Вопрос 5. Воспитательная система школы: понятие, функции, структура. Понятие о методах воспитания и их классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Воспитательная система школы: понятие, функции, структура. Понятие о методах воспитания и их классификации



 

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Воспитательная система школы включает:

1. комплекс воспитательных целей

2. общность людей, их реализующих (воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями)

3. деятельность, направленная на реализацию целей

4. сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности

5. часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей (в качестве микросреды выступает среда, освоенная школой - микрорайон, населенный пункт, а в качестве макросреды - общество в целом).

В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.

· интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

· расширение диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

· экономия времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

· создание условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Система общих методов воспитания включает:

1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера)

2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации)

3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.)

4. методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Решающее значение здесь имеет не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная их система.


Вопрос 6. Содержание деятельности классного руководителя: формы и методы работы с учащимися класса. Технологии коллективной творческой деятельности

 

Классный руководитель назначается директором, подчиняется директору и работает под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

Основные нормативные документы классного руководителя.

Письмо Министерства Образования РФ «Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя» 2006 год.

Задачи деятельности классного руководителя:

Воспитатель

Здоровье

нравственность

способности

Содержательная сторона работы кл. руководителя определяется общими задачами воспитания, реализуется через направления деятельности; основано на концепции воспитания системы школы.

КОНЦЕПЦИЯ Н.Е. ЩУРКОВОЙ.

Важнейшие виды деятельности в содержании классного руководителя.

Спортивная, ценностно-ориентированное, художественно-творческая, познавательная, трудовая, общественная.

Нормативно правовые акты определяющие деятельность классного руководителя. Журнал, направленность на индивидуальную и коллективную деятельность, педагог защитник и помощник своих воспитанников.

Полномочия. Имеет право - получать информацию о психическом и физическом здоровье детей. Контроль посещаемости, успехов и т.д.

Не имеет право унижать личное достоинство учащихся, использовать учащихся, злоупотреблять доверием ребенка, обсуждать коллег с детьми.

Отчетность – классный журнал, план воспитательной работы, дневники учащихся, личные дела учащихся. Разработка воспитательных мероприятий.

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка. Изучение интересов и способностей, сфер дарования ребенка. Организация групповой и коллективной. деятельности. Соблюдение прав воспитанника.

Обязанности классного руководителя. Организация учебно-воспитательного процесса в классе. Вовлекать детей в систематическую работу класса и школы, фиксировать отклонения в развитии поведения детей и осуществлять коррекцию, помощь в решении острых семейных проблем, содействовать социальной и правовой защите детей, вовлекать в воспитательную деятельность родителей и разных специалистов, постоянно повышать профессиональный уровень.

Условия работы. Из КЗОТа (кодекс законов о труде) ставка полная 18 часов.

Пол ставки 9 часов. Четыре раза в неделю контроль, один раз в неделю - классный час

(разный по форме проведения)

Воспитательные мероприятия не менее 2-3 раз в месяц. Одно родительское собрание в четверть. Отчет о работе классного руководителя раз в полугодие (устная или письменная форма). Во время каникул работа классного руководителя идет по соглашению с директором. Ведение кружков и семинаров оплачивается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)