Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение мотивационно-потребностной сферы дошкольника
2.3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения. В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Это осознанная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступков. Мотивы человека различаются по степени осознанности, динамичности, содержанию. Так, в основе даже одной и той же деятельности, более того - действия могут лежать разные по содержанию мотивы. Например, один абитуриент подаст заявление в приемную комиссию пединститута, движимый любовью к детям, другой - стремлением поддерживать семейную традицию, третий -желанием получить вузовский диплом, четвертый - чтобы пополнить свои уже имеющиеся после окончания педучилища профессиональные знания, пятый - хочет иметь в будущем большой отпуск и устраивающие его условия работы. Однако не исключено, что в дальнейшем под влиянием обучения в педвузе у последнего произойдут изменения в мотивационной сфере, возникнет интерес к будущей профессии, и в предстоящей деятельности его будет привлекать возможность общения с детьми, творческого самовыражения. Есть мотивы реально действующие, а есть и только знаемые. Побуждения к деятельности могут лежать как внутри ее самой (интересно играть игрушками, узнавать что-то новое), так и вне ее ("Сделаю маме закладку для книги, она будет рада, похвалит"). В качестве мотива могут выступать интересы, чувства, убеждения, мировоззрение, установки человека... Педагогу, родителям важно изучить мотивы поведения, действий своих воспитанников, сына, дочери. Ведь деятельность ребенка, будь то игра, рисование, учение, приобретает для него разный смысл в зависимости от того, каков ее мотив. Различаются усилия, которые прилагает ребенок для достижения цели, эмоциональная окрашенность, отношение к результатам, оценке деятельности, основанной на значимых для него мотивах и слабо мотивированной. Одно дело, например, пробежать быстро определенную дистанцию, выполняя инструкцию воспитателя, другое - если ты при этом "превращаешься" в мышку, ускользающую от кота (либо в зайца, убегающего от волка, и т. п.), или когда твоя команда "Чебурашка" борется с "Буратино" (нужно победить в соревновании, не подвести товарищей по команде). Только зная мотивацию поведения, можно ноня1ь ребенка, справедливо оценить его поступок, результаты деятельности, правильно отнестись к нему и, при необходимости, выбрать верное направление и средства коррекционной работы. И не случайно возникающие в педагогической практике проблемы, конфликтные ситуации связаны нередко именно с непониманием ребенка, незнанием истинных мотивов его поведения. Не следует сердиться воспитателю, если маленький воспитанник, невзирая на просьбу (а может быть, даже указание), не хочет расстаться с принесенной из дому игрушкой, даже когда пора укладываться спать. Не стремится ли он этим сохранить рядом, в кроватке близкое ему существо (ведь игрушка для него не вещь, а личность), способное защитить, разделить обиду, успокоить... Не нужно торопиться выражать неудовольствие (тем более возмущение) непослушанием ребенка, когда он не снимает сандалии, идя мыть ноги перед сном, несмотря на неоднократное напоминание об этом. Не исключено, что он хочет сейчас их продемонстрировать воспитателю и сверстникам. Они ведь новые, только вчера куплены мамой...
Разобраться в мотивах деятельности, поступков детей помогает знание их возрастных и психологических особенностей. Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу Дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Наряду с возникновением новых мотивов деятельности, в дошкольном возрасте наблюдается еще одно важное новообразование в мотивационной сфере - соподчинение мотивов. Одни мотивы могут преобладать над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, к концу дошкольного возраста этот стержень только-только складывается, но определенную направленность поведению ребенка он уже придает. Она может быть разной - от крайне эгоистичной до высоконравственной (конечно, в пределах возможностей данного возраста).
2.3.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Итак, педагогу важно проникнуть в мотивационную сферу ребенка, в его внутренний мир. Сразу заметим, что это не так-то просто. Попытаемся вначале использовать для этого беседу. Она поможет выявить не только любимые песни, сказочных героев ребенка, близких ему взрослых, друзей, но и мотивы предпочтения. При изучении мотивации с особой строгостью мы должны подойти к подбору, формулировке вопросов беседы, с тем чтобы они не могли навредить, обострить, например, ранее возникшее негативное отношение к близким, себе. Целесообразно в связи с этим использовать вопросы, которые бы не прямым, а косвенным путем позволили выявить желаемое. Существенную помощь здесь окажет беседа прожективного характера. Она может быть проведена, например, со старшими дошкольниками по сказке В. Катаева "Цветик-семицветик". По еле прочтения сказки у каждого ребенка в индивидуальной беседе спрашивают: "А как бы ты распорядился, если бы у тебя был волшебный цветок? Что бы ты сделал с первым лепестком? со вторым?" и т.п. Аналогичную беседу можно провести с детьми и после знакомства их со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", предложив выразить свои пожелания в случае "если бы ты поймал золотую рыбку". Конечно, ожидать, что все детские пожелания будут связаны только с общественными мотивами, было бы ошибочно. Но если ни один "лепесток" ребенок не захотел "использовать" для блага, радости другого (особенно в случаях, когда в поддержке, помощи эти "другие" так нуждаются (например, больна сестричка или дедушка) - это уже основание для тревоги педагогов и родителей. Достаточно успешно беседа может быть использована и для изучения социальной, мотивационной готовности к школе. Готовы ли ваши шестилетние воспитанники принять социальную позицию школьника? Хотят ли они вообще в школу? Почему? Что их привлекает (а может быть, отпугивает) в ней? Ответить на эти вопросы поможет беседа, примерная программа которой разработана на кафедре общей и детской психологии БГПУ.
1.Хочешь ли ты идти в школу? (Вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.) 2.Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (не хотел) 3.Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (Выявляйся, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе.) 4.Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (Выявляются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей.) 5.Если учительница предложит тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заниматься в школе? Выявляется место школьных интересов в условиях свободного времени. Полученные данные следует подвергнуть качественной и количественной обработке, особое внимание, уделив детям с негативным отношением к школе. Что собой представляют ваши посланники? Попытайтесь определить причины выявленного вамп Удовлетворительного уровня мотивационной готовности детей школе. Нередко для изучения мотивационной сферы используются и прожективные тесты. Предлагаем один из них - тест животных (Заззо) (применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности). Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы мог в него превратиться. Каким бы он не хотел стать и почему. Сначала ребенок должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает исследователь. Каждую реакцию ребенок должен обосновать (табл. 2). Интерпретация исходит из "портретов животных" и их индексов полярности. К методам, которые целесообразно использовать для изучения мотивации поведения, относится и эксперимент. Целый ряд интересных экспериментальных методик был разработан Л. И. Божович, В. С. Мухиной, Л. С. Славиной, Е. В. Субботским, В. Г. Щур, С. Г. Якобсоном и др. Вот одна из них, которой можно воспользоваться для выявления мотивов поведения ребенка в ситуации выбора. Подготовка эксперимента. Для первой серии подбирается несколько интересных для старшего дошкольника игрушек. Продумывается малоинтересная для ребенка, но нужная для других деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).
Для второй серии следует приготовить мяч, нарисовать на бумаге два круга диаметром не менее 50 см. Расстояние между кругами 20 см. Над первым кругом изображение одного человечка, над вторым - трех. Эксперимент проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Ход эксперимента. Первая серия. Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально. Ребенок ставится в конфликтную ситуацию и должен сделать выбор - или заняться малоинтересным делом, или поиграть с интересными игрушками. Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы. Состав группы формируется с учетом желаний детей. С детьми проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Им дается инструкция: "Давайте поиграем в мяч". У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч5 раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый - в пользу команды. Если мяч не попадает в цель то можно по желанию вычитать очки или из личных, или из командных". Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч. Ответы ребенка и результаты броска фиксируются в протоколе. Обработка экспериментальных данных. Количественный анализ. Подсчитать, сколько детей в первой и второй сериях проявляли личную и сколько общественную мотивацию. Насколько эти виды мотивации устойчивы. Качественный анализ. Отметить, в какой степени общественная мотивация зависит от характера экспериментальной ситуации. Учесть при этом, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуально, а во второй - в присутствии сверстников. В завершение беседы о методах изучения мотивации поведения дошкольника опишем экспериментальную игру "Школа" (автор - Л. И. Божович). Суть ее заключается в следующем. Экспериментатор предлагает детям поиграть в "школу". Фиксируются (а затем анализируются) отношения испытуемых к данному предложению, содержание игры, игровые действия, общение и проявленные отношения к ней, длительность игры, проекты детской деятельности. Если дети с большим желанием откликаются на предложение поиграть в "школу", играют в нее с удовольствием, центральное место в игре занимает урок и наполнен он типичным учебным содержанием (дети "пишут" палочки, буквы, цифры, "читают" и т.д.), а все, что не относится к нему, свернуто до минимума - такое поведение детей в экспериментальной игре является основанием для заключения об относительно высоком уровне мотивационной готовности их к школе, к социальной позиции школьника. Отказ же от предложения экспериментатора, отсутствие или крайне слабый интерес к игре в "школу", преобладание в ее содержании (если все же игру удается организовать) того, что не имеет прямого отношения к учебной деятельности (например, "перемен", "звонков", "прихода" и "ухода" из школы и т. п.), кратковременность самого процесса игры - показатели низкого уровня сформированности мотивационной готовности ребенка к школе, к позиции школьника.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.01 с.) |