Фактор эмоциональности в педагогическом дискурсе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактор эмоциональности в педагогическом дискурсе



проанализированы теоретические подходы к разработке проблемы дискурса как учебно-гедонистического феномена, освещены вопросы эмоционального взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом дискурсе.

В связи с этим анализируется гедонистическая функция речи, обусловленная дискурсионным полем учебного предмета, трактуемая как функция обеспечения большего положительного эффекта при передаче учебной информации, «когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата» [Граудина, Ширяев. 1989; 181].

На основании различных походов к определению понятия «дискурс» и «педагогический дискурс» (Дж. Остин, Т. Ван Дейк, Е.С. Кубрякова, В.С. Борботько, В.И. Карасик, О.В. Коротеева, М.Л. Макаров, А.К. Михальская, К.Ф. Седов и др.) сформулировано авторское определение педагогического дискурса как поля эмоционально-интеллектуального взаимодействия учителя и ученика, выражаемого в речи, обусловленной системой речевых средств и приемов педагогического воздействия и раскрывающей творческую индивидуальность педагога.

В содержании главы представлен анализ стратегий педагогического дискурса (Н.С. Зубарева, О.В. Коротеева, М.Л. Макаров, Г.А. Орлов и др.), который позволил выявить и определить эмоциональный компонент в каждой из стратегий (объясняющей, оценивающей, контролирующей, содействующей, организующей).

Так, объясняющая коммуникативная стратегия представляет собой последовательность интенций, сориентированных на информирование человека, сообщение ему знаний о мире. Эта интенция реализуется во множестве жанров педагогического общения, где главная ее цель – передача знаний.

В жанре объяснительной речи учителя маркерами объясняющей стратегии педагогического дискурса могут выступать слова, с одной стороны, отражающие мыслительно-речевой процесс, с другой, сигнализирующие о совместности действий в процессе передачи информации: «обоснуем», «представим», «вспомним», «убедимся», «отметим», «заметим», «сравним», «найдем», «укажем», «разберемся» и т.д.

Именно в объясняющей стратегии педагогического дискурса наиболее полно проявляется эмоционально-интеллектуальный аспект речевого поведения учителя, призванного обеспечить свою объяснительную речь вербальными и невербальными средствами, стимулирующими у учеников соответствующие эмоционально-интеллектуальные состояния (интерес, удивление, сомнение, догадку, чувство уверенности).

Оценивающая стратегия педагогического дискурса реализуется в праве учителя давать оценку как событиям, обстоятельствам и персонажам, о которых идет речь при обучении, так и достижениям ученика.

Данная стратегия в интересующем нас аспекте может быть представлена оценочной информацией – оценкой автором предмета речи хода учебно-научного общения. Она выражается с помощью следующих средств: 1) эмоционально-оценочной лексики; 2) восклицательных предложений; 3) фразеологических единиц; 4) метафор; 5) образных сравнений и аналогий; 6) метатекстовых элементов, содержащих прямые оценки предмета речи, коммуникативной ситуации, хода дискурса: «правильно» - «неправильно», «хорошо» - «плохо», «интересно» - «неинтересно», «важно» - «неважно» и др.

Контролирующая стратегия в педагогическом дискурсе представляет собой сложную интенцию, направленную на получение учителем объективной информации об усвоении знаний, сформированности умений учащихся. Данная стратегия может быть актуализирована в таких контрольно-оценочных речевых актах учителя, как констатирующие, проверяющие, диагностические контрольно-оценочные, с помощью которых учитель устанавливает уровень развития у учащихся памяти, мышления, воображения.

В интересующем нас аспекте важно, что контролирующая стратегия, актуализированная в речевом поведении учителя, включает не только действия по формированию ответственности и дисциплинированности учеников, но и положительную эмоциональную установку педагога – контролировать, помогая и поддерживая.

Содействующая стратегия педагогического дискурса заключается в поддержке и исправлении учащегося. Оценка в содействующей стратегии направлена на создание оптимальных условий для формирования личности человека. Она выражается в виде положительного отношения к ученику как центральному объекту во всем учебно-педагогическом взаимодействии.

Данный способ положительного воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, самочувствию адресата, может быть актуализирован в словесном действии «ободрять», что проявляется в речевом поведении педагога, когда нужно поддержать решимость ребенка, закрепить какие-то положительные усилия.

В ситуации решения сложной интеллектуальной задачи, учитель может существенно облегчить поиск ее решения, включая в свою речь обертоны действия ободрять. В оттенках этого действия заключается положительная установка учителя – его доброта. Добрые глаза – это ободряющие глаза, ждущие чего-то хорошего, правильного от того, к кому они обращены. Добрый голос – это ободряющий голос, голос поддержки своего воспитанника.

Организующая стратегия дискурса заключается в совместных речевых действиях участников общения. Это проявляется в следующих ситуациях: этикетных ходах педагогического дискурса (приветствие, обращение, знаки внимания); речевых формулах, используемых при возникновении и разрешении конфликта; этикетных высказываниях в ходе учебно-педагогического общения.

В данной стратегии, на наш взгляд, могут взаимодействовать функции оценивающей и содействующей стратегий педагогического дискурса учебного предмета, поскольку совместность продвижения к усвоению знаний, обозначенная, например, речевыми формулами «мы с вами», «мы познакомились», «давайте попробуем», «много успели сделать», «открываем дневники», «записываем…», «большое спасибо за урок», «мы все уроком довольны» и т.д. может быть рассмотрена как демонстрация и организующей стратегии, и как способ поддержки учеников (содействующая стратегия), положительной установки учителя: «Мы вместе!» Подобные эмоционально-интеллектуальные проявления в речевом поведении учителя вызывают в учениках чувство уверенности в своих силах и, думается, не меньшее чувство благодарности учителю за умение создать комфортную эмоциональную обстановку на уроке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.004 с.)