Монополия и совершенная конкуренция. Ущерб, наносимый монополией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монополия и совершенная конкуренция. Ущерб, наносимый монополией.



Действие рыночного механизма на рынке совершенной конкуренции ведет к установлению эффективного равновесия спроса и предложения. Эффективность равновесия, с позиций рынка, выражается в максимизации общего излишка потребителей и производителей, создаваемого на данном рынке. Эффективность равновесия, с позиций экономики в целом, – в обеспечении производственной эффективности и эффективного размещения общественных ресурсов по отраслям. Производственная эффективность конкурентной фирмы в положении равновесия характеризуется равенством цены, предельных и средних издержек: P=AТC=MC. Такая цена отвечает интересам потребителей, т.к. она является самой низкой, при которой возмещаются издержки наиболее дешевого из возможных способов производства, а фирмы получают нормальную прибыль.

В то же время равенство цены и предельных издержек (P=MC) говорит об эффективном распределении ресурсов в масштабах экономики. Если цена больше предельных издержек (P>MC), то это свидетельствует о том, что потребитель готов платить за каждую единицу товара больше стоимости ресурсов, затраченных на ее производство. В масштабах общества выделяется недостаточное для удовлетворения потребностей количество ресурсов, имеет место недостаточное распределение ресурсов для производства данного продукта, предложение не удовлетворяет спрос. Если же цена меньше предельных издержек (P<MC), то потребители платят за такой продукт меньше стоимости израсходованных на его производство ресурсов, предложение превышает спрос, часть экономических ресурсов используется неэффективно и необходимо перераспределение ресурсов.

Таким образом, модель совершенной конкуренции предполагает максимально возможный уровень благосостояния общества, наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на производство продукции.

Рынок монополии, как и другие рынки несовершенной конкуренции, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции.

На рисунке равновесие в условиях совершенной конкуренции достигается в точке Е, т.е. в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения, которой соответствуют равновесный объем производства Qск и равновесная цена PЕ. Равновесие на монополизированном рынке достигается в точке Курно (точка К), в которой пересекаются кривые предельного дохода и предель- ных издержек. Этой точке соответствуют равновесная цена монополии Pм и равновесный выпуск Qм.

Как видно из рисунка, объём производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена. Монополист выигрывает от контроля над ценами и, устанавливая их выше конкурентных, получает дополнительную (монопольную) прибыль. Благосостояние потребителей ухудшается, так как они вынуждены покупать продукт монополиста по цене более высокой, чем цена на рынке совершенной конкуренции.

Но как влияет монополизация рынка на благосостояние общества в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо оценить так называемые социальные издержки существования монополии. Социальные издержки существования монополии (или ущерб монополии) представляют собой меру потерь потребителя и производителя, возникающую из-за уменьшения предложения товара в условиях максимизации прибыли монополистом. Оценим ущерб монополии, сопоставив излишек потребителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков. Для этого проанализируем, как меняется суммарный излишек потребителей, если конкурентный рынок с параметрами равновесия (Qск, PЕ) заменяется рынком монополии с параметрами равновесия (Qм, Pм). Как видно на рис. 9.8, потребительский излишек до монополизации рынка был представлен площадью треугольника AЕPЕ. После монополи зации рынка потребительский излишек уменьшился на величину площади трапеции PЕPмМЕN и стал равен площади треугольника APмМ. Величина PЕPмМЕN, на которую уменьшился потребительский излишек, равна ущербу, приносимому монополией потребителям. Этот ущерб можно разделить на две составляющие. Первая составляющая ущерба – это часть потребительского излишка (равного площади прямоугольника PмМNPЕ), который потребители теряют из-за повышения цены с уровня РЕ до уровня Рм. Данный излишек переходит от потребителей к монополисту и служит источником его прибыли. Вторая составляющая ущерба – это часть потребительского излишка (равная площади треугольника МЕN), которая теряется потребителями в силу того, что они попросту сокращают потребление, т.к. не готовы платить монопольно высокую цену за товар Рм, но купили бы его по цене РЕ. В результате эта часть излишка не достается ни потребителям, ни производителям и является чистыми (или безвозвратными) потерями потребителей. Как видно на рис. 9.8, излишек производителя до монополизации рынка был представлен площадью фигуры LРЕE (Rd). В результате монополизации рынка из-за меньшего объёма продаж производитель теряет часть своего излишка равного площади треугольника КNE, который является чистыми (или безвозвратными) потерями производителей, но получает дополнительную прибыль (равную площади прямоугольника PмМNPЕ), продавая товар по более высокой цене. В сумме чистые потери потребителей и производителей составляют чистые потери общественного благосостояния и равны площади треугольника KME (другое название этих потерь «мертвый груз» монополии).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)