Иоханнес Окегем (1425–1497) большую часть жизни работал при капелле французских королей. Важнейшее место в его творчестве занимала месса. Он обнаружил потрясающее мастерство развития мелодических линий в полифонических ансамблях. Его музыке присущи некоторые готические черты: образность, внеиндивидуальный характер выразительности.

Якоб Обрехт (1450–1505) работал в капеллах Антверпена, Камбрэ, Брюгге и др., служил также в Италии. Унаследовал от своих предшественников и старших современников виртуозную полифоническую технику, сложившиеся традиции нидерландской полифонической школы. Однако для его стиля характерны индивидуальные черты, в том числе отход от готической отрешенности, вызывающие противопоставления, сила эмоций,

связь с бытовыми жанрами.

Высокое возрождение

Первая треть XVI века в Италии — период Высокого Ренессанса, время творческого подъема и небывалого совершенства, воплотившихся в великих произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Складывается определенная общественная прослойка, силами которой устраиваются театральные спектакли, музыкальные праздники. Развивается деятельность различных академий искусств. Чуть позже период высокого расцвета наступает и в музыкальном искусстве, причем не только Италии, но и Германии, Франции, других стран. Огромное значение для распространения музыкальных произведений имеет изобретение нотопечатания.

Традиции полифонической школы остаются по-прежнему сильными, но отношение к выбору тем меняется, увеличивается эмоционально-образная насыщенность произведений, усиливается личностное, авторское начало. Все эти черты проявляются уже в творчестве итальянского композитора Жоскена Депре, родившегося около 1450 года в Бургундии и бывшего одним из величайших композиторов нидерландской школы конца XV—начала XVI века. Нужно отметить, что Жоскена Депре с полным правом можно считать не только талантливым контрапунктистом и чутким музыкантом, но и великолепным художником, способным передать в своих произведениях самые тонкие оттенки чувств и различные настроения.

В Италии в эпоху Высокого Ренессанса наблюдается расцвет светских жанров. Вокальные жанры развиваются по двум главным направлениям — одно из них близко к бытовой песне и танцу (фроттолы, вилланеллы и др.), другое же связано с полифонической традицией (мадригал).

Мадригал как особая музыкально-поэтическая форма давал необыкновенные возможности для проявления композиторской индивидуальности. Основным содержанием его была лирика, жанровые сцены, однако в творчестве Карла Джезуальдо де Венозы мадригальная образность получила трагическую, скорбную окраску. В венецианской школе расцветали жанры сценической музыки (попытка возрождения античной трагедии). Обретали самостоятельность инструментальные формы (пьесы для лютни, виуэлы, органа и других инструментов). Стремясь отстоять и усилить свое влияние, католическая церковь во второй половине XVI века ввела жесткую цензуру, инквизиторские методы борьбы со всевозможными «ересями». Тем не менее и в этот период расцветают таланты таких гениальных музыкантов, как Джованни Пьерлуиджи Палестрина, одного из величайших композиторов церковной музыки.

Приближённый к Папе Римскому, Палестрина убедил деятелей Церкви в возможности создания произведений, где композиторская техника не будет препятствовать пониманию текста. В доказательство он сочинил «Мессу Папы Марчелло» (1555 г.), в которой сложная полифония сочетается с ясным и выразительным звучанием каждого слова. Таким образом музыкант «спас» профессиональную полифоническую музыку от гонения церковных властей. Искусство Джованни да Палестрины музыканты следующего поколения считали образцовым, классическим. На его сочинениях учились многие выдающиеся композиторы XVII—XVIII вв.

Музыка XVII—XVIII веков

 

На рубеже XVI—XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. «хомо'с» — «один», «одинаковый» и «фоне» — «звук», «голос»). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки — гомофонно-гармонический.

Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово «духовный» имеет более широкое значение, чем «церковный».) Основные духовные жанры XVII— XVIII вв. — кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства — опера.

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась, прежде всего, виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII—XVIII столетий обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьёзный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причём большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

В конце XVI столетия в Италии сложился художественный стиль барокко (от um. barocco — «странный», «причудливый»). Характерными чертами искусства данного периода являются грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, накал страстей, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, к сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактуры, света и тени. Музыке барокко также свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, тяготение к величавой пышности, совмещению действительности и вымысла (опера, оратория, культовая музыка). Кроме того, музыка обретает полную независимость от слова, в связи с чем возникают крупные циклические формы (например, сольная и ансамблевая сонаты), а также жанры concerto grossi и сюиты, причем в последних гармонично сочетаются театральные увертюры, бытовые танцы, арии, импровизации.

Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI—XVII вв. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись.

Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки» (ит. dramma per musica); слово «опера» (ит. opera — «сочинение») появилось только в середине XVII в. Идея «драмы для музыки» родилась во Флоренции, в художественном кружке Флорентийская камерата. Идеал сочетания слова и музыки члены кружка находили в античном театре: стихи произносились нараспев, каждое слово, каждый слог звучали ясно. Так Флорентийская камерата пришла к идее сольного пения в сопровождении инструмента — монодии (от греч. «мо'нос» — «один» и «оде'» — «песня»).

Опера стала быстро развиваться, и, прежде всего как придворная музыка. Знать покровительствовала искусствам, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному: процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные школы.

Лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьёзный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643). В произведениях Монтеверди гармонично сочетаются музыка и текст. В основе опер — монолог-речитатив, в котором ясно звучит каждое слово, а музыка гибко и тонко передаёт оттенки настроения. Монологи, диалоги и хоровые эпизоды плавно перетекают друг в друга, действие развивается неспешно (в операх Монтеверди три-четыре акта), однако динамично. Важную роль композитор отводил оркестру. В «Орфее», например, он использовал почти все известные в то время инструменты. Оркестровая музыка не просто сопровождает пение, но сама рассказывает о событиях, происходящих на сцене, и переживаниях персонажей. В «Орфее» впервые появилась увертюра (фр. ouverture, or лат. apertura — «открытие», «начало») — инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению. Оперы Клаудио Монтеверди оказали значительное влияние на венецианских композиторов, заложили основы венецианской оперной школы. Монтеверди писал не только оперы, но и духовную музыку, религиозные и светские мадригалы. Он стал первым композитором, который не противопоставлял полифонический и гомофонный методы — хоровые эпизоды его опер включают в себя приёмы полифонии. В творчестве Монтеверди новое соединилось со старым — традициями эпохи Возрождения.

К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы — повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (ит. bel canto — «прекрасное пение»). Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством.

В XVIII столетии опера стала основным видом музыкального искусства в Италии, чему способствовал высокий профессиональный уровень певцов, обучавшихся в консерваториях (ит. conservatorio, от лат. conservo — «охраняю») — учебных заведениях, готовивших музыкантов.

Значительны достижения музыки Италии XVII—XVIII вв. и в области инструментальных жанров. Для развития органного творчества много сделал композитор и органист Джироламо Фрескобальди (1583—1643). В церковной музыке он положил начало новому стилю: его сочинения для органа — развёрнутые композиции фантазийного (свободного) склада. Фрескобальди прославился виртуозной игрой и искусством импровизации на органе и клавире.

Достигло расцвета скрипичное искусство. Основатель римской скрипичной школы — Арканджело Корелли являющийся родоначальником виртуозной скрипичной игры и камерной музыки.

Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки — Антонио Вивальди (1678—1741). Он прославился как блестящий скрипач-виртуоз. Характерными чертами его музыки являются яркость музыкальных тем, лиричность, разнообразие скрипичной техники. Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.

Французская музыка наряду с итальянской — одно из значительных явлений культуры XVII—XVIII столетий. Французская опера испытала сильное влияние классицизма и, прежде всего — классицистического театра. При дворе «короля-солнца» Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха.

Классицизм (от латинского classicus—«образцовый»)—стиль и направление в литературе и искусстве XVII— начала XIX века, обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Сфор-мировался в XVII веке во Франции. Стремился воплотить представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, возвышенные героические и нравственные идеалы.

Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Жан Батист Люлли (создатель лирической трагедии), черты классицизма и барокко объединены в жанре оперы-seria.

Главное в музыке Люлли — развёрнутые арии-монологи, в которых темы песенного или танцевального характера чередуются с речитативом, гибко и тонко передающим чувства персонажей. Влияние барокко проявилось не только во внешней роскоши постановки,но в повышенном внимании к любовной драме.

В области инструментальной музыки во Франции основные достижения связаны с клавиром. Клавирная музыка представлена двумя жанрами. Один из них — пъесы-миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку.

Другой жанр французской клавирной музыки — сюита (от фр. suite — «ряд», «последовательность»). Такое произведение состояло из нескольких частей — танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом.

XVII век стал для Англии временем важных общественно-политических перемен. Буржуазная революция и гражданские войны, когда к власти пришли пуритане, которые отвергали церковную музыку, созданную в предшествующие столетия: они сжигали ноты, разрушали органы, скрипка была объявлена инструментом греховным. Светское искусство, особенно театр, считалось греховной роскошью. В 1660 г. произошла реставрация (восстановление) монархии и художественная жизнь вновь сосредоточилась вокруг королевского двора.

Крупнейший английский композитор эпохи Реставрации — Генри Пёрселл (около 1659—1695). За свою короткую жизнь Пёрселл написал много вокальных, инструментальных, музыкально-театральных произведений, наиболее значительное из которых — опера «Дидона и Эней» (1689г.). Это первая английская национальная опера. Отличительная черта творчества Пёрселла — гармоничность. Композитор обладал удивительным даром создавать совершенные мелодии — спокойные, величественные и безукоризненные по форме. После Генри Пёрселла в английской музыке до XX в. не было столь же ярких мастеров.

Музыкальная культура Германии XVII в. тесно связана с событиями общественной жизни предшествующего столетия, и прежде всего с Реформацией. Протестантский хорал, появившийся в тот период, к началу XVII в. перестал звучать исключительно в церкви. Постепенно мелодии этих песнопений начали использовать в ораториях, кантатах и других духовных жанрах.

Заслуга создания в немецкой музыке оратории, кантаты, духовного хорового концерта во многом принадлежит композитору, органисту и педагогу Генриху Шютцу (1585— 1672). Он написал первую немецкую оперу «Дафна» (1627 г.) и оперу-балет «Орфей и Эвридика» (1638 г.). Однако в Германии XVII в. опера не получила дальнейшего развития. В стране ещё не было общедоступных музыкальных театров, постановки обычно осуществлялись при дворах знатных вельмож, а аристократия предпочитала итальянскую оперу.

С именем Георга Фридриха Генделя (1685—1759) связано развитие оперы и оратории. Гендель состоялся как оперный композитор в Италии. Известность ему принесла постановка «Агриппины» (1709 г.) в Венеции, а опера «Ринальдо» (1711 г.), поставленная в Лондоне, сделала Генделя крупнейшим оперным композитором Европы. Он работал в жанре итальянской оперы-сериа. Музыка необыкновенной красоты (к тому же с запоминающимися мелодиями) производила огромное впечатление на слушателей. В 40-х гг., после провала оперы «Дейдамия» (1741 г.), Гендель больше не обращался к этому виду музыкального искусства и посвятил всё своё время оратории. Новые сочинения композитора были горячо приняты публикой. В конце жизни мастер был окружён почётом и уважением.

В сочинениях Генделя чувствуется влияние итальянской и английской музыки. Однако по образу мышления Гендель оставался немецким композитором. Его произведения оказали значительное влияние на художников последующих поколений, особенно на представителей венской классической школы.

Вывод

 

Тема реферата была выбрана мною не случайно, ибо случилось так, что музыка постепенно стала важной частью моей жизни. Естественно я задумалась о её происхождении, развитии и роли в мировой культуре, в частности о её влиянии как на общество, так и на конкретного человека.

Прежде всего надо самому задаться вопросом – что музыка для меня? Так вот для меня музыка это прежде всего искусство, которое является двигателем личностного развития и духовного роста, а кроме того источник вдохновения и энергии и то без чего окружающая действительность уже не представляется.

Далее нужно попытаться дать музыке определение. "Музыка - вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека", говорится в словаре по эстетике. Но можно ли в разговоре о музыке довольствоваться тем как определяют музыку в словарях. О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств». Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций, музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта.

Можно обратиться к более рациональному определению, например, формуле Эдгара Вареза: «Музыка – это организованный звук».Определение удачное, на мой взгляд, так издревле музыку признают наиболее обобщённым, абстрактным искусством – художественным эквивалентом философии и математики, но музыку сложно познать рационально, однако мы постигаем её в сопричастии, в таком ракурсе, в каком она нам слышится и представляется. Если мы пытаемся вычленить в музыкальном произведении общезначимые ценности, например жизнь, любовь, красота, природа и т.д., то возникает вопрос: зачем человеку нужно «мыслить музыку», размышлять, оценивать, фантазировать, стремиться к разного рода суждениям, обнаруживая её общечеловеческие смыслы? Значит, музыка, имеющая цель самой по себе, взывает и требует активного, творческого и интеллектуального (или неинтеллектуального) отклика. Ценность музыки заключается и в том, что с одной стороны, как впрочем и любое другое искусство, она подчинена высшей цели, смыслу, с другой же она направлена к целям и смыслам человеческого бытия.

Музыку можно выделить как самостоятельное искусство, но являясь важнейшей составляющей человеческой культуры, она так же взаимодействует со всеми остальными видами искусства: литературой и поэзией, живописью и архитектурой, и т.д. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка близка архитектуре и огромной значимостью в ней ритма, и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, так же может отражать не столько отдельные стороны жизни, её частности, сколько именно ее сердцевину и дух.

В заключении хочется подвести неутешительный итог. Современное общество столкнулось со сложной проблемой утраты традиций музыкальной культуры и музыкального языка, что привело к тотальному её упрощению и к тому, что музыка утратила самостоятельный культурный статус и стала лишь фоном повседневного бытия, и как следствие к чрезвычайно широкому толкованию самого понятия музыка. Обесценивание музыки сопровождаетсявымыванием из сферы культурного обмена. Как заметила Елена Образцова: «Несколько поколений, следующих за нашим, погибли для классики безвозвратно. Это государственное преступление».

 

 

Введение

 

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или, напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Самая сложная область профессионального музыкального искусства — классическая музыка. Слово «классический» подразумевает, что произведение заключает в себе серьёзное содержание, обращается к вечным вопросам человеческого бытия. В центре классических сочинений стоят те же нравственные, религиозные и философские проблемы, что и в творениях художников, богословов, писателей. Именно поэтому в истории классической музыки можно встретить те же стили и направления, что и в истории изобразительного искусства, архитектуры или литературы, — барокко, романтизм, импрессионизм и т. д. Музыка позволяет осознать сложные проблемы не только разумом, но и сердцем, как бы почувствовать их изнутри, не только размышлять, но и сопереживать.

Особая сфера классической музыки — духовные произведения, обычно предназначенные для сопровождения богослужений. Подобные сочинения передают сокровенные религиозные ощущения человека. Чтобы воспринять такую музыку, нужно обладать определёнными религиозными знаниями, культурой и деликатностью.

Слушать классическую музыку нелегко, она требует сосредоточения, моральной и интеллектуальной подготовленности. Однако это не означает, что мир классической музыки недоступен. Чтобы войти в него, необходимы лишь большое желание и немного терпения — и тогда слушатель с удивлением обнаружит, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу человека, которого никогда не видел.

Музыка Древнего мира и Средневековья

 

Данные этнографии и антропологии указывают на то, что изначально музыка самым тесным образом была связана с ос­мыслением космоса и его строения. Музыкальный порядок ощущался человеком как некое орудие или некий инструмент для познания космического порядка и даже более того: как средство поддержания этого порядка и преодоления хаоса. Начало познания всякого порядка заключается в нахождении некоей изначальной «отправной точки» порядка. Такими от­правными точками в познании космического порядка служи­ли понятия тотема и табу, в познании же музыкального поряд­ка служило понятие устоя. Тотем и табу вносили порядок в окружающий человека мир путем выделения в этом мире не­ких привилегированных зон, неких привилегированных групп, предметов и явлений, служащих человеку смысловым ориен­тиром. Устой вносил порядок в мир звуков путем выделения из всего доступного человеку звукового диапазона некоего привилегированного высотного уровня, служащего смысло­вым стержнем, вокруг которого могли складываться ориенти­рованные на этот стержень мелодические образования. Обре­тение «отправной точки порядка» давало возможность увидеть порядок в том, в чем ранее порядок не осознавался. Приви­легированные зоны или группы явлений, выделяемые из про­чего мира табуированием или тотемическим почитанием, ста­новились основой систем классификаций, демонстрирующих мировой порядок. Привилегированный звуковысотный уро­вень, понимаемый как устой, становился основой образова­ния членораздельного звукового пространства, образуемого различными звукорядами.

Практически во всех великих культурах древности — в Егип­те, Вавилоне, Индии и Китае — звукоряды понимались как коды классификационных рядов. До сих пор находящиеся в употреблении семиступенные и пятиступенные лады есть не что иное, как звуковысотная классификация семи астрологических планет и пяти первоэлементов. Однако в древности за каждым звуком звукоряда стоял целый ряд предметов и явлений, объе­диненных связью с этим звуком. В этот ряд помимо планет и первоэлементов могли входить минералы, растения, животные, времена суток, времена года, стороны света, цвета, части чело­веческого тела, внутренние органы и многое, многое другое. Та­ким образом, можно утверждать, что звукоряд выступал как первичный фактор упорядочивания мира, как классификацион­ный код, на основе которого выстраивались обширные класси­фикационные таблицы. Именно поэтому практически во всех традиционных культурах древности и современности понятия звукоряда, лада и мелодической модели связаны с понятиями порядка и закона. Так, древнегреческое понятие «ном», обозна­чающее мелодическую модель, переводится как «закон» или «обычай». Русское слово «лад» помимо определенным образом организованного звукоряда, обозначает «слаженность», «устроенность», «упорядоченность». Латинский лад — «модус» — может быть переведен как «мера», «предписание», «правило». «Арак» — слово, обозначающее шаманскую музыку у кхмеров, — перево­дится как «управление», «содержание в порядке». Наиболее разработанные концепции связи космоса с музы­кой, очевидно, можно найти у китайцев и греков.

Древняя культура была, прежде всего, подчинена решению религиозных задач. Искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств в жизни, в том числе и в повседневных делах. Поэтому произведения светского содержания были проникнуты религиозным смыслом не меньше, чем культовая архитектура или изображения богов.

Религиозные задачи возлагались и на музыку. Древний человек с особой остротой чувствовал силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души. Не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. В исполнении музыки огромную роль играла импровизация: способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы не всегда стремились записать свои произведения, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений.

Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах. Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранялись по-разному: если музыка Египта, Двуречья или античности воспринимается сейчас как далёкое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка — часть современной музыкальной культуры.

Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Они играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных. Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями — музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения — плачи.Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке.

В древних государствах Двуречья, как и в Египте, музыкантов изображали на рельефах и особенно часто на цилиндрических печатях (сцены ритуального пира или собрания богов). Музыкальные инструменты похожи на своих египетских «собратьев» — это арфы, лиры, лютни и флейты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.045 с.)