Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста и жесткость цен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста и жесткость цен.



дной из наиболее распространенных моделей несовершенной конкуренции является олигополия. Для нее типичны следующие признаки: 1. Небольшое количество фирм в отрасли. Производство как однородных, так и дифференцированных продуктов. Высокий уровень концентрации производства. Взаимозависимость всех фирм на рынке при установлении цен. Таким образом, олигополия — это структура рынка, когда количество фирм в отрасли является небольшим, и все они взаимозависимы при проведении политики ценообразования. Основные причины образования олигополии во многом совпадают с причинами существования чистой монополии. В условиях олигополии каждая из немногих крупных фирм знает, что если она снизит цену для расширения объема продаж, то другие фирмы для сохранения своей доли рынка вынуждены будут сделать то же самое. В результате у каждой фирмы при прочих равных условиях останется прежняя доля продаж при снижении прибыли. Поэтому ценовая конкуренция невыгодна для всех фирм, действующих в условиях олигополии. Для объяснения этого положения используют модель ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста. Данная модель строится, исходя из предположения, что в отрасли действует несколько крупных независимых фирм, обладающих примерно одинаковой долей рынка определенного вида продукции и не осуществляющих согласованную ценовую политику. Допустим, что в настоящее время цена на продукцию одной из этих фирм равна Po, а объем выпуска продукции — Qо (точка О). Следует объяснить, как изменится график спроса на продукцию этого олигополиста при снижении и увеличении им цены на свою продукцию, исходя из поведения других фирм.

любое изменение цены олигополистом имеет для него отрицательные последствия. Если он повысит цену, то потеряет значительную часть покупателей на рынке (график спроса ОD2 отличается высокой эластичностью). Если снизит цену, то его продажи увеличатся незначительно, а возможно и снижение валовой выручки (график спроса OD1 характеризуется низкой эластичностью). Так, на рис.5.5 видно, что валовая выручка TR при уменьшении цены ниже уровня Ро сначала незначительно увеличивается при росте объема производства с Qо до Q1 (пока предельная выручка MR1 > 0), а затем при объеме выпуска Q > Q1 будет снижаться (предельная выручка становится отрицательной: MR1 < 0). В связи с этим существует относительная стабильность цен в условиях олигополии. 2. Сравнительная устойчивость цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре, связана также с последствиями изменения предельных издержек МС в условиях необычной формы графика предельной выручки MR. Разрыв графика предельной выручки, обусловленный ломаной кривой спроса олигополиста, означает, что значительные изменения предельных издержек в определенных пределах не повлияют на выбор оптимального объема производства и цены. Так, на рис. любое изменение предельных издержек в интервале от МС1 до МС2 (на отрезке СВ) не приведет к изменению оптимального объема производства и цены, так как в этом интервале MR = MC при одном и том же выпуске продукции Qо и прежней цене Ро. Следствием невыгодности ценовой конкуренции для всех олигополистов является осуществление ими тайного сговора между собой при установлении цен и разделении рынка. Таким образом, олигополисты, контролируя цену, при определении оптимального объема производства и цены действуют аналогично монополисту. При этом могут использоваться различные методы ценообразования в зависимости от особенностей олигополии. В том случае, если фирмы в условиях олигополии производят однородную продукцию и имеют примерно одинаковые издержки, то они в соответствии с правилом MR = МС выберут оптимальный объем производства и назначат одинаковую цену. В тех олигополистических отраслях, где есть одна наиболее крупная и эффективная фирма и несколько мелких предприятий, крупная фирма может выступать в роли ценового лидера. Небольшие фирмы будут вынуждены изменять цену после установления цены крупной фирмой. В условиях олигополии, где производится дифференцированная продукция, обычно используется метод ценообразования “издержки + накидка”. При этом для установления цены к величине средних издержек производства единицы продукции при планируемом объеме продаж прибавляют накидку в размере определенного процента (20%, 30% и т. д.). Экономические последствия олигополии аналогичны чистой монополии. Олигополия может даже в большей степени реализовать свои отрицательные последствия в экономике, чем чистая монополия. Это связано с тем, что монополия всегда подвергается государственному регулированию, а олигополия при отсутствии государственного контроля может в полной мере использовать свою рыночную власть. Вместе с тем в условиях олигополии действует не одна, а несколько фирм, что создает возможности для использования неценовых форм конкуренции, обновления и улучшения качества продукции.

50. Ценообразование по принципу «лидерство в ценах»

.Эта модель основана на координации поведения участников олигополии без формального тайного сговора. Обычно свою цену (волю) диктует наиболее крупная и эффективная фирма, а остальные следуют за ней. Явление это широко распространено. Отраслевой лидер обычно действует следующим образом. Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском, конкуренты могут не последовать за лидером, корректировка цен делается довольно редко. Ценовой лидер обычно не реагирует изменением цены на небольшие повседневные изменения в издержках и спросе. О предстоящем изменении цен сообщается заранее, чтобы подготовить общественное мнение и конкурентов. Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыль отрасли в краткосрочном периоде, чтобы помешать вхождению в отрасль других фирм, которые могли бы выжить под «ценовым зонтиком», т. е. имея средние издержки большие, чем у существующих в отрасли олигополистов.

51. Ценообразование ограничивающее вход на рынок. Лимитная цена.

До сих пор мы игнорировали возможность входа на рынок новых продавцов. Эта возможность добавляет к анализу поведения олигополистов две новые характерные черты. Первая состоит в том, что если не существует барьеров для входа, то не существует и способа удержать цену на уровне выше конкурентного в долгосрочной перспективе. Сверхприбыли будут привлекать новые фирмы в отрасль, и увеличение общего объема выпуска за счет новых производств приведет к понижению цены до конкурентного уровня. При отсутствии барьеров входа сговор не может обеспечить рост прибылей в долгосрочной перспективе.

 

Вторая черта состоит в том, что возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринять действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.

 

Чтобы сдержать проникновение новых фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен или ценообразованием, ограничивающим вход в отрасль (рис. 10.13).

 

LAC – кривая средних издержек нового производителя на олигополистическом рынке. Если фирма не может надеяться на цену на свой товар, по меньшей мере равную Р* = min LAC, то она сможет получить экономическую прибыль, войдя на рынок, где уже есть большие прибыли олигополистов (рис. 10.13, а).

 

Предположим, что существующие в отрасли фирмы организовали картель, чтобы максимизировать текущие прибыли. Тогда они установили бы цену Рм, соответствующую выпуску, при котором MR = МС (рис. 10.13, б). При этой цене продавалось бы QM единиц товара и существующие фирмы делили бы общий выпуск между собой. Однако поскольку PM >min LAC потенциальных новых производителей, то картель обречен на провал, если только не существует барьера для входа на рынок. Следовательно, фирмы знают, что устанавливать монопольную цену нет смысла. При монопольной цене больше фирм войдет на рынок и предлагаемое для продажи количество товара возрастет. Это приведет к снижению цен и прекращению прибылей. Если же установить цену ниже или на уровне Р*, у потенциальных производителей не будет стимула приходить в данную отрасль и олигополисты, обладающие преимуществом в затратах, и в долгосрочном периоде смогут извлекать экономическую прибыль при цене Р*.

а – кривая средних издержек нового производителя; б – поведение существующих в отрасли фирм

Лимитная цена выражает предельно допустимый верхний уровень цены новой продукции определяемой на основе стоимостной оценки улучшений ее потребительских средств. Она определяется на начальных этапах разработки новой продукции и используется для технико-экономических расчетов. Обоснования целесообразности проектирования и производства продукции, а также установление договорных и прейскурантных цен. Заказчик представляет разработку технического задания вместе с исходными требованиями к лимитной цене, рассчитанной исходя из основных технико-экономических, социальных, экономических параметров, указанных в заявке на разработку новой продукции.

 

Утверждение лимитных цен осуществляется одновременно с утверждением технического задания по договоренности сторон. Лимитная цена может утверждаться на этом этапе согласования технического проекта.

 

 

Модели дуополии Курно

Курно исходит из следующих предположений:

  1. Две фирмы производят однородный товар
  2. Им известна рыночная кривая спроса
  3. Решение о производстве фирмы принимают одновременно и самостоятельно.
  4. Каждая из фирм считает выпуск конкурента заданным.
  5. Продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках, относительно выбранных объемов выпуска.

Модель рассматривается с помощью кривых реагирования, которые показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска каждой фирмы при заданных объемах выпуска другой фирмы.

 

Пусть фирма А начинает производство первой. При нулевом выпуске фирмы В, она чувствует тебя монополистом и будет находится в точке М, которой соответствует объем QA1. Во втором периоде на рынок вступит фирма В. Она считает выпуск фирмы А постоянным (QA1-const) и именно на уровне М. Тогда на своей кривой реагирования она выберет точку Х. Но увеличение объема предложения возможно лишь, если фирма В немного снизит цену.

Третий период: фирма А недовольна снижением цены и в свою очередь так же снизит цену. При заданном QB1 – const, она выберет точку С на своей кривой реагирования.

Процесс приспособления происходит до точки пересечения кривых реагирования. Эта точка определяет равновесие модели Курно – точка Е.

В этой точке каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и устанавливает для себя объем максимизирующей прибыли. В этой точке у фирм нет стимула для корректировки поведения.

Если дуополисты вступят в сговор, то их целью будет максимизация совокупной прибыли, которую они затем разделят между собой. Тогда множество возможных решений, относительно объемов выпуска придется на контрактную линию, которая показывает объемы выпуска двух фирм, максимизирующих совокупную прибыль. MN – контрактная линия.

В равновесии Курно общий объем производства выше, чем в дуополистическом сговоре, но ниже, чем при совершенной конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.011 с.)