Состояние изучаемой проблемы в практике начальной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние изучаемой проблемы в практике начальной школы



Состояние изучаемой проблемы в практике начальной школы» описан ход и результаты констатирующего эксперимента, в котором принимали участие ученики и учителя начальных классов, студенты педагогического и филологического факультетов III и IV курсов.

Констатирующий эксперимент состоял из трех блоков, каждый из которых был реализован в несколько этапов.

Содержательной задачей первого блока констатирующего эксперимента явилось следующее: на основе результатов экспериментальных данных, полученных в 1996 году в диссертационном исследовании «Фразеологизмы в объяснительной речи учителя начальных классов», выявить динамику развития уровня владения ФЕ как одним из средств активизации эмоциональности в объяснительной речи учителя, что предполагало

- осознание необходимости использования фразеологи­ческих единиц в объяснительной речи учителя (студентами);

- понимание значения фразеологизмов (учителями, студентами);

- умение употреблять фразеологизмы в речи (учителей, студентов).

Теоретические положения о необходимости обучения будущих учителей определенной модели речевого поведения, с помощью которой педагог мог бы реализовывать свой эмоционально-интеллектуальный потенциал и раскрывать его в своих учениках, нашли отражение в решении следующих задач второго блока эксперимента:

- выявление понимания студентами понятия «интеллектуальные эмоции»;

- осознание будущими учителями необходимости владения знаниями об интеллектуальных эмоциях;

- выявление степени усвоения знаний при целенаправленной активизации интеллектуальных эмоций;

- выявление уровня адекватности восприятия эмоциональных состояний заложенных в текстах, предназначенных для аудирования.

Выводы, сделанные на основе результатов всех названных этапов экспериментального исследования, привели к необходимости выявления уровня эмоционально-интеллектуального взаимодействия в цепи «учитель – ученик», что и было реализовано в решении следующих задач третьего экспериментального блока:

- выявление уровня владения речевыми приемами активизации эмоционально-интеллектуальной деятельности школьников учителями начальных классов в объяснительной речи;

- определение уровня необходимости целенаправленной активизации в объяснительной речи учителя интеллектуальных эмоций школьников;

- выявление уровня ориентации учителя в процессе учебно-научного общения на сохранение эмоционального комфорта учащихся (здоровьесберегающий фактор);

- определение эмоционально-интеллектуальных состояний учащихся начальных классов в процессе получения информации, предъявляемой учителем.

В диагностико-констатирующем эксперименте приняли участие 345человек (студенты 3 и 5 курсов педагогического фа­культета Мордовского госпединститута им. М.Е. Евсевьева, студенты 3 и 4 курсов филологического факультета Московского педагогического государственно­го университета, учителя начальных классов и учащиеся начальных классов школ г. Москвы и г. Саранска).

В ходе решения задач экспериментального исследования использовались методы, позволяющие получить данные о степени готовности студентов и учителей начальных классов к использованию вербальных средств эмоционально-интеллектуального взаимодействия в ходе дискурса учебного предмета. В основном использовалось анкетирование студентов; тестовые задания; экспериментальное выполнение заданий творческого характера; анализ звучащей речи учителей.

Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Наблюдается тенденция к «логизации» процесса подачи информации, что проявляется в доминировании интеллектуального компонента, ориентации на логическую основу передачи знаний и что подтверждается процентным соотношением о признании студентами и учителями роли фразеологизмов как средства эмоционально-интеллектуального воздействия в изучении нового материала: (1996г.-31%, 2006г.- 27%).

2. Значительная часть сту­дентов и учителей затрудняется в раскрытии значения фразеологизмов и употребления их в речи, что обедняет процесс общения, делает речь менее выразительной. А это, в свою очередь, препятствует усвоению учебного ма­териала, эмоционально-интеллектуальному развитию личности ученика в целом. В подготовке к профессиональной деятельности будущего учителя также не уделяется должного внимания работе с богатейшим языковым на­следием русского народа. Отсюда - отсутствие видения, аналитического язы­кового подхода к «образным выражениям» как в устной, так и в письменной речи.

3. Ориентация большинства учителей на логический аспект при предъявлении информации (53%) вызывает соответствующее предпочтение младших школьников (56%) на серьезное, без каких-либо отвлечений объяснение учителем основ науки. Такое положение приводит к «засыпанию» эмоциональных сигналов в сознании ученика, что создает проблемы в сфере формирования познавательных мотивов школьника в учебной деятельности.

4. В то же время предполагаемый эффект усвоения учебной информации при наличии положительного эмоционально-интеллектуалного фона не ставится под сомнение боль­шинством студентов (67%), что говорит об адекватном осмыслении понятия «интеллектуальные эмоции». Даже интуитивное представление студентов об интеллектуальных эмоциях позволи­ло подавляющему большинству(71%) выделить именно те эмоциональные состояния, которые наиболее эффективно мог бы активизировать учитель при подаче учебно-научной информации. Полученные данные еще раз по­зволяют убедиться в необходимости активизации эмоционально­го потенциала детей в учебно-научном общении.

5. Поскольку эмоционально-интеллектуальное взаимодействие в цепи обучение – учение – взаимодействие, проявляющееся в речи, главная ее ценность заключается в возможности педагога и ученика взаимодействовать и развивать взаимопонимание в ходе педагогического дискурса. Именно эмоционально-интеллектуальная составляющая речевого поведения учителя ставится во главу угла потому, что при этом становится важно достичь успеха не только в активизации эмоционально-интеллектуальных состояний школьников вербальными средствами, а общаться так, чтобы всем речевым партнерам захотелось продолжить общение в дальнейшем (Т.А. Ладыженская).

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости включения в вузовскую методическую подготовку студентов педагогических вузов теоретического материала, знакомящего их с наполнением понятий терминов «речевое поведение учителя», «педагогический дискурс», «эмоционально-интеллектуальные состояния», «вербальные средства активизации интеллектуальных эмоций», посвященных изучению особенностей процесса предъявления и усвоения учебной информации.

Методическая подготовка будущих учителей в педагогическом вузе должна включать не только усвоение ими знаний, но и развитие на их основе умений практически решать задачи формирования учебно-научной речи, обусловливающей речевое поведение, а именно:

- формирование у будущих учителей осознанного отношения к профессиональной деятельности как фактора профессионального осознания;

- вооружение их знаниями о роли гедонистической функции учебно-научной речи в учебном процессе; ее содержании, структурах, закономерностях функционирования, определяемых методическими факторами;

- формирование у студентов профессиональных речевых умений планировать устную учебно-научную речь с учетом ее эмоциональной составляющей, организовывать процесс обучения средствами речи, обеспечивающими гармонизацию эмоционально-интеллектуального поля педагогического дискурса.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.005 с.)