Фридерик Шопен Гектор Берлиоз 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фридерик Шопен Гектор Берлиоз



За кантату «Сарданапал» (1830 г.) Берлиоз был удостоен Большой Римской премии, которая давала возможность выпускникам консерватории совершенствовать мастерство в Италии в течение трёх лет. Именно в Италии родились замыслы таких произведений, как «Гарольд в Италии», опера «Бенвенуто Челлини» (1837 г.) и др.

В 1839 г. в Париже состоялась премьера драматической симфонии с солистами и хором «Ромео и Джульетта» (по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). Исполнительский состав заставляет вспомнить Девятую симфонию Бетховена. Но немецкий композитор использует солистов и хор лишь в финале, Берлиоз же — на протяжении всего произведения. Симфония по продолжительности звучания превосходит всё созданное до неё в этом жанре.

В 1840 г. Берлиоз написал «Траурно-триумфальную симфонию», предназначенную для исполнения на открытом воздухе (в составе оркестра лишь духовые инструменты). Симфония посвящена памяти жертв Июльской революции 1830 г. Одно из интересных произведений 40-х гг. — драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846 г.; по мотивам трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст»). Образ главного героя композитор трактует в романтическом духе. Фауст всецело подчиняется власти Мефистофеля и ввергается в преисподнюю вместе с ним. Сочинение содержит арии, речитативы, хоры, ансамбли. Премьера состоялась в Париже в 1846 г., но публика не поняла и не приняла музыку Берлиоза.

В последний период творчества композитор обратился к религиозным и мифологическим сюжетам. Он написал ораторию «Детство Христа» (1854 г.), оперную дилогию (цикл из двух сочинений) «Троянцы» (1859 г.) по мотивам героического эпоса римского поэта Вергилия «Энеида». В это же время появилась комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862 г.) по комедии Шекспира «Много шума из ничего».

Деятельность Берлиоза не исчерпывается созданием музыкальных произведений. Он много работал над искусством оркестровки. Свои открытия композитор изложил в «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке»(1843 г.), который до сих пор служит учебным пособием.

Берлиоз также был выдающимся дирижёром. Творчество Гектора Берлиоза при его жизни признания у широкой публики не получило.

Одним из наиболее выдающихся немецких композиторов и музыкантов, творчество которого оставило заметный след в истории музыкального искусства Европы, является Рихард Вагнер (1813—1883). Едва ли в истории мировой музыки XIX столетия найдется столь же гениальная и противоречивая личность. Его мировоззренческие противоречия обусловлены в большей степени сложной общественно-политической обстановкой в Германии XIX века. У Вагнера было много сторонников, но и недостатка в противниках он не испытывал. Творческий облик этой выдающейся личности поражает многогранностью и некоторой универсальностью музыкальной деятельности: Вагнер был талантливым композитором, драматургом, сочиняющим тексты для своих опер, выдающимся дирижером (одним из основоположников нового дирижерского искусства), музыкальным критиком и публицистом, активно отстаивающим свои художественные принципы в прессе, а также теоретиком искусства и философом.

В историю музыки Вагнер вошел как реформатор оперного жанра, создатель музыкальной драмы, принципиально отличающейся от традиционного оперного искусства того времени. Ведя активную борьбу с оперной рутиной, он настойчиво проводил в жизнь свои художественные замыслы. Творчество этого выдающегося композитора органично связано с традициями немецкой музыкальной культуры. Вагнеровские мелодии обладают необыкновенной красотой и производят неизгладимое впечатление на слушателей.

Первой зрелой оперой Вагнера стал «Летучий голландец» (1841 г.) В основу сюжета легла новелла Генриха Гейне и средневековая легенда, рассказывающая о корабле-призраке и о моряке, обречённом на бесконечные скитания по морям в поисках любви и преданности. Текст либретто, как и для всех последующих опер, Вагнер написал сам.

Самыми плодотворными для Вагнера были семь лет проведённые в Дрездене, с 1843 г. Здесь он создал оперы «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» (1845 г.) и «Лоэнгрин» (1848 г.), задумал цикл «Кольцо Нибелунга», оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры».

В период «швейцарского изгнания», продлившийся целое десятилетие, окончательно сформировались творческие принципы Вагнера. Он изложил их в теоретических работах «Искусство и революция» (1849 г.), «Художественное произведение будущего» (1850 г.), «Опера и драма» (1851 г.) и др. Поселившись в столице Швейцарии — Цюрихе, Вагнер в начале 50-х гг. приступил к работе над четырёхчастным оперным циклом (тетралогией) «Кольцо Нибелунга». В основу сюжета легли древние легенды и сказания из «Песни о нибелунгах», Старшей Эдды, народных баллад. Сначала композитор написал полный поэтический текст либретто и только затем приступил к сочинению музыки. Цикл состоит из опер «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов». В 1857 г. Вагнер отложил работу над «Кольцом Нибелунга» (закончена в 1874 г.) и в течение нескольких лет написал одну за другой две оперы — «Тристан и Изольда» (1857— 1859 гг.) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861—1867 гг.).

В 1882 г. Вагнер закончил последнюю оперу «Парсифаль» (начата в 1878 г.) на сюжет эпической поэмы поэта-миннезингера XIII в. Вольфрама фон Эшенбаха. Это сочинение — итог всего творчества композитора. Вагнер писал, что стремился противопоставить в опере духовный идеал ценностям материального мира. «Парсифаль» — мечта о цельной личности, вера и духовная сила которой неподвластны испытаниям земной жизни.

Прославленного композитора и пианиста Ференца Листа (1811—1886) по праву называют музыкальным гением, величайшим художником-музыкантом венгерского народа. Его прогрессивная творческая деятельность в полной мере отразила думы и устремления венгерцев, отстаивающих национальную независимость в борьбе с австрийскими Габсбургами. Обращаясь к различным музыкальным жанрам, этот талантливый композитор отдавал предпочтение фортепианной, симфонической, хоровой (оратории, мессы, небольшие хоровые композиции) и вокальной (песни, романсы) музыке. Во многих своих творениях он старался воплотить живые образы народной жизни и быта.

В 40-х гг. Ференц Лист стал самым известным пианистом Европы. Его игру отличала виртуозная техника, Лист использовал оркестровые приёмы, в частности тремоло, крайние регистры инструмента и т. д. Большую часть сборов от концертов музыкант отправлял в Венгрию для помощи нуждающимся.

В 1848 г. Лист отказался от концертной деятельности и посвятил себя сочинению музыки, педагогике и дирижированию (руководил оперным театром). Здесь появились книги «Шопен» (1849 г.) и «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1854 г.), статьи о современной музыке. В Веймаре были написаны Соната си минор, симфонические поэмы, некоторые пьесы из цикла «Годы странствий», девятнадцать рапсодий, рисующих картины венгерской народной жизни.

Композитор много работал над переложением оркестровых, вокальных и инструментальных произведений для исполнения на фортепиано. С 1861 г. Лист попеременно жил в Риме, Будапеште и Веймаре. В этот период он обращался к крупным жанрам. В Риме были созданы оратории «Святая Елизавета» (1862 г.; по мотивам средневековой легенды) и «Христос» (1866 г.; по евангельским сюжетам), написана «Венгерская коронационная месса» (18б7 г.). Композитор работал и в жанре песни; самые известные произведения — «Лорелея» (на стихи Генриха Гейне) и «Как дух Лауры» (на стихи французского писателя Виктора Гюго).

Сохранив душевную молодость и неистощимую творческую энергию, Лист в последние годы жизни возобновил концертные выступления. В июле 1886 года в Люксембурге состоялся его последний концерт.

Новый для Италии вид оперы создал Джузеппе Верди (1813—1901), последний величайший классик итальянского оперного искусства. В своём творчестве он обратился к реализму, и его лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма (это своего рода романтический реализм). Сложные психологические ситуации в них показаны многосторонне и правдиво, переданы сокровенные движения души героев. Однако глубина замысла никогда не мешала композитору дать исполнителю возможность эффектно показать техническое мастерство, взять «коронные» верхние ноты, красиво выглядеть на сцене. Оперы Верди обладают удивительным свойством: с одинаковой силой они захватывают как знатока, так и человека, далёкого от музыки; оригинальность музыкального содержания соединяется с благородной простотой и доступностью.

В ранний период творчества Верди (40-е гг.) определилось два направления творческих поисков композитора. Первое — героико-романтическое. Оно представлено операми «Навуходоносор» («Набукко», 1841 г.), «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842 г.), «Битва при Леньяно» (1849 г.). В этих произведениях жизнь главных героев тесно связана с историческими событиями, борьбой народа за независимость. Второе направление творческих поисков Верди обозначилось в операх «Макбет» (1847 г.) и «Луиза Миллер» (1849 г.). Здесь он сосредоточил усилия на создании острой психологической драмы.

Зрелый период творчества композитора относится к 50—60-м гг. Оперы этих лет — размышления о способности человека противостоять злу, которое живёт как в окружающем мире, так и в его собственной душе. «Риголетто» (1851 г.), «Трубадур» (1853 г.), «Дон Карлос» (1867 г.), «Бал-маскарад» (1859 г.) Большое внимание в этот период Верди уделял разработке женских образов. Женские образы стали главными в двух операх Верди — «Травиате» и «Аиде».

В поздний период творчества (80—90-е гг.) Верди написал лишь две оперы — «Отелло» и «Фальстаф».

В творчестве Верди соединились смелое новаторство и уважение к традиции (прежде всего трепетное отношение к певцу). Музыка композитора воспринималась итальянцами как явление общественной важности, и смерть мастера стала общенациональной драмой. В день похорон Джузеппе Верди более трёхсот тысяч человек вышли на улицы Милана. Хор и оркестр исполняли музыку из оперы «Навуходоносор» под управлением молодого дирижёра Артуро Тосканини (1867—1957), ставшего впоследствии одним из лучших исполнителей опер Верди.

Судьба итальянской оперы в XIX в. складывалась непросто. Итальянские труппы работали практически во всех европейских столицах; они неизменно собирали полные залы и нередко пользовались покровительством монархов. Однако музыкальная общественность стран Европы часто относилась к такой популярности с предубеждением. Считалось, что итальянская оперная школа препятствует развитию национальных школ. Такой взгляд мешал объективно оценить качество музыки. Верди своими произведениями доказал жизнеспособность итальянской оперы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.01 с.)