Структура педагогических способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура педагогических способностей.



Профессиональные качества:

- требование к себе как к гражданину

- качества, определяющие специфику работы учителя

- навыки по специальности

Профессиональные способности

- психолого-педагогическая готовность к труду

- эрудиция

- общая культура

- здоровье, быстрая реакция

- ответственность

- любовь к детям

- гуманность, направленность деятельности.

Системность, комплексность, последовательность, непрерыв­ность воспитания лучше других передает понятие «воспитатель­ное дело», которым в последнее время предпочитают пользо­ваться теоретики и практики. Воспитательное дело — это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности — необ­ходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательны­ми делами или коллективными творческими делами.

Коллек­тивные творческие дела, отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, проф. И. П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ органи­зации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и това­риществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.

В основе воспитательных дел два подхода — деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общест­венной, художественной, спортивной, свободного общения, а вто­рой — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния — нравственные, эстетические, трудо­вые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный — характер его со­держания.

Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообра­зие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопут­ствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа дос­тигнутых результатов.

Важным источником целеполагания и проектирования воспи­тательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается об­щественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными по­становлениями, общественно значимыми идеями, а также со­бытиями местной жизни.

Задача педагога на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность до­минирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести де­тальный педагогический анализ уровня подготовленности воспи­танников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены со­вершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необхо­димо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланиро­ванного результата?»

Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениями, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким резуль­татам.

• Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного де­ла — необходимое условие его эффективности. Эти задачи долж­ны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения, убедите ребят принять не­обходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

• Любое воспитательное дело проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанни­ков и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно прило­жить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного дела разносторонний эффект.

• Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления.

• Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа воспитательного дела.

• При подготовке воспитательного дела стремитесь к макси­мальной организационной четкости. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скор­ректированным по обстоятельствам сценарием.

• Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль.

Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача — вместе с воспитанни­ками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не толь­ко то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано.

Принимая участие в планировании воспитательных дел, ученики проходят хорошую школу плановой организации дея­тельности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им приклад­ное, практическое значение планирования работы. Планирование будет успешным, если классный руководитель учтет следующие рекомендации:

• Будет опираться на уровень подготовленности воспитанни­ков, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности.

• Воспитательное дело — занятие коллективное. Дайте ребя­там почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие, что каждый раздел, над которым работает ученик, обя­зательно связывается с другими разделами и зависит от них.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Толь­ко при организации весь комплекс: воспитатели, воспитанники, средства — могут образовать некий жизнеспособный процесс.

На завершающем этапе воспитательного дела подводятся ито­ги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуаль­ный педагогический анализ. Ставится цель вскрыть причины успехов и неудач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.007 с.)