Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 14. Понятие о методах, средствах обучения, подходы к классификации методов общения в современных дидактических концепциях ( Бабанский, Лернер, Скаткин)
Метод деятельности (лат. путь к чему-либо) - способ её осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Метод обучения (м.о.) - упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Классификации методов обучения связана с выбором различных оснований, отражающих аспекты обучения. Перцептивный подход(Голант, Верзияин, Шаповаленко и др .) –основание – источник информации, характер её восприятия выделяют словесные, наглядные, практические м.о., отражающие как деятельность учителя (рассказ, лекция, упражнение и пр.) так и учащихся (слуховые, зрительные, моторные, восприятия). Управленческая концепция (Данилов, Есипов) основание – дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы приобретения знаний, формирования умений, навыков, закрепления, проверки ЗУН и др. Логический подход (Алексюк) основание – логика изложения материала учителем и логика восприятия его учащимся, которая м.б. индуктивной, и дедуктивной отсюда и соответствующие м.о. Кибернетический подход (Ильина, Ланда и пр) основание – способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи. Методы алгоритмизации и программированного обучения. Гностический подход (Лернер, Снаткин) основание – характер познавательной деятельности учащегося, согласно которому м.о.: репродуктивные (информационно-рецептивные, репродуктивные), и продуктивные проблемного изложения, эвристические, исследовательские. Ю.К.Бабанский предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённого круга педагогических, учебных задач. 3 больших группы методов обучения (м.о.): 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (источники) индуктивные и дедуктивные (логика), репродуктивные и проблемно-поисковые(мышление); методы самостоятельной работы под руководством преподавателя (управление) 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении; 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
М.о. применяются в единстве с определёнными средствами обучения (дидактические средства) Под ними понимаются учебные, наглядные пособия, демонстрационные устройства, ТСО и др, «средства обучения» имеют и более широкий смысл – это все то, что способствует достижению целей образования, т.е вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира, они, как и методы выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Дидактические средства как для учителя, так и для учащихся. Под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления пед. процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Л. С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребёнка – актуальное развитие как наличный уровень подготовленности ученика (то, что ребёнок может выполнить сам), и ближайшее развитие - (то, что ребенок может выполнить с небольшой помощью). Обучение и развитие тесно связаны. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, развитие личности в процессе обучения обеспечивается: 1.обобщением личного опыта учащегося, 2 осознание (рефлексия) процесса общения, соблюдение этапов развития личности. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сили творческих способностей.
Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат. При стихийном обучении, которое исторически опережает обучение институциональное, организуемое в школе, преобладали методы, основывающиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия (например, трудовые), ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились методы словесные, которые особенно заметно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одним из основных методов. Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В.И. Андреев). Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач. Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я. Голант, Н.М. Верзплин, С.Г. Шаповаленко и др.). Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А.Н. Алексюк). При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А. Ильина, Л.Н. Ланда и др) Существует обоснованная классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Метод обучения может играть определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания.
Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Так, методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявления алгоритмов; репродуктивный предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач: Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму. Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия "методы", их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них. Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими. Целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.008 с.) |