Дотация как инструмент государственного управления рынком и ценами. Последствия введения дотаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дотация как инструмент государственного управления рынком и ценами. Последствия введения дотаций.



Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной величине на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Рассмотрим вариант, когда потоварная дотация устанавливается в виде фиксированной величины для каждой единицы товара и дается производителям продукции. Влияние потоварной дотации на параметры рыночного равновесия показано графически на рис. 8.19.

До введения потоварной дотации линия спроса занимала положение D0, а линия предложения – S0, их точка пересечения Е0 определяла параметры исходного равновесия: равновесную цену Р0 и равновесный объем продаж Q0. После введения потоварной дотации линия предложения S0 сдвинулась параллельно себе самой по вертикали вниз в положение S1, на величину ставки дотации v, так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на v денежных единиц дешевле. Отметим, что потоварная дотация (как, впрочем, и другие виды дотаций) не включается в себестоимость продукции и выплачивается производителю после продажи продукции. Будем предполагать, что каждая единица проданной продукции в результате введения потоварной дотации обходится производителям на v денежных единиц дешевле, т.к. введение дотации повышает цену, получаемую производителем на величину ставки дотации вне зависимости от того, когда дотация формально выплачена. Новое равновесие Е1, установившееся на рынке после введения дотации, характеризуется: двумя ценами и равновесным объемом продаж – Q1. Новому равновесному объему продаж Q1 соответствуют цены Р+ и Р-. Что же это за цены, попытаемся разобраться. Цена Р- – это цена покупателя, или фактическая цена, по которой он приобретает товар на рынке. Цена Р+ – это цена производителя (с учетом дотации), т.е. цена, которую производитель получит за проданную продукцию после получения дотации. Если сопоставить параметры равновесия до и после введения дотации, можно сделать вывод, что введение дотации дает новый объем рынка Q1 больше первоначального Q0; цена Р-, которую платит покупатель, ниже первоначальной P0; цена Р+, которую фактически получает продавец (с учетом полученной дотации), окажется также выше первоначальной. Общая сумма дотации, выплачиваемая из госбюджета, будет равна площади прямоугольника Р+ HЕ1Р- и может быть вычислена по формуле: V=v·Q1, где V – общая сумма дотации; v (v = Р+ – Р-) – ставка дотации; Q1 – объем продукции, на который устанавливается дотация. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то, что общая сумма дотации выплачивается из госбюджета продавцам, часть дотации получают покупатели. Размер дотации, получаемый покупателями, равен площади прямоугольника Р- Р0KE1, а размер дотации, получаемый производителями, – Р0P+ HK. Возникает вопрос: приводит ли введение потоварной дотации к чистому общественному выигрышу? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, какое влияние оказывает дотация на благосостояние участников рыночных сделок и общество в целом. Для этого следует определить суммарные изменения излишков потребителей и производителей до и после введения дотации и сравнить их величину с общей суммой дотации. Изменения излишков потребителей и производителей до и после введения дотации показаны на рис. 8.20.

Введение потоварной дотации привело к тому, что исходный излишек потребителя (т.е. излишек потребителя до введения дотации, равный площади треугольника АE0Р0) вырос до площади треугольника АE1Р-, тем самым увеличившись на величину площади трапеции Р- Р0E0E1. Исходный излишек производителя (равный площади треугольника FР0E0), вырос до площади треугольника FP+ H, тем самым увеличившись на величину площади трапеции Р0P+ HE0. Таким образом, суммарный излишек потребителей и производителей вырос на величину площади фигуры Р- P+ HE0E1. Однако, как видно на рисунке 8.20, общая сумма дотации равная площади прямоугольника Р- P+ HE1, превышает прирост суммарного излишка на величину, равную площади треугольника E0HE1, и это означает, что введение потоварной дотации, несмотря на то, что увеличивает благосостояние потребителей и производителей данного товара, уменьшает благосостояние общества в целом, т.к. величина треугольника E0HE1 представляет со- бой чистые общественные потери, которые вызваны перераспределением ресурсов из других отраслей в производство данного товара, при котором они используются с относительно меньшей эффективностью.

 

Билеты по микроэкономике

35. Последствие директивного ценообразования. Директивные цены и качество продукции. «Черный рынок» и цены.

Директивные цены Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен.
Рис. 4.22. Директивная цена и «черный» рынок

Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4.22, сложилась равновесная цена Р 0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям.

Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации «черного» рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р 1 > Р 0). Покупатели, которые не смогли купить («достать») необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на «черном» рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q 1 < Q 0).

 

 
Рис. 4.23. Директивная цена и увеличение предложения при снижении качества продукции

 

Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей. На рис. 4.23 это показано сдвигом линии предложения вправо (S 0 S 1). В результате объем продаж по фиксированной цене на некоторое время возрастает. Но после того, как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (D 0 D 1); рыночная цена совпадет с директивной при более низком качестве продукции.

Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства.

 

 
Рис. 4.24. Последствия декретирования нижнего предела цены

Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис. 4.24, (рыночное равновесие устанавливается при P 0, Q 0). При директивной цене население снижает объем спроса до Q 1, а объем предложения фирм возрастает до Q 2. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил «черного» рынка с ценой ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение, что обойдется ему в (Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо выплачивать дотацию за каждую проданную сверх минимального объема Q 1 единицу продукции, расходуя ( - Р ')(Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо директивно ограничивать объем производства на уровне Q 1, соглашаясь на чистые потери для общества, (см. рис. 4.24, заштрихованный треугольник).

Таким образом, директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги, дотации и пошлины, в условиях совершенной конкуренции сопровождается экономическими потерями общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)