Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Положительные факторы – строки 11.1 и 11.3.
Отрицательный фактор – строка 11.2.
Таблица А.2 – Анализ изменений в макроокружении
Факторы внешней среды
| -5 Шкала интенсивности +5
| Интенсивность
| Стратегические изменения**
| Проявление изменения фактора для вероятного сценария
| Сила влияния на СО
(0 – 5)
| Итоговое влияние изменения фактора на СО
| Возможные реакции строительной организации для вероятного сценария
| -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
| Текущая*
| В перспективе
| | | | | | | | | | | | П
| В
| О
| П
| В
| О
| П
| В
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Политические факторы
| Чернаяломаная – текущая интенсивность; цветные – в перспективе по сценариям: красная – пессимизм, коричневая – вероятный сценарий, зеленая - оптимизм
| 1.1. Стабильность политической обстановки во властных структурах
| Нестабильная
| Стабильная
| +3
| +1
| +2
|
| -2
| -1
|
| Отвлечение внимания депутатов и сенаторов на внутриполитическую борьбу
|
| -6
| -2
|
| При пессимистическом сценарии возможно нарушение стабильности внешней и внутренней политической обстановки в стране, что потребует перенос приоритетов с социальной сферы на вооружение. Сокращение социальных программ сузит рынок жилья, что потребует от СО акцентирование усилий на повышении своей конкурентоспособности.
При наиболее вероятном сценарии мы предполагаем также несколько большее внимание к военным программам, что замедлит рост гос.вложений в социальную сферу и потребует внимания СО к потребительским свойствам продукции.
При оптимистическом сценарии фактических изменений не происходит.
| 1.2. Уровень централизации власти
| Децентрализация
| Централизация
| +1
| -1
|
|
| -2
| -1
|
| Некоторая децентрализация властной вертикали повышает неопределенность внешней среды
|
| -4
| -2
|
| 1.3. Стабильность политической обстановки в стране (социальное напряжение, наличие внутренних горячих точек)
| Нестабильная
| Стабильная
| +2
|
| +1
|
| -2
| -1
|
| Снижение стабильности в политике повышает непроизводительные расходы в бюджете
|
| -6
| -3
|
| 1.4. Давление политических групп на решение органов власти
| Сильное
| Слабое
| -1
| -3
| -2
|
| -2
| -1
|
| Больше возможностей для лоббирования интересов крупного капитала и, одновременно, снижение предсказуемости решений власти
|
| -4
| -2
|
| 1.5. Внешняя политическая обстановка
| Хол. война
| Миролюбивая
| +2
|
| +1
|
| -2
| -1
|
| Развитие страны увеличивает число ее соперников и противников, что требует значительных военных расходов
|
| -6
| -3
|
| 1.6. Направленность политики (приоритеты при распределении бюджетных средств)
| Вооружение
| Социальная
| +2
| -2
|
|
| -4
| -2
|
| Возрастание расходов на вооружение снижает инвестиции в развитие экономики и социальную сферу
|
| -16
| -8
|
| 1.7. Сила гос. регулирования в отраслях и регионах
| Чистый
рынок
| Сильные механизмы гос. регулирования
| +2
|
| +1
|
| -2
| -1
|
| Децентрализация власти в связи с уходом сильного президента приведет к ослаблению гос. регулирования
|
| -6
| -3
|
| 1.8. Ограничения во внешних торговых связях (таможенные барьеры, ограничения на ввоз)
| Сильные
| Слабые
| +3
| +1
| +2
|
| -2
| -1
|
| Поддержка отечественного производителя за счет квот и пошлин одновременно ухудшает общую эконом. обстановку
|
| -4
| -2
|
| Средний уровень
|
|
| ←
|
| +1,7
| -0,5
| 0,6
|
| -2,2
| -1,1
| 0,3
| Возможности
| -
| -
| Графы 10 и 15 соответствуют вероятному сценарию изменений
| | -
| | | Примечание к таблицам А2: гр.7 = гр.4 - гр.3; гр.8 = гр.5 - гр.3; гр.9 = гр.6 - гр.3; гр.11 = гр.4 из А1;
гр.12 = гр.7 ´ гр.11; гр.13 = гр.8 ´ гр.11; гр.14 = гр.9 ´ гр.11.
| | Опасности (угрозы)
| 1.6,1.1, 1.3, 1.5, 1.7
| 1.6
| -
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Продолжение таблицы А.2
Факторы внешней среды
| -5 Шкала интенсивности +5
| Интенсивность
| Стратегические изменения
| Проявление изменения фактора для вероятного сценария
| Сила влияния на СО
(0 – 5)
| Итоговое влияние изменения фактора на СО
| Возможные реакции строительной организации для вероятного сценария
| -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
| Текущая
| В перспективе
| | | | | | | | | | | | П
| В
| О
| П
| В
| О
| П
| В
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Правовые и нормативные факторы
| 2.1. Наличие «дыр» в законодательстве, позволяющее уклоняться от налогов, обманывать инвесторов и соинвесторов
| Противоречивые
и неполные
законы
| Четкое, непротиворечивое
законода-тельство
| -2
| -2
|
|
|
|
|
| Появится возможность действовать в рамках законодательного поля РФ
|
|
|
|
| Оптимизация налоговых отчислений в рамках действующего законодательства
| 2.2. Необязательность исполнения законов, слабый контроль за исполнением, отсутствие механизмов их ввода в действие и наказания за неисполнение
| Неисполнение
законов
| Соблюдение
законов
| -3
| -3
|
|
|
|
|
| Проявится необходимость выхода из теневых сфер экономики
|
|
|
|
| Отход от теневых приемов и обеспечение правовой и финансовой защиты и безопасности строительного бизнеса
| 2.3. Высокий уровень криминализации общества, в том числе, коррупции
| Коррупция,
криминал
| Соблюдение
законов
| -4
| -4
| -2
| -1
|
|
|
| Ускорится согласование разрешительных документов и отпадет потребность в даче взяток чиновникам («откатов»)
|
|
|
|
| 2.4. Доработка жилищного кодекса и другое совершенствование законодательной базы инвестиционно-строительной деятельности
| Противоречивые
и неполные
законы
| Четкое, непротиворечивое
законодат-во
|
|
|
|
|
|
|
| Процессы инвестиционно-строительной деятельности становятся более открытыми и прозрачными
|
|
|
|
| Участие через ассоциации и союзы предпринимателей в формировании законодательной базы капитального строительства
| 2.5. Устарелость нормативной базы в капитальном строительстве, отсутствие нормативов для высотного строительства
| Устарелые
СНиПы
| Новые, дополненные
СНиПы
| -2
| -1
|
|
|
|
|
| Появится возможность более обоснованно подойти к планированию ресурсов и себестоимости строительства. Возможности в осуществлении высотного строительства
|
|
|
|
| Обеспечение надежности ресурсного и технико-экономического планирования строительного производства
| Средний уровень
|
| →
|
| -2
| -1,8
|
|
| 0,2
|
|
|
| Новые возможности
| П
| -
| В
| строки 2.5,2.2 и 2.3
| О
| строки 2.5, 2.3, 2.2, 2.4и 2.1
| Новые опасности
| П
| -
| В
| -
| О
| -
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Выводы: 1) совершенствование законодательства, в том числе, нормативно-правовой базы в области капитального строительства, борьба с коррупцией и криминалом заставит отойти строительные организации от теневых приемов ведения бизнеса, поставит их в рамки действующего правового поля и обеспечит правовую безопасность их бизнеса; 2) строительным организациям следует уделять б о льшее внимание стратегиям взаимоотношения с обществом и активно участвовать в формировании правового поля строительного бизнеса (правил игры, приемлемых как для бизнеса, так и государства), участвуя в договорной интеграции с другими субъектами инвестиционно-строительного комплекса России, например в форме ассоциаций (союзов).
Выводы приведены для наиболее вероятного сценария развития внешней среды.
Продолжение таблицы А.2
Факторы внешней среды
| -5 Шкала интенсивности +5
| Интенсивность
| Стратегические изменения
| Проявление изменения фактора для вероятного сценария
| Сила влияния на СО
(0 – 5)
| Итоговое влияние изменения фактора на СО
| Возможные реакции строительной организации для вероятного сценария
| -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
| Текущая
| В перспективе
| | | | | | | | | | | | П
| В
| О
| П
| В
| О
| П
| В
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Экономические факторы
| 3.1. Рост ВВП
| Падение
| Рост
|
|
|
|
| -1
| -1
|
| Рост несколько замедляется в связи со стабилизацией и возможным падением цен на нефть, физическим и моральным износом основных фондов в промышленности. Это уменьшит гос. финансирование строительных программ
|
| -3
| -3
|
| Сокращение доли муниципального строительства, выход на свободный рынок строительных услуг, диверсификация видов строительства
| 3.2. Профицит бюджетных средств, наличие финансовых резервов
| Дефицит
| Профицит,
запасы
|
|
|
|
| -1
| -1
|
| Сокращение потока нефтедолларов и использование большей части сверхприбыли на гос. программы вне сферы строительства также ведет к сокращению муниципального строительства
|
| -3
| -3
|
| 3.3. Внимание к развитию инфраструктуры (ж/д и автодорог, морских, речных и авиа- терминалов, нефте- и газопроводов)
| Малое
| Большое
|
|
|
|
|
|
|
| Увеличивается гос. финансирование дорожного, трубопроводного и сетевого строительства
|
|
|
|
| Возможна диверсификация деятельности в дорожное и сетевое промышленное строительство
| 3.4. Уровень налоговых ставок
| Высокий
| Низкий
| -1
| -1
|
|
|
|
|
| Рост ВВП позволяет несколько снизить налоги в льготных зонах хозяйствования
|
|
|
|
| Облегчается экономическое положение СО, создается возможность дополнительных накоплений и реинвестиций, снижается себестоимость строительства
| 3.5. Собираемость налогов
| Низкая
| Высокая
|
| -1
|
|
| -1
|
|
| Собираемость налогов ухудшается из-за использования лазеек в законодательстве о льготном налогообложении, но одновременно повышается при ужесточении законов и ответственности за их исполнение и выходе многих секторов экономики из тени
|
| -2
|
|
| Следует честно платить налоги, обеспечивая правовую безопасность, и «спать спокойно»
| 3.6. Уровень покупательной способности населения
| Низкий
| Высокий
| -2
| -2
| -1
|
|
|
|
| Покупательная способность населения медленно растет, что приводит к некоторому увеличению спроса на рынке жилищного строительства и повышению требований к качеству жилья
|
|
|
|
| Реструктуризация портфеля заказов в сторону частных инвестиций в жилом строительстве, усиление маркетинговой деятельности
| 3.7. Темпы инфляции
| Гиперинфляция
| Низкие
| -1
| -2
|
|
| -1
|
|
| Продолжающееся падение темпов инфляции дает возможность осуществлять накопление средств юридическими и физическими лицами, а также пользоваться кредитами для инвестиций в строительства
|
| -4
|
|
| Усиление защищенности вкладов (по покупательной способности) среди заказчиков дает расширение спроса на рынке строительных услуг и, с другой стороны, стабилизирует экономическое положение СО
| Средний уровень
|
|
|
| 0,6
|
| 0,7
| 1,7
| 0,6
| 0,1
| 1,1
|
| Новые возможности
| П
| -
| В
| -
| О
| строки 3.6 и 3.7
| Новые опасности
| П
| -
| В
| -
| О
| -
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Выводы: суммарное действие негативных и позитивных тенденций в экономической сфере практически не сказывается на рынке строительных услуг. Речь может идти лишь о некотором уменьшении доли государства в жилищном строительстве с одновременным увеличении его инвестиций в развитие инфраструктуры и промышленное строительство.
Продолжение таблицы А.2
Факторы внешней среды
| -5 Шкала интенсивности +5
| Интенсивность
| Стратегические изменения
| Проявление изменения фактора для вероятного сценария
| Сила влияния на СО
(0 – 5)
| Итоговое влияние изменения фактора на СО
| Возможные реакции строительной организации для вероятного сценария
| -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
| Текущая
| В перспективе
| | | | | | | | | | | | П
| В
| О
| П
| В
| О
| П
| В
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Технологические факторы
| | 4.1. Стабильность базовых технологий строительства
| Изменчивые
| Стабильные
| +4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 4.2. Развитие технологий высотного строительства
| Старые
| Новые
| -2
|
|
|
|
|
|
| Необходимо осваивать новые технологии, готовить соответствующие организационные и технические решения, закупать новую строительную технику, обучать персонал
|
|
|
|
| Появляется возможность диверсификации в новую область строительства
| | 4.3. НТП в области строительной техники
| Медленный
| Быстрый
| +2
|
|
|
| -1
|
|
|
|
| -3
|
|
|
| | 4.4. НТП в области отделочных материалов, сан- и электротехнического оборудования
| Медленный
| Быстрый
| +3
|
|
|
| -1
|
|
|
|
| -3
|
|
|
| | 4.5. Новые проектно-строительные решения в промышленном и гражданском строительстве
| Отсутствие
| Наличие
| +2
|
|
|
| -1
|
|
|
|
| -3
|
|
|
| | 4.6. Использование новых информационных технологий в области проектирования и управления
| Не используются
| Широко внедрены
|
|
|
|
|
|
|
| Ускорение проектирования сооружений и повышение эффективности управления
|
|
|
|
| Открываются возможности ускорения процессов проектирования и строительства, снижения потерь
| | Средний уровень
|
|
| →
|
| +1,5
| 1,3
| 2,5
| 3,2
| -0,2
|
| 1,7
|
| | Новые возможности
| П
| строка 4.2
| В
| строка 4.2
| О
| строки 4.2и 4.6
| | Новые опасности
| П
| -
| В
| -
| О
| -
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Выводы: Развитие и освоение технологий высотного строительства предоставляет новые возможности для развития строительных организаций, действующих в жилищном строительстве. Проявление остальных факторов невелико либо из-за их стабильности, либо незначительности их влияния
Продолжение таблицы А.2
Факторы внешней среды
| -5 Шкала интенсивности +5
| Интенсивность
| Стратегические изменения
| Проявление изменения фактора для вероятного сценария
| Сила влияния на СО
(0 – 5)
| Итоговое влияние изменения фактора на СО
| Возможные реакции строительной организации для вероятного сценария
| -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
| Текущая
| В перспективе
| | | | | | | | | | | | П
| В
| О
| П
| В
| О
| П
| В
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Международные факторы
| 5.1. Уровень зарубежных инвестиций в России
| Низкий
| Высокий
| -2
| -1
|
|
|
|
|
| Увеличение зарубежных инвестиций расширяет строительный рынок России
|
|
|
|
| Следует выигрывать торги на новые заказы за счет повышения конкурентного статуса фирмы, более умелой маркетинговой деятельности и, таким образом, расширять свое производство, в том числе за счет диверсификации строительной деятельности
| 5.2. Доступ к новым зарубежным проектам, технологиям, технике, строительным и отделочным материалам
| Нет доступа
| Свободный доступ
|
|
|
|
| -1
|
|
|
|
| -4
|
|
|
| 5.3. Доступ отечественных СО на зарубежные рынки
| Нет доступа
| Свободный доступ
| -2
| -2
| -2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.4. Участие зарубежных СО в строительстве на территории России
| Широкое участие
| Нет доступа
| -2
| -2
| -1
| -1
|
|
|
| Участие зарубежных строительных фирм в строительстве на территории России постепенно сокращается за счет качественного развития отечественного строительного комплекса
|
|
|
|
| Конкуренция сохраняется в основном между отечественными СО
| 5.5. Приток зарубежной рабочей силы
| Отсутствует
| Избыточный
|
|
|
|
| -1
|
|
|
|
| -3
|
|
|
| Средний уровень
|
| →
|
|
| -0,2
| 0,8
| 1,4
| -0,2
| 0,8
| 1,4
|
| Новые возможности
| П
| -
| В
| -
| О
| строка 5.1
| Новые опасности
| П
| -
| В
| -
| О
| -
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Выводы: Проявление международных факторов невелико либо из-за их стабильности, либо незначительности их влияния
Продолжение таблицы А.2
Факторы внешней среды
| -5 Шкала интенсивности +5
| Интенсивность
| Стратегические изменения
| Проявление изменения фактора для вероятного сценария
| Сила влияния на СО
(0 – 5)
| Итоговое влияние изменения фактора на СО
| Возможные реакции строительной организации для вероятного сценария
| -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
| Текущая
| В перспективе
| | | | | | | | | | | | П
| В
| О
| П
| В
| О
| П
| В
| О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Социальные факторы
|
| 6.1. Социальная структура общества
| Резкое расслоение
| Высокий средний уровень
| -3
| -2
| -1
| -1
|
|
|
| Рост платежеспособного спроса
|
|
|
|
| Развитие мощностей
| 6.2. Уровень жизни (уровень заработной платы)
| Низкий
| Высокий
| -3
| -3
| -2
| -1
|
|
|
| (То же, что п.1)
| Учтено в п. 1
| (То же, что п.1)
| 6.3. Разделяемые ценности
| Духовные
| Материальные
| -1
|
|
|
|
|
|
| Повышение требований к качеству и месторасположению жилья. Повышенные требования к заработной плате собственного персонала
|
| -6
| -9
| -12
| Улучшение планировки квартир, опережающее развитие инфраструктуры застраиваемой территории, повышение качества строительства. Повышение доли заработной платы в калькуляции себестоимости
| 6.4. Менталитет
| Общинность
| Каждый за себя
| -1
|
|
|
|
|
|
| Повышенные требования к звукоизоляции, безопасности жилища, отделение дворовой территории от улицы
|
|
|
|
| Улучшение проектной проработки инфраструктуры территории, повышенные требования к звукоизоляции, пожарной защиты, сохранности квартир от протечек, надежности охранных систем
| 6.5. Отношение к качеству жизни
| Минимальные потребности
| Блага цивилизации
| -1
|
|
|
|
|
|
| (То же, что и пп. 3 и 4)
| Учтено в пп. 3 и 4
| (То же, что и пп. 3 и 4)
| 6.6. Отношение к работе
| Ленность
| Трудоголизм
| -2
| -2
| -1
|
|
|
|
| Повышение производительности труда
|
|
|
|
| Относительное сокращение аппарата управления, увеличение объемов работ, выполняемых теми же силами
| 6.7. Уровень образования, квалификации
| Низкий
| Высокий
|
|
|
|
|
|
|
| Повышение качества труда в управлении и производстве
|
|
|
|
| Принятие более напряженных, но обоснованных планов; работа на современном оборудовании по новейшим технологиям
| 6.8. Социальные установки предпринимателей и высших менеджеров
| Экономические,
«здесь и сейчас»
| Социальные,
долговременные
| -3
| -2
| -1
|
|
|
|
| Повышение внимания к долгосрочным целям и стра-тегии развития организации
|
|
|
|
| Внедрение и развитие стратегического управления
| 6.9. Защита потребителей
| Сильная
| Отсутствует
|
|
|
|
| -1
| -2
| -3
| Повышение требований к срокам ввода объектов и качеству строительства
|
| -2
| -4
| -6
| Внедрение систем качества и соблюдение сроков строительства
| 6.10. Демография
| Снижение рождаемости
| Рост численности
| -3
| -2
| -1
|
|
|
|
| Снижение темпов ухудшения баланса между работоспособной и неработоспособной частью населения
|
|
|
|
| Стабилизация налогообложения способствует выходу из теневой экономики
| 6.11. Внутренние межнациональные отношения
| Вражда
| Интернационализм
| -2
| -2
| -1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.12. Мобильность людей
| Низкая
| Высокая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.13. Склонность к перемене места жительства
| Равномерное расселение
| Концентрация в мегаполисах
|
|
|
|
|
|
|
| Рост спроса на жилье в крупных городах и в первую очередь в Москве
|
|
|
|
| Развитие мощностей
| 6.14. Уровень безработицы
| Низкий
| Высокий
|
|
| -1
| -2
| -2
| -3
| -4
| Снижение предложений на рынке труда
|
| -6
| -9
| -12
| Повышение внимания к стимулированию труда, снижению текучести кадров, обучению и закреплению квалифицированных кадров
| Средний уровень (14 поз-й)
|
| →
|
| -1,6
| -0,4
| 0,3
| 0,9
| 1,2
| 1,9
| 2,5
|
| Новые возможности
| П
| -
| В
| Строки 6.1, 6.4 и 6.8
| О
| Строки 6.8, 6.13, 6.4,6.1, 6.6 и 6.7
| Новые опасности
| П
| Строки 6.3 и 6.14
| В
| Строки 6.3, 6.14
| О
| Строки 6,3, 6.14и 6.9
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Выводы: Некоторое улучшение социальной обстановки в общества в целом создает дополнительные возможности.
|