Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение самооценки и притязаний
2.2.1. РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ
Самооценка - важный компонент самосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. Различают общую и частную самооценку ("Я хороший", "Я Хорошо умею рисовать"). Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка Может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности, рефлективности, аргументированности. Во временной перспективе выделяют самооценку прогностическую ("Я - будущее"), актуальную ("Я - настоящее") и ретроспективную ("Я - прошлое"). Самооценка тесно связана с притязаниями личности, т. е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам. ^ Формируется самооценка в процессе ^усвоения ребенком оценок, которые он получает от окружающих, путем активной деятельности, общения, взаимоотношений с окружающими и т. д. Развивается самооценка на основе представления ребенка о своем "Я". Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - "Я". Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое "Я". В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Наряду с общей самооценкой (характерной уже для младших дошкольников) появляется способность к дифференцированной самооценке, к оценке своих достижений в конкретных видах деятельности, своих определенных качеств. На протяжении дошкольного возраста самооценка ребенка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и, наконец, оказывается способным в особой форме осознать свое социальное "Я", свое место среди людей.
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастанием к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей. 2.2.2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА Для изучения общей самооценки можно воспользоваться разными методами. Уже повседневные наблюдения могут дать немало ценной информации. Следует шире использовать жизненные показатели развития личности, в том числе и самооценки, самоуважения, притязаний ребенка. Полезно обратить внимание, например, на детские голоса: выделить детей, чьи голоса являются высокими и напряженными, мягкими и неотчетливыми, тихими и громкими, даже немного грубыми, попытаться обнаружить зависимость между голосом ребенка и его представлением и чувствами в отношении самого себя (с учетом того, что вы дополнительно знаете о ребенке). То же целесообразно сделать в отношении типичных способов поведения ребенка, его поз и т. п. Эта работа даст возможность выделить детей самоуверенных и неуверенных. Есть и специальные способы, позволяющие изучить общую самооценку ребенка. В их числе диагностическая методика, предложенная французским психологом де Греефе. Суть ее заключается в следующем: испытуемому предлагается оценить себя и своих товарищей элементарным графическим способом. На листе бумаги экспериментатор рисует 3 кружка и говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой будем играть. Видишь эти кружочки? Это будут ребятки. Если мальчик (девочка) хороший, нарисуй ему длинный хвостик, вот так... (ребенку показывают, как это надо сделать: вниз от кружочка проводится длинная вертикальная лилия); если мальчик (девочка) плохой - нарисуй ему совсем короткий хвостик. Вот этот кружок - мальчик такой-то (называет), нарисуй ему хвостик; этот (второй) - мальчик (девочка) такой-то (называет)". Далее ребенку говорят: "А этот кружок - ты сам. Нарисуй хвостик".
Проанализировав оценку, данную ребенком себе и сверстникам, увидим, какая тенденция при этом проявляется. Оценивает он себя выше или ниже других членов "детского общества"? Велика ли разница в оценке? Следует обратить внимание и на то, как ребенок отнесется к вашему предложению, на его поведение в процессе тестирования. Нередко нюансы действий могут существенно дополнить информацию о самооценке, полученную графическим путем Педагогу важно изучить оценку ребенком себя во времени (на стоящем, прошлом, будущем). Предлагаем две методики, которые могут быть использованы с этой целью (разработаны И. Е. Валитовой)1. Методика 1. Перед ребенком раскладываются фотографии людей разного возраста и пола (дети: 1 месяц, 3 года, 6 лет, 12 лег; взрослые: 20 лет, 45 лет, 70 лет). Ребенку задаются следующие вопросы: "Сколько тебе лет? Давно ли ты живешь на свете? Ты когда-нибудь станешь большим? Откуда ты это знаешь? Кем ты будешь, когда вырастешь? Каким ты будешь, когда вырастешь? Что ты будешь уметь, когда вырастешь? Ты когда-нибудь будешь стареньким? Что будет с тобой, когда ты будешь стареньким? (Ты когда-нибудь умрешь?) Какой ты сейчас - большой или маленький? Почему ты так думаешь? Кто ты? Какой ты? Что ты умеешь делать? Ты был когда-нибудь маленьким? Откуда ты это знаешь? Каким ты был? Расскажи о себе маленьком. Что ты умел делать, когда был маленьким? Кем лучше быть - взрослым или ребенком? Почему? Если бы тебе сказали - выбирай, кем быть, взрослым или ребенком, что бы ты выбрал?" г В ходе беседы ребенку предлагается указать на фото, изображающее человека в том возрасте, о котором идет речь в конкретный момент. Методика 2. Модифицированный прием изучения самооценки (СТ. Якобсон, В. Г. Щур). Ребенок должен поставить куклу, символизирующую его самого, на одну из трех ступенек лесенки. При этом задаются разные качества для оценки (например: нижняя ступенька - самые глупые дети, верхняя ступенька - самые умные дети, средняя ступенька - дети, которые бывают умными, а иногда глупыми). Обсуждаются три ситуации: "Я сейчас", "Я, когда был маленьким", "Я, когда вырасту большой". А каковы самооценка, притязания ребенка в конкретных видах деятельности? Выявить это можно, например, с помощью прожективных тестов. Так, для изучения притязаний и самооценки ребенка в игровой деятельности испытуемому предлагаются рисунки, на которых изображены дети, играющие в ролевые игры с наиболее типичным сюжетом (например: "корабль", "больница" и др.). Показывая ребенку картинку, говорят: "Вот посмотри, как дети играют. Где здесь ты?" Ответы детей фиксируются. При обработке полезно сопоставить результаты тестирования с наблюдениями за ребенком в процессе игр (какие роли ему достаются, как он их выполняет). Специфической для дошкольников наряду с игровой является и художественная деятельность (изобразительная, музыкальная, конструктивная). Выявить самооценку ребенка в музыкально-ритмической деятельности поможет, например, экспериментальная игра "Хоровод" (разработана Е. А. Панько). Приготавливается лист бумаги, на котором изображены три круга - "хороводы" - красный, зеленый, синий - и фотографии детей, чья самооценка изучается. Игра проводится с каждым индивидуально. Испытуемому говорят: "Посмотри - здесь три круга, это хороводы. В первом хороводе (красный круг) стоят дети, которые умеют очень хорошо танцевать, сами придумывают интересные движения, красиво выполняют их под музыку. Во втором (зеленый круг) водят хоровод дети, которые танцуют хорошо, они тоже умеют придумывать движения под музыку, танцуют красиво, но немного хуже, чем дети, танцующие в первом, красном круге. В третьем, синем круге стоят дети, которые танцуют пока еще не очень хорошо. Вот тебе фотографии детей. Как ты думаешь, кто из них в каком из этих хороводов танцует? Не забудь и себя "поставить" в один из них".
Действия ребенка фиксируются. Результаты экспериментальной игры сопоставляются с объективными показателями музыкально-ритмической деятельности детей. Для изучения самооценки дошкольников в трудовой деятельности можно использовать методику "В гостях у трех поросят" (Е. А. Панько, И. С. Позднякова). В основу ее положена английская сказка "Три поросенка" (в переводе С. Михалкова), герои которой по-разному относятся к труду. Заранее готовятся фотографии детей группы. Испытуемых знакомят с содержанием сказки, после чего в процессе беседы анализируются поступки ее героев - поросят Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа. Вместе с детьми выясняют, кто из поросят лучше веек умеет трудиться и кого из них можно назвать трудолюбивым. Почему? Одновременно рассматриваются иллюстрации к сказке. Целью предварительной работы является формирование у детей адекватного отношения к героям сказки. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог говорит: "Сейчас мы с тобой отправимся в необычное путешествие. Представь, что ты со своей группой попал в сказку. Узнаешь, какая это сказка?" Ребенку предлагается три рисунка домиков - копии иллюстраций к сказке "Три поросенка" (худ. А. Савченко). "Вот ты и познакомился с поросятами, и они пригласили всех детей у себя погостить. Только домики у них небольшие, все дети сразу в один домик не поместятся. Как же нам поступить? Давай сделаем так: в домике Наф-нафа будут гостить самые трудолюбивые дети, которые любят и умеют хорошо трудиться. В домике Нуф-нуфа те дети, которые меньше любят трудиться и еще не все умеют делать сами. В домике Ниф-нифа - дети, которые пока еще не любят трудиться и немногое умеют делать. Вот тебе фотографии детей. Подумай, в каком домике мог бы погостить каждый из ребят. Не забудь и про себя". Поведение ребенка фиксируется. Затем показатели детской самооценки сравниваются с объективными данными в области трудовой деятельности каждого испытуемого (выявляются педагогом предварительно в ходе наблюдения за детьми, бесед с родителями). На основании такого сравнения определяются притязания детей, степень объективности самооценки (адекватная, переменка, недооценка) каждого ребенка.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.008 с.) |