Вопрос 8. Идея народности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского. Проблемы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Идея народности в педагогическом наследии К.Д. Ушинского. Проблемы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся.



 

Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Учёный обосновал ее во многих произведениях: «О нравственном элементе в российском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О полезности педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий взор на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», в особенности в работе «О народности в общественном воспитании».

Принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:

1.Воспитание обязано быть народным. Это значит, что оно обязано охватывать все подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и сформировывать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительских интересов народа; делом воспитания обязан руководить сам народ.

2.Воспитание обязано давать детям реальное образование и совместно с тем развивать их умственные способности. Знания должны быть соединены с жизнью и ориентированы на общее благо. Один из главных принципов воспитания - труд.

3.Центральное место в формировании человека обязан занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа.

4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твердой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его прогресс.

Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в согласовании с духом идеи народности - недопустимо.

Для воплощения принципа народности Ушинский считал нужным, чтобы: 1) в базу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе остальных факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала даме получение образования наравне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в согласовании с интересами народа.

Межнациональные отношения.

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и морали.

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи и всего наследия страны.

Эта задача четко определена в Концепции Государственной национальной политики Российской федерации. В ней подчеркивается необходимость обеспечить реализацию в системах дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, в воинских коллективах программ и курсов по вопросам воспитания культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовными богатствами народов России.

Уровни межнациональных отношений в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

Патриотизм как моральный принцип, как социальное и нравственное качество, включает любовь к Родине и родным местам, родному языку; уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; понимание общеполитической ситуации в мире и задач, стоящих перед страной, нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины; активно участвовать в трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы.

Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится.

К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернациональных чувств.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.
Патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Главной целью патриотического воспитания являются развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, воспитание граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном труде в интересах Отечества, укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Основными задачами патриотического воспитания в современных условиях являются: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной системы патриотического воспитания; формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; сохранение и развитие чувства гордости, за свою страну; воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Организация патриотического воспитания в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный процес с взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности. Главными средствами и формами формирования патриотизма являются: урок, семинары, факультативы, экскурсии, тематические вечера, дискуссии, конференции, тренинги, игры, поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа.

На основе региональных программ разрабатываются конкретные программы воспитания школьника как гражданина. Таким образом, национальное своеобразие воспитания, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений. Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом.


Вопрос 9. Педагогические основы формирования нравственной культуры школьни­ков. В.А.Сухомлинский о нравственном воспитании учащихся.

 

Нравственная культура - компонент базовой культуры лич­ности. Она является одним из главных оснований духовной жизни общества.

Мораль - это ценностное ядро духовной культуры личности. В ней выражается стремле­ние человека к высшему стандарту, к самосовершенствованию.

Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. От того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности.

Василий Александрович Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разраба­тывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» говорится, что «ка­ждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен по­стичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Сухомлин­ский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания.

Ис­ходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собст­венной совестью. Сухомлинский утверждал, что необходимо нау­чить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь - нравственное право, же­лать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний - один из са­мых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни». Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культу­ры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливает­ся в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных».

Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получив­ший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Образова­ние перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность - практическую и нравственную - к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь». Он создал целую тео­рию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же - школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы. Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения шко­лы и семьи, как он это называл - «содружество семьи и школы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.007 с.)