Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единственность и множественность отраслевого равновесия. Устойчивость равновесия по маршалу и по вальрасу.
Кривые спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции в основном имеют «стандартный» вид: объем спроса на продукт монотонно убывает по мере повышения его цены, а объем предложения монотонно растет с повышением цены. Такие кривые могут иметь либо единственное равновесие в точке пересечения рыночных функций спроса и предложения, достигаемое при положительных и ненулевых значениях РE и QE (как это показано на рис. 8.1), либо равновесие будет отсутствовать ввиду невозможности пересечения кривых спроса и предложения при положительных и ненулевых значениях РE и QE. С экономической точки зрения отсутствие равновесия означает, что рынка данного товара не существует. Такая ситуация возникает тогда, когда продавцы и покупатели, стремясь к заключению сделки, не могут до- говориться либо о цене, либо об объеме предлагаемой продукции. В первом случае, показанном на рис. 8.2а), линия предложения превышает линию спроса, что означает: цена, которую хотят получить продавцы, слишком высока для потребителей. Мы видим, что в этих условиях гипотетическая точка равновесия рыночных функций спроса и предложения может быть получена только при положительной цене и отрицательном объеме (в точке A), что не имеет экономического смысла. Примером данной ситуации может служить выпуск нового продукта на рынок, когда технология его производства еще не отработана, а серийность невелика. Во втором случае, показанном на рис. 8.2б), при любой цене объем спроса на благо со стороны потребителей недостаточен по отношению к объёму предлагаемого товара. В этих условиях гипотетическая точка равновесия рыночных функций спроса и предложения (точка B) может быть получена только при положительном объеме и отрицательной цене, что также не имеет экономического смысла. Примером данной ситуации может служить невозможность прямых автобусных рейсов, обслуживающих небольшие населенные пункты. Возможны и такие конфигурации функций спроса и предложения, при которых рынок может иметь два или более равновесных состояния. Ситуация с двумя равновесиями связана с изменением наклона одной из указанных кривых по достижении ею определенного уровня цены; таков, в частности, случай равновесия на рынке труда при загибающейся назад кривой предложения труда. Существование у кривых спроса и предложения некоего общего отрезка – горизонтального или вертикального – может характеризоваться как множеством равновесных количеств при единственной равновесной цене, так и множеством равновесных цен при единственном равновесном объеме.
Рыночное равновесие называют устойчивым, если при том или ином отклонении от него происходит «автоматический» возврат рынка в равновесное состояние под воздействием рыночных сил. В противном случае рыночное равновесие называется неустойчивым. В экономической теории существуют два подхода к анализу устойчивости рыночного равновесия: первый предложен Л. Вальрасом, второй – А. Маршаллом. Подход Л. Вальраса может быть объяснён с помощью рис. 8.3. Повышение рыночной цены выше равновесного уровня РЕ, например, до цены Р1, приведет к превышению величины предложения Q1 S над величиной спроса Q1 D, т.е. к появлению избытка предложения товара на рынке, и породит конкуренцию между продавцами. Конкуренция продавцов выразится в том, что для привлечения покупателей они начнут снижать цену, вследствие чего величина спроса будет расти, а величина предложения падать, до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие QD(PE) = Qs(PE). Снижение рыночной цены ниже равновесного уровня РЕ, например, до цены Р2, приведет к превышению величины спроса Q2 D над величиной предложения Q2 S, т.е. к дефициту товара на рынке, и поспособствует возникновению конкуренции между покупателями за товар. Покупатели ста- нут предлагать продавцам более высокую цену, по мере роста которой величина спроса будет падать, а величина предложения расти, до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие QD(PE) = Qs(PE). Этот механизм восстановления рыночного равновесия в результате конкуренции как продавцов, так и покупателей отражен вертикальными стрелками на рис. 8.3, а точка пересечения кривых спроса и предложения, т.е. точка Е, характеризует устойчивое рыночное равновесие. Таким образом, у Л. Валь- раса условием рыночного равновесия является равенство QD(PE) = Qs(PE), отражающее роль цены как независимой переменной.
Согласно подходу А. Маршалла, цена более жесткий показатель, чем объем. Равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытка спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или наоборот. На рис. 8.4 показано, что в случае, если цена спроса P1 D возрастет выше равновесной цены PE, объем спроса сократится до Q1, а цена предложения будет равна P1 S. Поскольку при дан- ном объеме выпуска цена спроса выше цены предложения (P1 D > P1 S), то продавцы получат прибыль, стимулирующую их к расширению предложения, т.е. увеличению Q. Рост предложения будет сопровождаться снижением цены спроса и увеличением цены предложения. Когда объем выпуска достигнет величины QE, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения PD (QE) = PS (QE), прибыль исчезнет, а объем предложения не будет больше изменяться. Сравнивая эти два подхода, отметим важное отличие. В соответствии с подходом Л. Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно же А. Маршаллу продавцы всегда являются доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.004 с.) |