Изучение продуктов деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение продуктов деятельности



Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отноше­нии к окружающему, об особенностях его восприятия и других сто­ронах психики дает анализ продуктов деятельности детей. При этом нередко именно созданные произведения раскрывают такие стороны психики ребенка, в которые другими путями проникнуть невозмож­но. Особенно продуктивно используются детские рисунки.

Использование детского рисунка в диагностических целях вос­питателем в детском саду удобно тем, что сам этот опыт здесь воспринимается как свободное рисование, как деятельность, ко­торой дети любят заниматься.

На материале детских рисунков изучаются познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление), творческие способности ребенка, его личность и целом.

Анализируются сюжет, содержание, композиция рисунков, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок,степень увлеченности) и т. д.

Особенно важным диагностическим показателем следует цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому.

Анализ детских рисунков дает возможность изучить и отношение детей к окружающим людям. Так, авторами использовался вариант социометрической методики "Выбор в действии". Где детям предлагалось нарисовать подарок товарищам по группе. В отношении к сверстникам здесь можно судить по двум показателям: 1) для кого именно хочет ребенок нарисовать и как выполняется рисунок, если адресат задается экспериментатором. Для сверстника, к которому дошкольник испытывает положительные эмоции ("для друга"), рисунок исполняется, как правило в предпочитаемом цветовом фоне, сюжет отражает то что ребенку самому нравится, используются яркие, светлые краски, на такой рисунок ребенок тратит много времени. Рисуя для «нехорошего» сверстника, дети используют мрачный, серый цвет, часто изображают осуждаемые ситуации, используют мало красок и затрачивают немного времени.

Специальные исследования показали, что по цветовой гамме и стилю рисунков можно судить о состоянии здоровья детей.

Тестирование

Среди методов детской психологии довольно широкое распространение, особенно за рубежом, получили так называемые тесты (короткие испытания), с помощью которых осуществляется не столько изучение законов психического развития ребенка, сколько психологическая диагностика. Основными задачами психологической диагностики является классификация и ранжировка детей по психологическим и психофизиологическим признакам. При этом изучаются индивидуальные особенности по способностям, уровню достижений в различных областях, качествах личности, типам темперамента и т. д.

Первые систематические исследования уровня умственного развития детей по специальной тестовой методике были проведены французскими психологами А. Бине и Т. Симоном в начале 20-го века.

На основе разработанной ими шкалы были созданы многочисленные тесты, которые представляют собой наборы задач, вопросов и заданий, различных по трудности в соответствие с возрастом. На основе успешности решения определенного числа задач устанавливается так называемый "умственный возраст" ребенка (коэффициент умственного развития - IQ). При вычислении этого коэффициента используется следующая формула:

 

 

"Умственный возраст" определяется по числу задач, которые как это устанавливается в предыдущих исследованиях, должен решить ребенок определенного возраста. Если, например, шестилетний ребенок справился с задачами для восьмилетних, его "умственный возраст" - 8 лет. В этом случае коэффициент его умственного развития будет IQ = 8/6 * 100 = 133 единицы. Считается, что нормальный уровень умственного развития предполагает от 90 до 150 единиц.

В дошкольных учреждениях нередко применяется тестирование, например, для изучения умственного развития детей, психологической готовности их к школе (тестовые методики школы зрелости Керна - Йрасека и др.).

Имеются разные мнения по поводу их использования в практике работы в детском саду, школе. Отметим, что хорошие тест впитывают в себя значительный опыт психологии и других смежных наук, имеют целый ряд существенных достоинств. Мы разделяем в этом вопросе позицию Н. В. Дубровиной: основная проблема заключается не столько в том, использовать тест или нет, сколько в том, с какой целью он применяется. Недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции детей (особенно на ранних этапах). Другое дело, когда мы выявляем психологические особенности ребенка, причины отклонений, недостатков в развитии, чтобы помочь их ликвидировать, - с целью коррекции и содействия развитию детей.

При отборе тестов важно стремиться к строгой психологической релевантности заданий (тестов), т. е. к смысловому соответствию между той деятельностью испытуемого, на изучение кот рой направлен тест, и его же деятельностью в процессе тестирования. Особо важное значение этому требованию при проведении психологического исследования детей придают Л. С. Выготский, Й. Шванцара, Д. Б. Эльконин. Поскольку дети раннего возраста только учатся говорить, речь их можно учитывать лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития. Вербальные тесты для раннего возраста являются, главным образом средством для диагностики уровня развития самой речи, но подавляющее число заданий (тестов) для изучения в этом возрасте носит невербальный характер.

Для каждого возрастного периода разрабатывается своя цепь психологических испытаний, в основе которой лежит представление о ведущей для данного возраста деятельности. Так об уровне психического развития детей дошкольного возраста может свидетельствовать, прежде всего, степень сформированности основных структурных компонентов игровой деятельности (способность выполнять правила, вытекающие из взятой роли, уровень подчинения открытым правилам игры). Для младшего школьника содержание диагностики развития включает, прежде всего, показатели сформированности основных структурных компонентов учебной деятельности и т. д.

Методы изучения взаимоотношений в "детском обществе"

Для изучения взаимоотношений между детьми применяются специальные социометрические методы исследования. При их использовании необходимо базироваться на следующих принципиальных положениях. Во-первых, взаимоотношения между детьми в группе следует рассматривать в целостности. Отсюда и необходимость рассмотреть отношения каждого к остальным и всех остальных к каждому. Во-вторых, нельзя ограничиваться анализом дружеских игровых группировок. Ведь в дружеские пары входит большая часть группы. Кроме того, сами отношения детей, которые дружат друг с другом, нуждаются в дальнейшем исследовании. Нередко между детьми в парах складываются далеко не гуманистические отношения, которые вредно отражаются на них. Необходимо также изучить, какое место занимают дружеские пары в общей системе отношений, существующих в группе. Игровые группировки также не охватывают всех детей. Нередко замкнутый, робкий ребенок оказывается вне подобной группировки, отношения внутри которой зачастую складываются и не только и, может быть, не столько в самой игре, сколько в процессе повседневной разнообразной деятельности детей.
В-третьих, чтобы понять тенденции развития взаимоотношений среди детей, следует изучать эти взаимоотношения на фоне и в сопоставлении с таким же изучением детей в группах более старшего возраста. Этот принцип вынуждает искать методы исследования, которые можно было бы в более или менее неизменном виде применить в исследовании взаимоотношений детей разных возрастов и получить сопоставимые и сравнимые данные, доступные однотипной качественной и количественной обработке.

Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами является тот, не требующий особых доказательств факт, что, как отмечал В. Н. Мясищев, тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, сидеть, есть, спать рядом и т. д. Такое тяготение одного ребенка к другому мы можем обнаружить, спросив, к кому он "стремится быть ближе".

Следовательно, узнавая, с кем хочет ребенок, например, вместе сидеть за одним столом, мы выявляем у него потребность в общении с определенными сверстниками, тяготение, симпатию. Следует подчеркнуть, что в ходе исследований социометрического типа у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с теми или иными товарищами. Это имеет принципиальное значение. Дело в том, что исследуемые не всегда хотят рассказывать исследователю о своих взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы типа "Кто ваши лучшие друзья?", ''Кто вам больше всех нравится?" часто не достигают цели. Кроме того, можно не осознавать своего отношения к другому человеку.

Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями (основаниями) выбора. Например: "С кем ты хочешь вместе дежурить?" или "Кого ты пригласишь на день рождения?" и т. д. Часто успех изуче­ния взаимоотношений зависит от правильного подбора этих вопро­сов-критериев. Различаются сильные (общие) и слабые (специфи­ческие) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, для которой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Так, для дошкольника вопрос "С кем ты хочешь играть?" несравненно более значим, чем вопрос "С кем ты хочешь пойти сегодня вкино?". Следовательно, первый вопрос - это сильный критерий, а второй - слабый. Сильные критерии выявляют более глубокие и устойчивые отношения людей. Обычно в исследовании сочетаются вопросы различных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление испытуемых к общению с товарищами в различных видах деятельности: игре, труде, учении, досуге и т. д.

Наряду с использованием положительных критериев, предпола­гающих объединение для какой-то деятельности, при изучении вза­имоотношений применяются и отрицательные критерии; спрашива­ют, например: "С кем бы ты не хотел вместе играть?" и т. д. Однако эксперимент такого рода следует проводить с большой осторожностью. Например поставить вопрос в более легкой форме "С кем ты бы хотел играть в последнюю очередь?" и т. д. Планируя проведение опыта, следует решить вопрос не только о количестве критериев, о чем речь шла выше, но и о количестве выборов,которые сделает каждый. Можно это количество не огранивать, т. е. ребенок может назвать столько имен, сколько хочет. Такая форма эксперимента позволяет выявить степень общительности, эмоциональной экспансивности, которую может определить по количеству названных. Здесь обычно сталкиваются довольно значительные различия: одни назовут одного двух желаемых партнеров, другие перечисляют треть группы.

Чаще всего количество выборов ограничивается. Все исследуемые должны назвать одинаковое количество партнеров. Опыт показывает, что вполне достаточно трех выборов. Опыт с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке: можно избежать применения сложных тестов, что особенно важно для педагога, который проводит эксперимент в практических целях. Иногда в ходе опыта некоторые испытуемые сами просят разрешения выбрать не трех сверстников, а четырех или пятерых. Это вполне допустимо. Вместе с тем надо стремиться, чтобы все дети назвали не меньше того количества предполагаемых партнеров, которое задано в условиях эксперимента. Случается, что ребенок называет имя своего друга и этим ограничивается. В подобных ситуациях следует убедиться, что это серьезная позиция, а не просто нежелание отвечать. Встречаются и такие случаи, когда испытуемый отказывается сделать выбор. Это обычно свидетельствует о нарушениях в его взаимоотношениях с детьми и является серьезным сигналом для педагога.

Кроме социометрических экспериментов описанного типа проводят и разработанный Я. Л. Коломинским «Выбор в действии» вариант - экспериментальная игра «У кого больше?» Ребенку предлагают действенным путем выразить отношение к членам группы (подарить открытки). Использование открытки и позволяет выявить социометрический статус дошкольника в "детском обществе", симпатии (антипатии) группировок, осознанность взаимоотношений. С целью изучения динамики развития взаимоотношений и результатов психолого-педагогических воздействий на их оптимизацию может быть проведено несколько экспериментальных срезов. Для выявления мотивировок (объяснений) выборов применяется беседа (отдельно с каждым ребенком по определенному плану), а также более сложные методы.

Все методы, основанные на опросах, строго говоря, дают информацию о взаимоотношениях внутри группы. Для исследования же процесса взаимодействия, общения используются другие приемы, основанные на регистрации самовозникающих или вызванных исследователем актов поведения.

Для изучения общения в психолого-педагогических исследованиях широко используется объективное наблюдение, точность и надежность которого увеличивается благодаря специально разработанным подробным программам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.008 с.)