Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние проблемы коммуникативной инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе
Целью настоящего параграфа является рассмотрение степени решения проблемы коммуникативной инициативы дошкольников в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения. Современные педагоги и психологи в своих исследованиях указывают на необходимость использования целевых ориентиров развития ребенка в соответствии со смыслом гуманистической модели, рассматривающей функциональные приобретения ребенка не как самоцель, а как средство развития его субъектности, а самого ребенка не как объект педагогических воздействий, а как активное самоопределяющееся в социокультуре человеческое существо (Н.А. Короткова, П. Г. Нежнов) [42]. И одним из необходимых условий развития личности в период дошкольного детства является готовность к эффективному коммуникативному общению человека с людьми. Изучив психолого-педагогическую литературу, мы проанализировали трактовку понятия «коммуникация». По мнению Ч. Кули, коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. В своем исследовании А. Урсул под коммуникацией понимает - обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать. В работе М. Кагана коммуникация – есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Понятие коммуникация А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова понимают, как специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Таким образом, коммуникационный процесс играет важное значение во взаимоотношениях людей и то, как человек общается с окружающими, как он строит диалог общения во многом определяет его значение в социокультурном развитии всего общества. Поэтому так важно уделять этой проблеме внимание, начиная со ступени дошкольного детства. Основываясь на анализе работ В. Сатир, М.С. Мауковского, И.С. Якиманской, можно констатировать, что именно в процессе познания человеком окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности формируются личностные смыслы и личностные ценности подрастающей личности. Именно социокультурный опыт складывается благодаря внутренним противоречиям между различными образами мира жизни, отношениями к самому себе и с другими. В этих отношениях ребенок начинает примерять на себя те или иные правила, тот или иной тип отношений [40]. В «ролевой» концепции К. Роджерс отмечает, что личность формируется и развивается во взаимодействии с окружающей средой, действительностью, в общении с другими людьми. Именно механизм взаимодействия одной личности с другой обеспечивает развитие социокультурного опыта ребенка, где дошкольник идентифицирует себя с другим образом и, одновременно, проявляет свою индивидуальность [61].
Ю.Н. Семенова определяет, что детям старшего дошкольного возраста присущи такие социальные потребности как общение со взрослыми (педагогами, родителями, родственниками) и детьми, потребность в самоутверждении, самореализации, самовыражении, а также потребность в эмоциональном обогащении и переживании. Потребности социально-нравственного характера, проходя путь своего последовательного удовлетворения, формируют в конечном итоге ценностные ориентации ребенка в сфере его социального поведения. Так, потребность в общении с родителями, педагогами, сверстниками формирует понимание ценностной сущности самого процесса общения. Общение выступает для ребенка самоценностью, являясь не только условием, но и результатом его успешного развития. Процесс взаимопонимания сложен и имеет определенную логику развития. Его первоосновы необходимо заложить в раннем и дошкольном возрасте, когда происходит активная социализация, становление личности ребенка и подготовка его к школе. Процесс общения в старшем дошкольном возрасте является важной составляющей готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а также формированию ребенка как личности. Общение, по утверждению Т.И. Бабаевой, это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вступая в произвольное общение с взрослыми, сверстником дошкольник совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию другого человека, его намерения, цели, адекватно реагировать на вопросы, достигнуть взаимопонимания [3].
Именно на ранних этапах детского онтогенеза складываются базисные личностные качества и психологические особенности ребенка, имеющие первостепенное значение для его дальнейшего развития. Оптимизация коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе. В связи с этим перед психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов образовательного воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания [7, 13]. Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены исследованиями И. И. Иванец, посвящённых речевой коммуникации детей. Непосредственно формированием коммуникативных умений дошкольников занимались Л.Р. Мунирова, С.В. Проняева, Е.Г. Савина, О.С. Степина, О. А. Черенкова и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности. Именно развитие коммуникативных умений является важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника [57]. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) [39]. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-коммуникативного развития [38, 50]. Отдельно разрабатывается понятие «коммуникативная активность» (инициативность). Инициатива является межпарадигмальным понятием, ее толкование зависит от сферы применения и в некоторой степени обусловлено этимологическими характеристиками данного явления (см. табл.1). Слово инициатива происходит от латинского initiare («начинать»), связано с глаголом inire («вступать, входить») и существительным initium(«начало»).
Таблица 1 Определение понятия «инициатива»
Таким образом, анализ вышеизложенных толкований позволяет сделать вывод о том, что инициатива - это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Под инициативой детей понимается врожденное качество, так как чтобы они ни делали, - это все «первый шаг», всё впервые, дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.
Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы [7]. Таким образом, анализ исследований, посвященных феноменологии коммуникативной активности показывает, что подходы к ее пониманию и изучению в отечественной психологии различны. Коммуникативная активность описывается в психологической литературе и через отдельные качества, умения, навыки (В.Ф. Бехтерев), в работах А.А. Бодалева коммуникативная активность анализируется с позиций системности, динамичности и развития [4]; Т.В. Волошиной изучаются механизмы активности в общении; коммуникативная активность как сложное многокомпонентное целостное психологическое образование. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов выделяют 4 сферы инициативы ребенка: творческую, инициативу как целеполагание и волевое усилие, коммуникативную и познавательную инициативу. Они же определяют определенные возрастные нормативы развития каждой сферы инициативы [44 ]. Термин «активность» (от лат. activus) означает деятельное участие в чем-либо, инициативность. Коммуникативная активность дошкольника проявляется в инициированных им социальных контактах с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Несомненно, коммуникативная активность (инициативность) – одна из основ психологического благополучия ребенка и его социальной готовности к обучению в школе. Ее антипод- пассивность, т.е. отсутствие интереса к общению, безучастное отношение к окружающим. Пассивные дети, как правило испытывают серьезные трудности в процессе социально-психологической адаптации к школе [77, 84 ].
Коммуникативное общение старших дошкольников предполагает проявление субъектных качеств ребёнка в процессе осуществления данного вида общения — это и интерес к общению, и наличие предпочтений в выборе партнёра по коммуникативному общению, проявление инициативы при организации коммуникативного общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества для поддержания интереса собеседника. В качестве закономерности развития субъектности в онтогенезе В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и другие ученые определяют наращивание с возрастом субъектности и преодоление объектности, т.е. зависимости человека от внешних условий. Субъектность, по А.Г. Асмолову, является одной из системных характеристик деятельности и общения, а высшей формой субъектности является личностный смысл, придаваемый событиям и действиям [70, 81]. Таким образом, можно уверенно говорить о развитии как становлении субъектного качества. Чем ярче проявляются качества субъекта (в деятельности, в общении), тем более высокий уровень развития отмечается у индивида. Субъектности ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше внимания. Эту проблему активно исследуют В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе и др. Понимание субъекта связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, инициативным, самостоятельным, творческим [3, 15, 70 ]. Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк), деятельностью и достижениями успеха в ней (Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения Н.С. Малетина, С.В. Петерина) [38, 53]. Так, например, самой активной точкой образовательного процесса и его целью, по утверждению С.Д. Кириенко, является ребенок, а его характер взаимодействия с педагогом, родителями в социокультурной среде обеспечивают ему условия для развития его субъектной активности [23]. Несмотря на использование понятия «коммуникативная активность» в психологических исследованиях, в настоящее время оно остается не до конца определенным. Отсутствует согласованность между исследователями в понимании коммуникативной активности. Целесообразно разграничить понятия «общение» и «коммуникативная активность». Если общение - это процесс (духовный, материальный, социально-реальный), который рассматривается в интерсубъектной (межсубъектной) плоскости, то коммуникативная активность человека рассматривается как неотъемлемая характеристика субъекта общения, проявляясь в инициативных коммуникативных актах. Величина коммуникативной активности может быть определена как мера взаимодействия субъекта с окружающими людьми, исходящего из его инициативы [49]. Коммуникация не просто действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Помимо взаимной направленности действий людей при коммуникации наиболее важной ее характеристикой служит активность: каждый участник активен, т.е. выступает как субъект [16]. Сама ситуация коммуникации ставит ребенка в позицию субъекта и требует субъективных проявлений: активности, инициативности, креативности, умения делать выбор. Субъектная позиция старшего дошкольника, как отмечает Т.И. Бабаева, проявляется в стремлении действовать самостоятельно, в готовности активно искать ответы на возникающие вопросы, проявлять инициативу и творчество. Положительный личный опыт самостоятельных дел и поступков старшего дошкольника, поддержанный одобрительной оценкой взрослых и сверстников, порождает у него стремление к дальнейшему активному самовыражению в общении, познании и деятельности. Активность может выражаться в том, что ребенок при общении инициативно воздействует на партнёра-сверстника или взрослого. При этом партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них, проявляя собственную субъективность. Когда два человека общаются, они действуют попеременно и воспринимают воздействия друг друга, тем самым взаимообучаясь и взаимообогащаясь [3]. В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной А.Г. Рузской, согласно которой общение и коммуникативная деятельность рассматриваются как синонимы. Авторы отмечают, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Это и объясняет практическую значимость освоения коммуникативных умений с раннего детства. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяет задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности [38, 60]. Таким образом, в результате анализа литературы определили понятие «коммуникативная инициатива детей старшего дошкольного возраста». Это понятие рассматривается нами как смысловой аспект социального взаимодействия, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками. При разработке проблемы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста будем опираться на работы психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Нежнов) [10,44,47,64] и педагогов (Т.И. Бабаева, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко) [3,29, 42].
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.242 (0.02 с.) |