Анализ эмоционально-интеллектуального компонента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ эмоционально-интеллектуального компонента



 

реализующегося в стратегиях педагогического дискурса, привел к необходимости всестороннего изучения фактора эмоциональной устойчивости учителя как необходимого условия результативности учебно-педагогического взаимодействия.

Изучению проблемы взаимоотношений учителей и учащихся посвящены работы многих исследователей (А.Г. Ковалевой, Н.Д. Левитова, Н.А. Петрова, Н.В. Страхова и др.). Ученые указывают на необходимость грамотного проявления учителем в речевом поведении своих чувств, контроля над отрицательными эмоциями, поддержание физического и психического здоровья, следовательно, его эмоциональной устойчивости.

Многообразие трактовок эмоциональной устойчивости (Б.X.Варданян, П.Б.Зильберман, Н.Д.Левитов, В.М.Писаренко, К.К.Платонов и др.) позволило сделать вывод о том, что к настоящему времени все без исключения исследователи под эмоциональной устойчивостью понимают такое интегративное качество личности, которое оптимизирует деятельность в напряженных психологических условиях. К основным параметрам деятельности относятся: успешность, результативность, сохранность, стабильность и др.

На основании анализа характеристик эмоциональной устойчивости мы используем следующее определение этого понятия: эмоциональная устойчивость – это свойство личности, проявляющееся в ходе напряженной деятельности, психологические механизмы которой, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели.

Важность устойчивого положительного эмоционального фона в учебно-педагогическом дискурсе отмечается многими учеными (М.М. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов и др.). Наличие верных эмоциональных установок учителя существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса, увеличивает работоспособность учеников. По мнению М.М. Рубинштейна, «оптимистическая черта принадлежит к существенным свойствам в положительной структуре учителя» [Рубинштейн. 1927; 33]. Л.Л. Бодалевым отмечено, что гармоничное сочетание учителем требовательности и доверия, последовательность и демократизм в отношениях со школьниками создают атмосферу эмоционального благоприятствования в классном коллективе.

Для изучения влияния личности учителя на успешность учебно-научного общения, безусловно, необходима специальная подготовка, знание теоретических основ и систем обучения, присущих им методик и способов реализации их на практике. Но прежде всего в поле внимания исследования находится выявление способов построения и осуществления учебно-научного взаимодействия и связанные с ним личностные особенности, что позволяет рассматривать структуру индивидуальных качеств учителя в эмоционально-интеллектуальном аспекте.

Изучение теоретических основ реализации эмоциональности в педагогическом дискурсе позволило сформулировать следующие выводы:

1. Какими бы ни были различия в определении педагогического дискурса, при всем разнообразии его классификаций и типизации, невозможно рассмотрение этого многоаспектного явления без параллельного изучения его экстралингвистических параметров, к которым мы относим эмоционально-интеллектуальные проявления участников дискурса.

2. Степень проявления эмоциональной активности коммуникантов зависит не столько от типа дискурса, сколько от заинтересованности, вовлеченности и увлеченности его участников тем или иным видом речевой деятельности.

3. Поскольку речевая ответственность в рамках педагогического дискурса ложится на учителя, то его эмоционально-интеллектуальные проявления в речевом поведении должны функционировать в режиме эмоциональной устойчивости, эмпатии, минимальной личностной тревожности, так как эти факторы прямо влияют на эмоционально-интеллектуальную активность учащихся и учитель, особенно в начальной школе, является образцом для подражания.

Феномен эмоциональной активности и регуляции мыслительных процессов учитель может использовать за счет уместного применения языковых средств, стимулирующих эмоционально-интеллектуальные состояния школьников с целью эффективного восприятия информации, предназначенной для усвоения.

В этой связи необходимо риторическое осмысление роли вербальных средств активизации эмоционально-интеллектуальных состояний коммуникантов в ходе педагогического дискурса, где структурным элементом его мы рассматриваем объяснительную речь учителя, что и представлено в следующей главе исследования.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.009 с.)