Изучение мотивационно-потребностной сферы дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение мотивационно-потребностной сферы дошкольника



 

2.3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

 

Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения.

В психологии мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. Это осо­знанная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступков.

Мотивы человека различаются по степени осознанности, дина­мичности, содержанию. Так, в основе даже одной и той же дея­тельности, более того - действия могут лежать разные по содер­жанию мотивы. Например, один абитуриент подаст заявление в приемную комиссию пединститута, движимый любовью к детям, другой - стремлением поддерживать семейную традицию, третий -желанием получить вузовский диплом, четвертый - чтобы попол­нить свои уже имеющиеся после окончания педучилища профес­сиональные знания, пятый - хочет иметь в будущем большой от­пуск и устраивающие его условия работы. Однако не исключено, что в дальнейшем под влиянием обучения в педвузе у последнего произойдут изменения в мотивационной сфере, возникнет инте­рес к будущей профессии, и в предстоящей деятельности его будет привлекать возможность общения с детьми, творческого само­выражения.

Есть мотивы реально действующие, а есть и только знаемые. Побуждения к деятельности могут лежать как внутри ее самой (интересно играть игрушками, узнавать что-то новое), так и вне ее ("Сделаю маме закладку для книги, она будет рада, похвалит"). В качестве мотива могут выступать интересы, чувства, убежде­ния, мировоззрение, установки человека...

Педагогу, родителям важно изучить мотивы поведения, дей­ствий своих воспитанников, сына, дочери. Ведь деятельность ребенка, будь то игра, рисование, учение, приобретает для него разный смысл в зависимости от того, каков ее мотив.

Различаются усилия, которые прилагает ребенок для дости­жения цели, эмоциональная окрашенность, отношение к резуль­татам, оценке деятельности, основанной на значимых для него мотивах и слабо мотивированной. Одно дело, например, пробе­жать быстро определенную дистанцию, выполняя инструкцию воспитателя, другое - если ты при этом "превращаешься" в мыш­ку, ускользающую от кота (либо в зайца, убегающего от волка, и т. п.), или когда твоя команда "Чебурашка" борется с "Буратино" (нужно победить в соревновании, не подвести товарищей по команде). Только зная мотивацию поведения, можно ноня1ь ребенка, справедливо оценить его поступок, результаты деятель­ности, правильно отнестись к нему и, при необходимости, выбрать верное направление и средства коррекционной работы. И не слу­чайно возникающие в педагогической практике проблемы, кон­фликтные ситуации связаны нередко именно с непониманием ребенка, незнанием истинных мотивов его поведения. Не следует сердиться воспитателю, если маленький воспитанник, невзирая на просьбу (а может быть, даже указание), не хочет расстаться с при­несенной из дому игрушкой, даже когда пора укладываться спать. Не стремится ли он этим сохранить рядом, в кроватке близкое ему существо (ведь игрушка для него не вещь, а личность), спо­собное защитить, разделить обиду, успокоить... Не нужно торо­питься выражать неудовольствие (тем более возмущение) непо­слушанием ребенка, когда он не снимает сандалии, идя мыть ноги перед сном, несмотря на неоднократное напоминание об этом. Не исключено, что он хочет сейчас их продемонстрировать воспита­телю и сверстникам. Они ведь новые, только вчера куплены ма­мой...

Разобраться в мотивах деятельности, поступков детей помо­гает знание их возрастных и психологических особенностей.

Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошколь­ные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осо­знанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появля­ются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существен­ное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать та­кие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятель­ности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установле­ние и сохранение положительных взаимоотношений со взрослы­ми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу Дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам роди­телей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать "благосклонность", симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревнователь­ные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошколь­ном возрасте).

Наряду с возникновением новых мотивов деятельности, в до­школьном возрасте наблюдается еще одно важное новообразова­ние в мотивационной сфере - соподчинение мотивов. Одни мотивы могут преобладать над другими. И то, какие именно мотивы будут выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. Конечно, к концу дошкольного возраста этот стержень только-только складывается, но определенную направ­ленность поведению ребенка он уже придает. Она может быть разной - от крайне эгоистичной до высоконравственной (конечно, в пределах возможностей данного возраста).

 

2.3.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

 

Итак, педагогу важно проникнуть в мотивационную сферу ребенка, в его внутренний мир. Сразу заметим, что это не так-то просто. Попытаемся вначале использовать для этого беседу. Она поможет выявить не только любимые песни, сказочных героев ребенка, близких ему взрослых, друзей, но и мотивы предпочте­ния. При изучении мотивации с особой строгостью мы должны подойти к подбору, формулировке вопросов беседы, с тем чтобы они не могли навредить, обострить, например, ранее возникшее негативное отношение к близким, себе.

Целесообразно в связи с этим использовать вопросы, которые бы не прямым, а косвенным путем позволили выявить желаемое. Существенную помощь здесь окажет беседа прожективного характера. Она может быть проведена, например, со старшими дошкольниками по сказке В. Катаева "Цветик-семицветик". По еле прочтения сказки у каждого ребенка в индивидуальной бесе­де спрашивают: "А как бы ты распорядился, если бы у тебя был волшебный цветок? Что бы ты сделал с первым лепестком? со вторым?" и т.п.

Аналогичную беседу можно провести с детьми и после зна­комства их со сказкой А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", предложив выразить свои пожелания в случае "если бы ты пой­мал золотую рыбку". Конечно, ожидать, что все детские пожела­ния будут связаны только с общественными мотивами, было бы ошибочно. Но если ни один "лепесток" ребенок не захотел "ис­пользовать" для блага, радости другого (особенно в случаях, когда в поддержке, помощи эти "другие" так нуждаются (например, больна сестричка или дедушка) - это уже основание для тревоги педагогов и родителей.

Достаточно успешно беседа может быть использована и для изучения социальной, мотивационной готовности к школе. Готовы ли ваши шестилетние воспитанники принять социальную позицию школьника? Хотят ли они вообще в школу? Почему? Что их при­влекает (а может быть, отпугивает) в ней?

Ответить на эти вопросы поможет беседа, примерная про­грамма которой разработана на кафедре общей и детской психо­логии БГПУ.

1.Хочешь ли ты идти в школу? (Вопрос выявляет общее по­ложительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.)

2.Почему (по какой главной причине) ты хотел бы (не хотел)
идти в школу? (Выявляются осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу.)

3.Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя гото­вят)? (Выявляйся, какие собственные действия и действия с ним взрослых ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе.)

4.Нравится ли тебе в школе? Что нравится больше всего? (Выявляются элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей.)

5.Если учительница предложит тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заниматься в школе? Выявляется место школьных интересов в условиях свободного времени.

Полученные данные следует подвергнуть качественной и количественной обработке, особое внимание, уделив детям с негативным отношением к школе. Что собой представляют ваши пос­ланники? Попытайтесь определить причины выявленного вамп Удовлетворительного уровня мотивационной готовности детей школе.

Нередко для изучения мотивационной сферы используются и прожективные тесты. Предлагаем один из них - тест животных (Заззо) (применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности). Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы мог в него превратиться. Каким бы он не хотел стать и почему. Сначала ребенок должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает исследователь. Каждую реакцию ребенок должен обосновать (табл. 2). Интерпретация исходит из "портретов животных" и их индексов полярности.

К методам, которые целесообразно использовать для изуче­ния мотивации поведения, относится и эксперимент. Целый ряд интересных экспериментальных методик был разработан Л. И. Божович, В. С. Мухиной, Л. С. Славиной, Е. В. Субботским, В. Г. Щур, С. Г. Якобсоном и др. Вот одна из них, кото­рой можно воспользоваться для выявления мотивов поведе­ния ребенка в ситуации выбора.

Подготовка эксперимента. Для первой серии подбирается не­сколько интересных для старшего дошкольника игрушек. Продумывается малоинтересная для ребенка, но нужная для других деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бума­ги разной ширины).

Для второй серии следует приготовить мяч, нарисовать на бума­ге два круга диаметром не менее 50 см. Расстояние между круга­ми 20 см. Над первым кругом изображение одного человечка, над вторым - трех. Эксперимент проводится с детьми старшего до­школьного возраста.

Ход эксперимента. Первая серия. Эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально. Ребенок ставится в конфликт­ную ситуацию и должен сделать выбор - или заняться малоин­тересным делом, или поиграть с интересными игрушками.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы. Состав группы формируется с учетом желаний детей. С детьми проводится игра-соревнование на точность попадания мяча в цель. Им дается инструкция: "Давайте поиграем в мяч". У вас две команды. Каждый член команды может бросить мяч5 раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый - в пользу команды. Если мяч не попадает в цель то можно по желанию вычитать очки или из личных, или из командных". Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч. Ответы ребенка и результаты броска фиксируются в протоколе.

Обработка экспериментальных данных. Количественный анализ. Подсчитать, сколько детей в первой и второй сериях проявляли личную и сколько общественную мотивацию. Насколько эти виды мотивации устойчивы.

Качественный анализ. Отметить, в какой степени общест­венная мотивация зависит от характера экспериментальной си­туации. Учесть при этом, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуально, а во второй - в присутствии сверст­ников.

В завершение беседы о методах изучения мотивации поведения дошкольника опишем экспериментальную игру "Школа" (автор - Л. И. Божович). Суть ее заключается в следующем.

Экспериментатор предлагает детям поиграть в "школу". Фиксируются (а затем анализируются) отношения испытуемых к данному предложению, содержание игры, игровые действия, общение и проявленные отношения к ней, длительность игры, про­екты детской деятельности.

Если дети с большим желанием откликаются на предложение поиграть в "школу", играют в нее с удовольствием, центральное место в игре занимает урок и наполнен он типичным учебным содержанием (дети "пишут" палочки, буквы, цифры, "читают" и т.д.), а все, что не относится к нему, свернуто до минимума - такое поведение детей в экспериментальной игре является основанием для заключения об относительно высоком уровне мотивационной готовности их к школе, к социальной позиции школьника.

Отказ же от предложения экспериментатора, отсутствие или крайне слабый интерес к игре в "школу", преобладание в ее содержании (если все же игру удается организовать) того, что не имеет прямого отношения к учебной деятельности (например, "перемен", "звонков", "прихода" и "ухода" из школы и т. п.), кратковременность самого процесса игры - показатели низкого уровня сформированности мотивационной готовности ребенка к школе, к позиции школьника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.01 с.)