Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое Магистерская программа «Педагогика и психология развития детей дошкольного возраста»
Челябинск 2016 Содержание
Введение Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС дошкольного образования) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [79]. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы дети не делали, - это все «первый шаг», всё впервые, дети от природы инициативны. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг» [63]. Инициативный ребёнок успешен во всём. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Как известно, это качество может проявиться и формироваться в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крулехт, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков), в обучении дошкольников (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова) [33, 41,43].
Исследования психологов доказывают, что инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», а наиболее благоприятный период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных видах деятельности. В исследованиях Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова выделяются 4 сферы инициативности ребенка, среди которых особое внимание уделяется коммуникативной инициативе [44]. Рассмотрение коммуникативной инициативы как способа жизнедеятельности детей дошкольного возраста нашло отражение в работах С.Д. Кириенко, В.М. Конышевой [23]. Но следует отметить, что многие аспекты развития коммуникативной инициативы дошкольников остаются мало разработанными: недостаточно раскрыто содержание коммуникативной инициативы, не определена последовательность включения дошкольников в процесс ее формирования и развития; недостаточно четко определены и адаптированы в условиях дошкольной образовательной организации технологии и программы ее развития. Поэтому создание условий для становления и развития инициативы детей дошкольного возраста, и коммуникативной инициативы в том числе, А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев определяют, как центральную задачу современного дошкольного образования.
Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для становления и развития их коммуникативной инициативы в дошкольных образовательных организациях. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых. Основу теоретической разработки проблемы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Л.Е. Журова, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Л.А. Парамонова, Г.Г. Петроченко, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.П. Усова др.), а также теория игры в дошкольном возрасте, представленная в трудах Е.А. Аркина, Н.М. Аксариной, Т.Н. Дороновой, Р.И. Жуковской, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, Е.И. Тихеевой и др., аспекты коммуникативной готовности в работах современных ученых Е.В. Степановой, Л.А. Кондрух, С.В. Проняевой и др. [41, 57]. Анализ педагогической практики показывает, что процесс развития коммуникативной инициативы детей в период дошкольного детства не удовлетворяет требованиям личностно ориентированного образования (Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков, Г.А. Цукерман) [39, 83]. Основная причина этого видится в недостаточной подготовленности педагогов дошкольных образовательных учреждений к эффективному взаимодействию с современным дошкольником. Необходимость разработки методического обеспечения этой проблемы для педагогов дошкольной организации обусловило актуальность развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на научно-методическом уровне. На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия: - между потребностью общества в инициативной личности и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста; - между необходимостью раннего вовлечения детей в деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития коммуникативной инициативы детей в теории и практике дошкольного образования. Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста будет успешным, исходя из того, что: 1. На основе требований деятельностного, личностно ориентированного и системного подходов разработана и реализована структурно-содержательная модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. 2. В рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс педагогических условий развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя: а) использование активных форм и методов развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста; б) организацию развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе становления инициативы детей старшего дошкольного возраста; в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития коммуникативной инициативы дошкольников. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат. 2. Спроектировать и апробировать структурно-содержательную модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития коммуникативной инициативы дошкольников. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: - основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;
- положения личностно - ориентированного подхода (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом; -основы теории коммуникации (М.А. Василик, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.П. Панфилова, Р.О. Якобсон); учения о коммуникативном образовании (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.); учения о диалогической речи дошкольника (А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, А.Н. Соколова, Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова и др.); теории речевой деятельности (В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев и др.); - теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичева и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности. Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155. База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Д/С № 282 г. Челябинска». Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (январь-май 2014) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы. Второй этап (август 2014 - сентябрь 2015) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития коммуникативной инициативы у детей, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных. Третий этап (октябрь - ноябрь 2015) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования. Научная новизна исследования: 1.Охарактеризован и теоретически обоснован процесс развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. 2. На основе синтеза подходов (деятельностного, личностно ориентированного и системного подходов) спроектирована структурно-содержательная модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. 3. Теоретически выявлены и экспериментальным путем апробированы педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя: а) использование активных форм и методов развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста; б) организацию развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе становления инициативности детей старшего дошкольного возраста;
в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития коммуникативной инициативы дошкольников. Теоретическая значимость исследования: конкретизирована сущность понятия «коммуникативная инициатива детей старшего дошкольного возраста», рассматриваемая нами как смысловой аспект социального взаимодействия, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками. Практическая значимость исследования состоит в следующем: - в проектировании и апробации структурно-содержательной модели развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста; - в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений. Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования. Личное участие автора состоит в разработке структурно-содержательной модели развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий ее реализации; в получении научных результатов, изложенных в диссертации, в подготовке учебно-методического пособия. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: - осуществления экспериментальной деятельности в период с 2014 по 2015г.г.; - заочного участия автора в конференциях различного уровня: XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы», 2015 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития», 2015 г. На защиту выносятся следующие положения: 1. Определяем, что коммуникативная инициатива детей старшего дошкольного возраста представляет собой самодеятельное участие в общении с окружающими взрослыми и сверстниками, выражающееся в самостоятельной постановке целей, организации и анализе хода и результатов общения. Структура коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста представлена следующими взаимосвязанными компонентами: побудительным, действенным, творческим и рефлексивным. 2. Предлагаем структурно-содержательную модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. 3. Доказываем, что эффективность развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: а) использованием активных форм и методов развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста; б) организацией развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в роли движущей силы в целостном процессе становления инициативности детей старшего дошкольного возраста; в) созданием сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития коммуникативной инициативы дошкольников. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 10 приложений и библиографического списка, включающего 87 наименований. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.225.113 (0.038 с.) |