Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осн. Критерии работоспособн. Зубч. Передач
Для закр. передач: 1.усталостная контактная прочность раб. пов-ей и зубьев. (контактная выносливость зубьев) 2.Усталостная изгибная прочность (изгибная выносливость зубьев) Для откр. передач: 1.Усталостная изгибная прочность.
РАСЧЕТ НА ИЗГИБН. УСТАЛОСТН. ПРОЧНОСТЬ Для открытых передач: При проектном расчете опред-ся нормальный модуль mn. При проверочном расчете опред-ем расчетное напряж-е и сравниваем с допускаемым. Для закрытых передач: РАСЧЕТ НА КОНТАКТНУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ При проектном расчете из условия прочности определяется межосевое расстояние При проверочном расчете: ЗУБЧАТЫЕ КОНИЧ. ПЕРЕДАЧИ. Прим-ют для передачи вращения м/д пересекающимися осями. ,Σ-межосевой угол передачи. «+»передача вращающего мом-та под углом. «-» -Большая масса и габариты. -Сложны в изгот-ии и монтаже. -Шум. Классификация: 1.по форме зуба: -прямозубые. -косозубые. -с круговыми зубьями. -шевронные. 2. в зависимости от изменения размеров сечений по длине: -форма I. Пропорц-но понижающиеся зубья. Прим-ют при единичном и мелкосерийном произв-ве прямозубых и косозубых колес, ограниченно для передач с круговыми зубьями при mn 2, zΣ=20…100. -форма II. Понижающиеся зубья. Явл-ся основной для колес с круговыми зубьями. Позволяет 1им инструм-ом обрабатывать обе пов-ти зубьев колеса, прим-ют в массовом произв-ве. -форма III. Равновысокие зубья. Прим-ют для круговых зубьев при при средн. конусных расст-ях 75-750 мм. zΣ 40. ОСН.ГЕОМ.СООТНОШЕНИЯ Произв-ми размерами конич. колеса явл. размеры в норм. сечении к большому торцу, выражаемые через внешн. окружной модуль. - углы делительных конусов. - межосевой угол передачи b - ширина зубч. венца. Ограничена 2мя доп-ми конусами – внутр. и внеш. - внешн. делит. окружной модуль m – средн. окружн. делит. модул - внешн. делит. диаметр - средн. делит. диаметр - внешн. конусное расст-е R – средн. конусное расст-е - внешн. высота головки зуба - внешн. высота ножки зуба - внешн. высота зуба - внешн. диаметр вершин зубьев - внешн. конусное расст-е ортогональной передачи R – средн. конусное расс-е; - угол головки и ножки зуба
КИНЕМАТ. ХАР-КИ КОНИЧ. ПЕРЕДАЧИ Передат.отношение:
; ; УСИЛИЯ В ЗУБЧ. КОНИЧ.ПЕРЕДАЧЕ
Окружн. сила на шестерне и колесе: Рад. сила на шестерне численно = осевой силе на колесе: Осевая сила на шестерне численно = рад. силе на колесе:
ОСН.КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. КОНИЧ.ЗУБЧ.ПЕРЕДАЧ 1. Усталостная контактная прочность. . При проектн. расчете опред-ем внешн. делит.диаметр колеса de2. 2. Усталостная изгибная прочность. . При проектном расчете опред-ем средн.модуль зацепления m.
ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ Прим-ют для передачи вращ-ого движ-ия м/д валами, у кот. угол скрещивания осей обычно составляет ϴ=90°. Черв. передача – зубчатовинтовая передача, движение в кот. осущ-ся по принципу винтовой пары. Ведущим явл. червяк.Для облегания тела червяка венец черв. колеса имеет зубья дугообразной формы, что увел. длину контактных линий в зоне зацепл-ия и повышает их прочн. «+» -Больш.передат.числа при сохранении малых габаритных размеров. -Плавность и бесшумность работы. -Повыш-ая кинемат-ая точность. -Возможн.получ-я самотормозящей передачи. «-» -Низкий КПД. -Большое тепловыдел-е. -Повыш-ый износ и склонность к заеданию. -Изгот-е зубьев колес из дорогих антифрикц-ых материалов(бронза). Классификация: 1.по форме внешн.пов-ти червяка: -с цилиндрич.червяком. -с глобоидным червяком. 2.по располож-ю черв.относит-о червячного колеса: -под колесом(нижнее). -над колесом(верхнее). -вертик-о сбоку колеса(боковое). 3.по направл-ю винтовой линии: -с правым червяком. -с левым червяком. 4.по числу заходов червяка: -с однозаходным червяком. -с многозаходным червяком. 5.по форме винтовой пов-ти червяка: -с архимедовым червяком.(ед.произв-во) -с конволютным червяком.(редко) -с эвольвентным червяком.(масс.произв.) ОСН.ГЕОМ.ХАР-КИ В ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕ а) червяк. -число заходов червяка z1(выбир-ся в завис-ти от передат.числа). -осевой модуль черв. m(= торцевом модулю черв.колеса). -шаг червяка p= *m (для однозаходных). -ход витка червяка (для многозах.) -коэф.диаметра червяка q(в целях сокращ-я номенклатуры зуборезного инструм-та стандартизованы модули и коэф.диаметра червяка). -делит.диаметр черв. -высота головки витка. -высота ножки витка. -диаметр вершин витков червяка.
-диаметр впадин витков червяка. -угол подъема линии витка червяка. -угол профиля витка черв. в осевом направлении. 2 -длина нарезанной части червяка b1. б) червячное колесо. -число зубьев черв.колеса. z2 Для силовых передач 30…90 -делит.диаметр колеса. d2=m*z2 (по средн.сечению) -диаметр вершин зубьев колеса. -диаметр впадин зубьев колеса. -наиб.диаметр колеса. -ширина венца колеса b2. -угол обхвата червяка венцом. -межосевое расст-е.(стандартизовано) ОСН.КИНЕМАТ.ХАР-КИ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ Передат.число-число зубьев колеса к числу заходов червяка: Окружн.скорость червяка: Окружн.скорость колеса: Скорость скольжения: КПД: , - приведенный угол трения. КПД ↓ с ↑ , т.к. при этом улучшаются усл-я образ-я масляного клина. При ↑ z1 ↑ угол подъема и ↑ КПД.
9.2. СИЛЫ В ЗАЦЕПЛ-ИИ ЧЕРВ.ПЕРЕДАЧ Окружная сила на колесе = осевой силе на червяке: Окружная сила на червяке = осевой силе на колесе: Радиальная сила:
МАТЕРИАЛЫ ЧЕРВ.ПЕРЕДАЧ Т.к высокие скор-ти скольжения и неблагопр-ые усл-я смазки, то мат-лы червячной пары должны обладать низк. коэфф. трения, хорошей износост-ю и пониженной склонностью к заеданию. Червяки: среднеуглеродистые и легированные стали с закалкой. Чем больше нагружена передача,тем больше твердость. Червячные колеса: оловянные и безолов.бронзы. Выбор мат-ла зависит от скор-ти скольж. Ступицы: углеродистые стали(Ст45).
ВИДЫ РАЗРУШ-ИЙ ЧЕРВ.ПЕРЕДАЧ 1. Заедание. Из-за высоких скоростей скольж-я и недостаточной смазки. Виды: -«Намазывание». Происх-ит постеп-ый перенос мат-ла зубьев колеса на витки червяка. Хар-но для червячных колес, изгот-ых из мягкого мат-ла (оловянных бронз). -«Задир». Тяж. форма заедания черв. передач, колеса кот. изгот-ы из тверд. мат-ов (чугун, безоловянные бронзы). Резко повыш-ся коэфф. трения в зацепл-и с послед. быстрым изнаш-ем зубьев. 2. Изнашивание. Происх-ит из-за заедания, а также при абразивном изнашивании или при неточном монтаже передачи. 3. Усталостное выкраш-ие раб.пов-ей. Из-за действия переменных контактных напряж-ий. Трещины à выкрашивание. 4. Поломка зубьев колеса. Из-за напряж-ий изгиба.(редко)
КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. ЧЕРВ. ПЕРЕДАЧ 1.Усталостная контактная прочн.(осн.) . При проектном расчете опред-ем межосевое расст-е . Расчет по 1ому усл-ю косвенно учиты-вает стойкость против заед-ия и изнаш-е передачи. 2.Износостойкость. 3.Стойкость против заедания. 4.Изгибная усталостная прочн.(пров). Он становится осн. при расчете передач с ручным приводом + силовых при числе зубьев колеса > 100. Проверочный расчет червяка на жесткость при изгибе. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ЧЕРВ. ПЕРЕДАЧИ Усл-е теплового баланса: Q1=Q2. Выделяющаяся тепловая мощность: Тепловая мощн.,передаваемая в окруж. среду: Р1-мощн. на червяке; tм – темпер-ра масла; А- площадь пов-ти охлаждения корпуса; kt – коэф.теплопередачи. Температура масла в редукторе: Способы охлажд-я масла: -на валу черв.делают лопасти.Обдув корпуса воздухом. -в масляной ванне проходят трубы с холодной водой. -циркул-ая сист-ма смазки при боковом или верхн.располож-ии черв.
ВАЛЫ И ОСИ Ось – дет. предназначенные для поддержания насаженных на них дет. и направл-я вращ-я.
Ось вращающий мом-т не передает. -вращающиеся(колеса вагона) -неподвижные Вал – дет., предназначенная для передачи вращ-их мом-ов и поддержания насаженных на него дет. -коренные(валы машин, кот. кроме дет. передач несут раб. органы машины) -шпиндель(коренной вал станков с вращ-ым движ-ем инстр-та или изд-ия) -трансмисионные(вал, распред-ий мех. Е по отдельным раб. машинам) Классификация: 1.по форме геом.оси: -прямые *гладкие *ступенчатые -коленчатые -гибкие(для передачи небольш. мом-ов под углом)
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛ-ТЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ. 1.посадочная пов-ть – пов-ть, на кот.насаживают ступицы дет.: зубч. колеса,шкивы,звездочки. -цилиндрические. -конические(прим-ся там,где необх. зафиксир-ть в осевом направл-ии; центровка детали) 2.цапфа – опорная часть вала или оси. Концевая цапфа, воспринимающая преимущ-но радиальную нагрузку,наз. шипом: -цилиндрический -конический Промежуточная цапфа,воспринимающая преимущ-но рад.нагрузку,наз. шейка. Концевая цапфа,воспринимающая осевую нагрузку,наз. пятой: - плоская -гребенчатая 3.переходная пов-ть. а)галтель – плавн. переход от 1ого диаметра к др. Уменьш. концентр-ю напряжений. -const R - переменного R -с поднутрением б)канавки – углубл-е определ-ого профиля. Для выхода шлифовального круга. «-» -↑ концентр-ю напряж-ий. -слишком сильное ослабл-е вала. в)буртик - кольцевое утолщ-е вала. Для упора дет. и осевого фиксир-я дет. на валу. Плоск. пов-ти буртика наз. заплечиком. Размеры заплечиков,галтелей и канавок назначают по ГОСТам и они зависят от диаметра вала. г)фаска - скошенная часть пов-ти вала у торцев + в местах перехода ступеней. Для безопасности. Размеры в ГОСТах; зависят от диаметра вала.
МАТЕРИАЛЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ Осн.требования к материалам: -прочность -упругость -жесткость -обрабатываемость. Мат-лы: углеродистые и легир-ые стали; высокопрочный чугун (для тяжелонагруж-ых коленчатых валов сложн.формы). ОСН.КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. ВАЛОВ 1.Усталостная прочность. 2.Статич.прочн.(проверка на перегрузки) 3.Жесткость(для трансмис.валов) 4.Виброустойчивость(для быстровращ.)
РАСЧЕТ ВАЛОВ НА ПРОЧНОСТЬ I эт. Проектный расчет(с учетом статич. действия нагрузок) а)предварит-о опред-ся диам. участков вала(начиная с выходного конца). из усл-я прочности на кручение: б)составл-е компановочной схемы редуктора. в)расчет вала на совместное действие изгиба с кручением. II эт. Конструирование.
а)длина и форма кажд. участка вала. б)констр-ия и размеры переходных участков м/д ступенями (галтели, канавки, фаски) в)размеры шпоночных пазов, шлиц и др. г)параметры шерох-ти пов-ей д)термообр-ка всего вала и его участков III эт. Проверочный расчет(проверка на выносливость) , - допуск-ый коэф. запаса усталостной прочности. - коэф. запаса усталостной прочн. по напряж-ям изгиба. - коэф. запаса прочн. по напряж-ям кручения. ОПОРЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ Назначение: - поддерживать валы и оси в простр-ве, обеспечивая возм-ть вращ-я или качания - воспринимать действующие на них нагрузки. Классификация: 1.по виду трения: -подш.качения -подш.скольжения.
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ. Подш. качения – это опоры вращ-ся или качающихся дет., использующие эл-ты качения и работающие на основе трения качения. «+» -Малые потери на трение и незначит.нагрев. -Малый расход смазки. -Не требуют тщат-ого ухода. -Не требуют прим-я дорогостоящих антифрикц-ых мат-ов. -Массовое произв-во. -Высокая степень взаимозаменяемости. -Малая стоим-ть. «-» -Высокая чувствит-ть к ударным и вибрационным нагрузкам. -Шум при работе. -При υ 30 м/с сепараторы выходят из строя; малая надежность в высокоскоростных приводах. -Коррозия. Классификация: 1.по виду воспринимаемой нагрузки: -радиальные(предназначены для восприятия рад. и частично осевой силы) -упорно-радиальные(↑↓) -упорные(восприятие только осевой нагрузки) 2.по форме тел качения: -шариковые(при высоких υ и малых нагрузках) -роликовые(при средн. и малых υ и повыш-ых нагрузках) * короткие цилиндр.ролики * длинные цилиндр.ролики * игольчатые* витые* бочкообразные* конические 3.по числу рядов тел качения:-однорядные-двухрядные -многорядные 4.по способн-ти самоустанавливаться: -самоустанавливающиеся -несамоустанавливающиеся Классификация подш. по габаритным размерам:
0 – сверхлегкая 1 – особолегкая 2 – легкая 5 – легкая широкая 3 – средняя 6 – средняя широкая 4 – тяжелая С ↑ серии ↑ грузоподъемность ↓ скорость Типы подш.: 0000…9000 Конструкция: -внутр.кольцо -наружн.кольцо -сепаратор -тела качения ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ПОДШ. КАЧЕНИЯ 1. Усталостное выкраш-ие раб.пов-ей дорожек колец и тел качения в виде раковин или отслаивания (шелушения). Причина–переменные контактные напряжения. 2. Пластич. деформ-и в виде вмятин на раб. пов-ях качения. Причина-действие больших статич. и ударных нагрузок. 3. Задиры раб. пов-ей качения. Причина – недост. смазывание, перегрузки, малые зазоры из-за неправильного монтажа. 4. Абразивный износ дет. Причина –плохая защита от попадания абразивных частиц. 5. Разрушение сепараторов. Причина – действие центроб-ых сил и воздействие на сепаратор тел качения. 6. Разрушение колец и тел качения. Причина –перекосы при монтаже, больш. динам-ие нагрузки.
КРИТЕРИИ РАБОТОСПОСОБН. ПОДШ.КАЧЕНИЯ 1. Долговечность по усталостному выкрашиванию. Долговечность подш. – число млн. оборотов, кот. 1о из его колец делает относ-но др. до начала усталостного разруш-я мат-ла на 1ом из колец или тел качения.
2. Статическая грузоподъемность по пластическим деформациям.
ПОДБОР ПОДШ. ПО ДИНАМ. ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ Базовой динам-ой г/п наз. const нагрузка, кот. группа идентичных подш. может выдержать в течение базовой долговечности, составляющей 1 млн. оборотов внутр. кольца, без появл-я признаков усталостного выкраш-я. Знач-е динам-ой г/п для кажд. типоразмера подш. приводится в каталогах. 1)Предварительно намечается конкретный подшипник. Усл-е подбора: расчетная долговечность подш. не меньше треб. , а1- коэф. надежн. Р – эквивал.нагрузка; С – динам.г/п. Эквив-ой нагрузкой наз. const нагрузка, под действием кот. подш. качения будет иметь такую же долговечность, как и в действит-ых усл-ях нагруж-я. 2)Условие подбора: базовая динам-ая грузоподъемность выбираемого подш. С не меньше требуемой С т
ПОДБОР ПОДШ. ПО СТАТИЧ. ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ Подш. качения, воспринимающие нагрузку без вращ-я или при частоте вращ-я менее 1 об/мин подбирают по стат. грузоподъемности. Под стат. г/п С0 понимают такую стат. нагрузку, кот. соотв-ет общ. остаточная деформ-я тел качения и колец в наиболее нагруженной зоне контакта. Знач-я С0 указ-ся в каталогах для кажд. типоразмера подш. Условие подбора: - эквив-ая статическая нагрузка. При совместном действии на подш. рад. и осевой нагрузок эквив-ая нагрузка опред-ся как большая из 2ух знач-ий. - коэф. рад. и осевой стат-их нагрузок соотв-о, определяют по табл.
ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ Подш., работающие по принципу трения скольж-я наз. подш. скольжения. «+» -Малые габариты в рад. направлении.-Бесшумность работы. -Хорошая восприимчивость ударных и вибрационных нагрузок. -Возможность примен-я разъемных подш. -Допускают высокую частоту вращения. -Возможность работы в воде и др. агрессивных средах. -Большая долговечность в усл-ях жидкостного трения. -Прим-ют при повыш-ых треб-ях к стабильности и точности полож-я валов.-Отсутствие подш. качения требуемых диаметров. «-» -Высокие потери на трениеà пониженные КПД. -Необх-ть системат-ого наблюдения и непрерывного смазывания. -Тяжелонагр-ые подш., работающие при высоких частотах вращ-я нуждаются в принудительном подводе под давл-ем смазочного материала для поддержания режима жидкостного трения и отвода выделяющейся теплоты. -Подш. с обычными маслами надежно работают до t°C не выше 150°. -Неравном-ый износ подш. и цапфы. -Примен-е для изгот-ия подш. дорогостоящих мат-ов. -Относит-о большая длина в осевом направлении. Классификация: 1.по виду воспринимемой нагрузки: -радиальные(для восприятия рад. нагрузки и частично осевой) -радиально-упорные(для комбинир-ого воспр-я рад. и осевой нагрузок) -упорно-радиальные(для восприятия в основном осевой нагрузки и частично небольш. рад.) -упорные(для воспр-я осевой нагрузки) 2. по способн-ти самоустанавливаться: -самоустанавливающиеся -несамоустанавливающиеся Классификация подш. скольжения по конструктивным особенностям: а) неразъемные (при малой υ скольжения с перерывами в работе) «+» простота констр-и и низкая стоим-ть «-»не дают возможн-ти компенсировать износ раб. пов-ей втулок и валов. Имеют ограниченное применение. *встроенные*присоединенные Конструкция: -смазочное отверстие-втулка-смазочная канавка -стопорный винт-корпус б) разъемные Износ вкладышей в проц-се работы подш. компенсируется поджатием крышки к основанию. «+» Разъемные подш. значительно облегчают сборку. Конструкция: -основание корпуса-крышка-разъемный вкладыш -крепежная шпилька с гайкой-масленка МАТЕРИАЛЫ ПОДШ. СКОЛЬЖЕНИЯ Корпуса и крышки отливают из серого чугуна, реже сталь. Цапфы валов подверг-ся закалке или азотир-ю,цианированию для получ-я твердости. Втулка из антифрикц-ого мат-ла. Требования к вкладышам: -Высокая износостойкость. -Низк.коэф.трения в паре с мат-ом вала. -Высокая сопротивляемость заеданию. -Достаточная пластичность. -Хорошая прирабат-ть и смачиваемость смазочным мат-ом. -Способность образовывать на трущихся пов-ях стойкие и быстро восстанавливаемые масляные пленки. -Стойкость против коррозионно-мех. изнашивания. Вкладыши: -Ме *бронзы(при средн.υ и больш.нагр) *оловянные бронзы(наилучшие антифрикц.св-ва) *алюминиевые(вызывают повыш-ое изнаш-е цапф валов,поэтому примен-ся в паре с закаленными св-ми) *свинцовые(при знакопеременных и ударных нагрузках) *антифрикц.чугуны(малоответств. и тихоходные мех-мы) -биМе(сталь и чугун,покрытые слоем баббита) -из порошковых мат-ов(Cu,Fe+графит,олово,свинецàспекают) Обладают повыш.пористостью и не требуют подвода смазки,поэтому использ-ся в тихоходн.мех-ах в местах труднодоступных для подвода масла. -из неМе мат-ов *антифрикц.самосмазывающиеся пластмассы.*древеснослоистые пластики*тверд.породы дерева*резина.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.231 (0.237 с.) |