Валы и оси. Проектировочные расчеты валов на прочность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валы и оси. Проектировочные расчеты валов на прочность



Зубчатые колеса, шкивы и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах и осях. Вал предназначен для поддержания расположенных на нем деталей и для передачи вращающего момента. При работе вал испытывает изгиб и кручение а в отдельных случаях дополнительно растяжение и сжатие. В отличие от вала, ось не передает вращающего момента и, следовательно, не испытывает кручения. Вал всегда вращается, а ось может быть вращающейся или невращающейся (неподвижной).

По форме геометрической оси валы разделяют на прямые и коленчатые.Коленчатые валы применяют в поршневых машинах. Особую группу составляют гибкие валы с изменяемой формой геометрической оси. Коленчатые и гибкие ва­лы относят к специальным деталям и не изучают в курсе деталей машин.

По конструкции различают валы и оси: гладкие и ступенчатые, а также спло­шные и полые. Образование ступеней на валу связано с фиксацией деталей или самого вала в осевом направлении. Полыми валы изготавливают для уменьшения массы или в тех случаях, когда через вал пропускают другую деталь, подводят масло.

Валы и оси вращаются в опорах. Опорные части валов и осей называют цапфа­ми.Цапфы валов, работающие в подшипниках скольжения выполняют цилиндрическими, коническими и сферическими. Цапфы для подшипников качения выполняют как правило цилиндрическими.

Основными материалами для прямых валов и осей служат углеродистые и ле­гированные стали благодаря высоким механическим характеристикам, способ­ности к упрочнению и легкости получения цилиндрических заготовок прокаткой. Чаще других применяют стали 35, 45, 40Хс термической обработкой «улучше­ние». Для высоконапряженных валов ответственных машин применяют легиро­ванные стали: 40ХН, ЗОХГТи др. Подвергают их закалке с высоким отпуском или поверхносной закалке с нагревом ТВЧ и низким отпуском.

Валы подвергают токарной обработке и последующему шлифованию посадоч­ных поверхностей. Высоконапряженные валы шлифуют по всей поверхности. Шероховатость поверхности под подшипники качения Ra=1,5...2,5 мкм.

Основными критериями работоспособности валов являются:

- усталостная прочность (выносливость);

- жесткость;

- устойчивость к резонансным поперечным колебаниям.

При проектировании валов применяется три вида расчетов:

- ориентировочный;

- предварительный;

- уточненный проверочный.

Ориентировочный расчет применяется при отсутствии данных об изгибающих моментах. Диаметр ва­ла приближенно определяют по величине вращающего момента Т из условия прочности по заниженным значениям допускаемых напряжений при кручении:

 

 

 

Предварительный расчет применяют при наличии предварительной компоновки механизма, когда известны расположения опор, усилия от передач и других деталей, расположенных на валу, а также их точки приложения.

Последовательность расчета:

- составляют расчетную схему вала. При этом распределенные по длине ступи­цы, ширине подшипника нагрузки рассматривают как сосредоточенные. Рассто­яния между опорами, от опор до колес, шкивов и др. деталей определяют с эскиз­ной компоновки;

- при действии на вал нагрузок в разных плоскостях их раскладывают на две взаимно перпендикулярные плоскости;

- определяют реакции в опорах и строят эпюры изгибающих моментов;

- строят эпюру крутящего момента;

- определяют наибольший приведенный момент:

 

 

- выбирают материал вала. Напряжения изгиба меняются по симметричному циклу. Поэтому допускаемые напряжения берут по справочнику для этого цикла. Примерное соотношение допускаемых напряжений для постоянного, отнулевого и симметричного циклов:

 

- определяют диаметр вала в опасном сечении:

 

 

- вал оформляют конструктивно. При этом размеры пазов под шпонки выбирают по стандарту в зависимости от диаметра вала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.006 с.)