Состояние проблемы коммуникативной инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние проблемы коммуникативной инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе



Целью настоящего параграфа является рассмотрение степени решения проблемы коммуникативной инициативы дошкольников в дошкольных образовательных организациях и оценка существующих теоретических оснований ее решения.

Современные педагоги и психологи в своих исследованиях указывают на необходимость использования целевых ориентиров развития ребенка в соответствии со смыслом гуманистической модели, рассматривающей функциональные приобретения ребенка не как самоцель, а как средство развития его субъектности, а самого ребенка не как объект педагогических воздействий, а как активное самоопределяющееся в социокультуре человеческое существо (Н.А. Короткова, П. Г. Нежнов) [42]. И одним из необходимых условий развития личности в период дошкольного детства является готовность к эффективному коммуникативному общению человека с людьми.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы проанализировали трактовку понятия «коммуникация».

По мнению Ч. Кули, коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.

В своем исследовании А. Урсул под коммуникацией понимает - обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.

В работе М. Кагана коммуникация – есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной.

Понятие коммуникация А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова понимают, как специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Таким образом, коммуникационный процесс играет важное значение во взаимоотношениях людей и то, как человек общается с окружающими, как он строит диалог общения во многом определяет его значение в социокультурном развитии всего общества. Поэтому так важно уделять этой проблеме внимание, начиная со ступени дошкольного детства.

Основываясь на анализе работ В. Сатир, М.С. Мауковского, И.С. Якиманской, можно констатировать, что именно в процессе познания человеком окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности формируются личностные смыслы и личностные ценности подрастающей личности. Именно социокультурный опыт складывается благодаря внутренним противоречиям между различными образами мира жизни, отношениями к самому себе и с другими. В этих отношениях ребенок начинает примерять на себя те или иные правила, тот или иной тип отношений [40]. В «ролевой» концепции К. Роджерс отмечает, что личность формируется и развивается во взаимодействии с окружающей средой, действительностью, в общении с другими людьми. Именно механизм взаимодействия одной личности с другой обеспечивает развитие социокультурного опыта ребенка, где дошкольник идентифицирует себя с другим образом и, одновременно, проявляет свою индивидуальность [61].

Ю.Н. Семенова определяет, что детям старшего дошкольного возраста присущи такие социальные потребности как общение со взрослыми (педагогами, родителями, родственниками) и детьми, потребность в самоутверждении, самореализации, самовыражении, а также потребность в эмоциональном обогащении и переживании. Потребности социально-нравственного характера, проходя путь своего последовательного удовлетворения, формируют в конечном итоге ценностные ориентации ребенка в сфере его социального поведения. Так, потребность в общении с родителями, педагогами, сверстниками формирует понимание ценностной сущности самого процесса общения. Общение выступает для ребенка самоценностью, являясь не только условием, но и результатом его успешного развития. Процесс взаимопонимания сложен и имеет определенную логику развития. Его первоосновы необходимо заложить в раннем и дошкольном возрасте, когда происходит активная социализация, становление личности ребенка и подготовка его к школе.

Процесс общения в старшем дошкольном возрасте является важной составляющей готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а также формированию ребенка как личности.

Общение, по утверждению Т.И. Бабаевой, это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вступая в произвольное общение с взрослыми, сверстником дошкольник совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию другого человека, его намерения, цели, адекватно реагировать на вопросы, достигнуть взаимопонимания [3].

Именно на ранних этапах детского онтогенеза складываются базисные личностные качества и психологические особенности ребенка, имеющие первостепенное значение для его дальнейшего развития. Оптимизация коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умение вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе. В связи с этим перед психолого-педагогической наукой и практикой встают вопросы теоретического обоснования и практического использования эффективных форм и методов образовательного воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного обучения и воспитания [7, 13].

Современные исследования в области дошкольной педагогики, раскрывающие особенности формирования и развития общения дошкольников, представлены исследованиями И. И. Иванец, посвящённых речевой коммуникации детей. Непосредственно формированием коммуникативных умений дошкольников занимались Л.Р. Мунирова, С.В. Проняева, Е.Г. Савина, О.С. Степина, О. А. Черенкова и др. Они отмечали, что отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности. Именно развитие коммуникативных умений является важнейшим направлением социально-личностного развития дошкольника [57].

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин) [39]. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-коммуникативного развития [38, 50].

Отдельно разрабатывается понятие «коммуникативная активность» (инициативность).

Инициатива является межпарадигмальным понятием, ее толкование зависит от сферы применения и в некоторой степени обусловлено этимологическими характеристиками данного явления (см. табл.1). Слово инициатива происходит от латинского initiare («начинать»), связано с глаголом inire («вступать, входить») и существительным initium(«начало»).

Таблица 1

Определение понятия «инициатива»

Определение понятия Автор
Инициатива (от лат.initiare – начинать) – внутреннее побуждение к самостоятельным, активным новым формам деятельности или руководящая роль в к.-л. действиях. Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А. Ю.
Инициатива (фр.initiative; от лат.initiare – начинать) – почин; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Российская педагогическая энциклопедия
Инициативность – способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. Как личностное качество инициативность в большой степени воспитывается в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются способности к свободному мышлению и самостоятельным действиям, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Краткий психологический словарь
Инициатива - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров
Инициатива – проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами. Словарь практического психолога
Инициативалат. initiare – начинать) - проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. Инициатива - почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. Инициатива выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям) (А.Н. Корабельников). Инициатива - способность человека к самостоятельному поиску задач, проблем, новых способов действий (рождается внутри самого инициатора и зависит целиком от его способностей). Это свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, побудительный аспект деятельности, общения, познания. Одновременно инициатива репрезентирует личность в социально-психологическом, межличностном пространстве. Краткий педагогический словарь

 

Таким образом, анализ вышеизложенных толкований позволяет сделать вывод о том, что инициатива - это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Под инициативой детей понимается врожденное качество, так как чтобы они ни делали, - это все «первый шаг», всё впервые, дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие. Самостоятельность ребенка - это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы [7].

Таким образом, анализ исследований, посвященных феноменологии коммуникативной активности показывает, что подходы к ее пониманию и изучению в отечественной психологии различны. Коммуникативная активность описывается в психологической литературе и через отдельные качества, умения, навыки (В.Ф. Бехтерев), в работах А.А. Бодалева коммуникативная активность анализируется с позиций системности, динамичности и развития [4]; Т.В. Волошиной изучаются механизмы активности в общении; коммуникативная активность как сложное многокомпонентное целостное психологическое образование. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов выделяют 4 сферы инициативы ребенка: творческую, инициативу как целеполагание и волевое усилие, коммуникативную и познавательную инициативу. Они же определяют определенные возрастные нормативы развития каждой сферы инициативы [44 ]. Термин «активность» (от лат. activus) означает деятельное участие в чем-либо, инициативность. Коммуникативная активность дошкольника проявляется в инициированных им социальных контактах с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Несомненно, коммуникативная активность (инициативность) – одна из основ психологического благополучия ребенка и его социальной готовности к обучению в школе. Ее антипод- пассивность, т.е. отсутствие интереса к общению, безучастное отношение к окружающим. Пассивные дети, как правило испытывают серьезные трудности в процессе социально-психологической адаптации к школе [77, 84 ].

Коммуникативное общение старших дошкольников предполагает проявление субъектных качеств ребёнка в процессе осуществления данного вида общения — это и интерес к общению, и наличие предпочтений в выборе партнёра по коммуникативному общению, проявление инициативы при организации коммуникативного общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества для поддержания интереса собеседника.

В качестве закономерности развития субъектности в онтогенезе В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман и другие ученые определяют наращивание с возрастом субъектности и преодоление объектности, т.е. зависимости человека от внешних условий. Субъектность, по А.Г. Асмолову, является одной из системных характеристик деятельности и общения, а высшей формой субъектности является личностный смысл, придаваемый событиям и действиям [70, 81].

Таким образом, можно уверенно говорить о развитии как становлении субъектного качества. Чем ярче проявляются качества субъекта (в деятельности, в общении), тем более высокий уровень развития отмечается у индивида.

Субъектности ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше внимания. Эту проблему активно исследуют В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе и др. Понимание субъекта связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, инициативным, самостоятельным, творческим [3, 15, 70 ].

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк), деятельностью и достижениями успеха в ней (Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения Н.С. Малетина, С.В. Петерина) [38, 53]. Так, например, самой активной точкой образовательного процесса и его целью, по утверждению С.Д. Кириенко, является ребенок, а его характер взаимодействия с педагогом, родителями в социокультурной среде обеспечивают ему условия для развития его субъектной активности [23].

Несмотря на использование понятия «коммуникативная активность» в психологических исследованиях, в настоящее время оно остается не до конца определенным. Отсутствует согласованность между исследователями в понимании коммуникативной активности. Целесообразно разграничить понятия «общение» и «коммуникативная активность». Если общение - это процесс (духовный, материальный, социально-реальный), который рассматривается в интерсубъектной (межсубъектной) плоскости, то коммуникативная активность человека рассматривается как неотъемлемая характеристика субъекта общения, проявляясь в инициативных коммуникативных актах. Величина коммуникативной активности может быть определена как мера взаимодействия субъекта с окружающими людьми, исходящего из его инициативы [49].

Коммуникация не просто действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками; при этом каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Помимо взаимной направленности действий людей при коммуникации наиболее важной ее характеристикой служит активность: каждый участник активен, т.е. выступает как субъект [16]. Сама ситуация коммуникации ставит ребенка в позицию субъекта и требует субъективных проявлений: активности, инициативности, креативности, умения делать выбор. Субъектная позиция старшего дошкольника, как отмечает Т.И. Бабаева, проявляется в стремлении действовать самостоятельно, в готовности активно искать ответы на возникающие вопросы, проявлять инициативу и творчество. Положительный личный опыт самостоятельных дел и поступков старшего дошкольника, поддержанный одобрительной оценкой взрослых и сверстников, порождает у него стремление к дальнейшему активному самовыражению в общении, познании и деятельности. Активность может выражаться в том, что ребенок при общении инициативно воздействует на партнёра-сверстника или взрослого. При этом партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них, проявляя собственную субъективность. Когда два человека общаются, они действуют попеременно и воспринимают воздействия друг друга, тем самым взаимообучаясь и взаимообогащаясь [3].

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной А.Г. Рузской, согласно которой общение и коммуникативная деятельность рассматриваются как синонимы. Авторы отмечают, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Это и объясняет практическую значимость освоения коммуникативных умений с раннего детства. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяет задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности [38, 60].

Таким образом, в результате анализа литературы определили понятие «коммуникативная инициатива детей старшего дошкольного возраста». Это понятие рассматривается нами как смысловой аспект социального взаимодействия, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками. При разработке проблемы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста будем опираться на работы психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Нежнов) [10,44,47,64] и педагогов (Т.И. Бабаева, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко) [3,29, 42].


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.242 (0.02 с.)