Методика обучения будущих учителей средствам активизации эмоционально-интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения будущих учителей средствам активизации эмоционально-интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка



Методика обучения будущих учителей средствам активизации эмоционально-интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка» описано содержание и этапы опытного обучения студентов реализации эмоционально-интеллектуальной составляющей в речевом поведении учителя (IV курс педагогического факультета педагогических вузов г. Москвы и г.Саранска) В связи с этим определены исходные положения, цель, задачи, методы и принципы опытного обучения.

Экспериментальное исследование обучения осуществлялось в 2000 – 2007 г.г. При этом ставились следующие задачи:

- отобрать минимум теоретических сведений об особенностях речевого поведения учителя и представить их в системе, отражающей содержание, функции, структуру эмоционально-интеллектуального взаимодействия в ходе педагогического дискурса;

- разработать методику (задачи, принципы, этапы, приемы) формирования эмоционально-интеллектуального аспекта речи будущего учителя на уроках русского языка.

Целью данной части исследования была проверка эффективности разрабатываемой нами методики обучения студентов – будущих учителей реализации эмоциональной составляющей в речевом поведении учителя при изучении педагогико-риторических дисциплин.

Цель определила задачи опытного обучения:

- обозначить круг обязательных и достаточных для решения задач обучения вопросов, касающихся сущности эмоциональной составляющей в обучении, в частности уровней и форм ее проявления в образовательном процессе, приемов осуществления при изучении русского языка как основного предмета школьного образования;

- определить этапы, необходимые для полноценного теоретического и практического освоения студентами учебного материала;

- проверить эффективность предлагаемой методики.

Как показал теоретический анализ проблемы и экспериментальная проверка его результатов, задачи обучения будущих учителей начальных классов использованию речевых средств, активизирующих эмоциональную сторону учебно-научной речи, целесообразно решать с опорой на следующие принципы:

- принцип научности и доступности;

- принцип методической целесообразности;

- принцип функционально-стилистической целесообразности;

- принцип коммуникативности;

- принцип формирования единства интеллектуальной и эмоциональной сферы личности в процессе усвоения учащимися знаний по русскому языку;

- принцип опоры на риторические законы;

-принцип опоры на интеллектуально-эмоциональное речевое взаимодействие участников педагогического дискурса в процессе обучения русскому языку;

Принцип эмоционально-интеллектуального речевого взаимодействия учителя и ученика и внимание к риторическому аспекту учебно-научного общения представлен в деятельности учителя на разных уровнях. Во-первых, учитель осознает свою речь как разновидность академического красноречия, осознает тот факт, что ученики в общении с ним получают опыт восприятия знания с помощью речи. Во-вторых, названные принципы обеспечивают речевое партнерство на уроке, осознание учителем необходимости побуждения школьника к речевой активности. Эти принципы связаны с понятиями учебно-речевых ситуаций речевого взаимодействия, способов предоставления ученику речевой очереди, средств установления контакта с ученической аудиторией, разнонаправленного учебно-научного общения.

Реализация положений, актуализирующих определение теоретических позиций аффективной составляющей в интеллектуальном взаимодействии и формирование соответствующих профессиональных умений у будущих учителей в области адекватного использования вербальных средств эмоционально-интеллектуального воздействия на адресата, осуществляется в курсе следующих дисциплин: «Современный русский язык», «Методика преподавания русского языка в начальной школе», и «Педагогическая риторика».

Одним из путей решения данной проблемы является разработка методики, направленной на овладение будущими учителями средствами эмоциональности с использованием, в частности, фразеологических единиц, о ценности, значимости и роли уместного употребления которых говорится в теоретической части данного исследования.

В предлагаемой методике, разработанной в рамках дисциплины «Современный русский язык» в разделе «Лексика и фразеология», выделены знания общего характера (фразеология в широком и узком смысле; значение фразеологизмов; употребление фразеологических единиц в различных стилях речи; понятие о речевом жанре; жанр объяснительной речи) и специальные сведения (фразеологизмы как средство популяризации и эмоциональности в объяснительной речи; функции фразеологизмов в объяснительной речи учителя, маркирующих его речевое поведение; уместность употребления фразеологических единиц учителем; обогащение лексико-фразеологического словаря учащихся).

В методической разработке к разделу «Лексика и фразеология», указывается на особое место фразеологических оборотов в объяснительной речи учителя как средства активизации различных эмоциональных состояний школьников, на необходимость учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Стержневыми в названном аспекте являются темы:

1.Функции фразеологизмов в текстах различной стилистической направленности.

2. Жанровые особенности объяснительной речи учителя.

3. Фразеологизмы как средство создания словесной образности.

4. Функции фразеологизмов в речевом поведении учителя.

Названные темы являются опорными в предлагаемой методике, так как, с одной стороны позволяют увидеть общие черты объяснительной речи учителя, а с другой – выявить ее специфику, а также позволяют квалифицировать объяснительную речь учителя как самостоятельный речевой жанр.

Исходными знаниями для знакомства с функционированием фразеологических оборотов в объяснительной речи служат уже имеющиеся у студентов сведения о фразеологии в широком и узком смысле, значении фразеологизмов; грамматических, лексико-семантических; структурных и стилистических особенностях фразеологизмов; употребление их в текстах различной стилистической принадлежности.

Итоговыми в результате предъявления дополнительной информации явились знания о фразеологизмах как средстве создания эмоциональности в объяснительной речи; месте, цели, функциях и уместности фразеологических единиц в объяснительной речи учителя. Методический аспект работы предполагает выполнение студентами соответствующих заданий, которые конкретизируют теоретические положе­ния о функциях фразеологических единиц в объяснительной речи:

1.Определять функции фразеологизмов в научно-популярных высказываниях.

2. Определять стили предлагаемых для анализа текстов, находить в них фразеологиче­ские единицы, выяснять их значение по словарю, сопоставлять функции фра­зеологизмов в текстах.

3. Определять этапы объяснения и вводить в объяснительный текст подходящие по смыслу фразеологизмы.

Предусматриваются также задания креативного характера:

а) пересказ текста-объяснения с уместным использованием фразеоло­гизмов как средства популяризации информации;

б) анализ звучащей речи учителя с точки зрения наличия в ней фра­зеологических единиц;

в) целенаправленное введение фразеологизмов в устное объяснение;

г) составление фрагментов объяснений с включением фразеологиче­ских оборотов по предложенному началу;

д) разработка и проведение фрагментов уроков с уместным использо­ванием фразеологизмов в объяснении (объяснение по конкретной теме).

В соответствии с разработанной методикой у студентов формируются следующие профессиональные умения, необходимые для дальнейшей комплексной работы по выявлению и развитию эмоциональной составляющей в речевом поведении учителя при интеллектуальном взаимодействии:

- находить фразеологические обороты в текстах-объяснениях научного, учебно-научного, научно-популярного характера;

- определять функции фразеологических единиц на разных этапах объяснительной речи учителя; определять уместность (неуместность) использования фразеологизмов в объяснении;

- вводить фразеологические обороты в готовый объяснительный текст;

-составлять объяснительные тексты с использованием фразеологических оборотов.

 

2.2 Общие вопросы методики преподавания русского языка

Общие вопросы методики преподавания русского языка» (в курсе методики преподавания русского языка в начальной школе) мы включаем следующие темы:

1. Педагогическая речь как средство достижения целей обучения. Жанр объяснительной речи. Эмоционально-интеллектуальная составляющая как один из основных принципов структурирования жанра объяснительной речи.

2. Эмоциональные аспекты интеллектуально-речевого взаимодействия учителя и учащихся. Учебная информативность и эмоционально-интеллектуальная насыщенность как принцип организации жанра объяснительной речи учителя.

3.Объяснительная речь учителя как структурный компонент педагогического дискурса и способы ее реализации.

4 Языковые средства активизации эмоционально-интеллектуальных состояний участников педагогического дискурса.

Названные темы изучаются на лекционных и практических занятиях. В частности, при знакомстве с темой «Методика изучения разделов русского языка как учебного предмета» проводится работа по закреплению профессиональных речевых умений учителя, заключающихся в способности актуализировать в своем речевом поведении эмоционально-интеллектуальную составляющую в ходе педагогического дискурса.

Формирование профессиональных речевых умений учителя обеспечивается системой соответствующих заданий. В процессе проведенного опытного обучения сложилась следующая типология заданий, предложенная контрольной и экспериментальной группам:

1. Задания на распознавание методически значимых особенностей речевого поведения педагога: выделение речевых структур, представляющих содержание обучения, отражающих особенности взаимодействия в ходе педагогического дискурса учебного предмета; реализация тех или иных методов и принципов обучения), например:

«Исходя из приведенных высказываний писателей, философов, ученых, сформулируйте дидактические принципы, которые определяют речевое поведение учителя».

2. Задания на сопоставление речевых явлений в методическом аспекте (сравнение содержания, структуры и функции учебно-научно-педагогической речи в различных ситуациях обучения), например: «Сравните представленные тексты объяснительной речи учителя по уровню учебной информативности и эмоционально-интеллектуальной насыщенности. В каком из текстов, по вашему мнению, проявлены методически значимые принципы актуализации эмоционально-интеллектуальной составляющей объяснительной речи? Назовите их. Какие языковые средства маркируют данные принципы?»

3. Задания, связанные с методическим анализом процесса обучения русскому языку с учетом его речевых аспектов, например:

«В процессе обучения русскому языку учитель реализует методические цели, конкретизирующиеся в четырех традиционных задачах: зачем учить, чему учить, как учить, почему так, а не иначе.

Какие формулировки в приведенных ниже текстах соотносятся с обозначенными методическими задачами?

4. Задания на составление правил речевого поведения учителя, например: «Какие из правил обучения, сформулированных А. Дистервегом, остаются актуальными в аспекте речевого поведения учителя современной школы? Какими правилами вы бы дополнили этот перечень?»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.015 с.)