Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Ломан. Кр. Спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Ломан. Кр. Спроса



Неявные тайные соглашения (картели) неустойчивы.Поэтому олигополистическим отраслям свойственна негибкость, или жесткость цен.. Когда Р падают или Dснижается, они опасаются, что более низкие цены будут неверно интерпретированы конкурентами, которые начнут price wars.А если Mc или D растут, они отказываются повышать цены.негибкость цен лежит в основе модели ломаной кривой спроса для олигополии:

Пусть Р1 будет ценой, на рынке.Q1объёмвыпуска. Если фирма понизит цену до Р2 с объёмом выпуска Q2, то другие фирмы соответственно понизят свои.часть кривой спроса фирмы над ценой Р1 значительно более эластична, чем та часть, которая ниже её.

. Кривая МС фирмы возрастает. Кривая МR имеет форму, кривой спроса фирма станет двигаться вверх по очень эластичной части кривой спроса. цена будет равновесной для фирмы, потому что ей станет невыгодно перемещаться в любом направлении.

Недостатки:

1. Объясняя, почему олигополист может противиться изменению однажды установленной цены, она не отвечает на вопрос о том, как определяется первоначальный уровень этой цены.

2. К тому же некоторые эмпирические исследования не подтверждают положение данной теории о том, что цены будут изменяться менее часто при олигополии, чем при монополии.

 

25Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Если фирмы видят возможности (одинаковые или очень похожие условия спроса и издер.) совместного увеличения своих доходов путём повышения цен и ограничения объёмов выпуска и заключают соглашение о дележе рынка с этой целью, то они образуют картель. запрещены законодательно.олигополия превращается в чистую монополию

у картеля есть внутренние проблемы

1. Различия в спросе и издержках. не будет одной цены, которая является приемлемой для всех. Поэтому тайное соглашение о ценах зависит от способности добиться взаимопонимания.

2. Число фирм., чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения о ценах.

3. Контроль за выходом на рынок со стороны других фирм. успешный тайный сговор требует, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей.

4. Спад. В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов.

5. Мошенничество.

6. Правовые препятствия: антимонопольное законодательство.

 

Модель лидерства в ценах

Одним из главных препятствий для неявного соглашательского ценообразования является тот факт, что фирмам трудно прийти к соглашению (без переговоров друг с другом) о том, какой должна быть цена. Координация особенно усложняется во время изменения издержек и условий спроса — а тем самым и «правильной» цены. Ценовая сигнализация — это форма непрямого тайного сговора. которая помогает решить эту проблему. Например, фирма объявляет о повышении цены (возможно, через пресс-релиз) и надеется, что ее конкуренты воспримут это объявление как сигнал, что они должны также поднять цены. Если конкуренты последуют ее примеру, то все фирмы (по крайней мере, в краткосрочном интервале) получат более высокие прибыли.

Иногда устанавливается такой порядок, когда одна фирма регулярно объявляет о ценовых изменениях, а другие фирмы в отрасли следуют ее примеру. Эта схема называется лидерством в ценах: одна фирма неявно признается как «лидер», в то время как другие фирмы, «ценовые последователи», приспосабливаются к ее ценам. Ценовое лидерствоситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии (ценовым лидером), поддерживается всеми или большинством компаний на рынке (т.е. тоже принцип картеля – явный). В этом случае проблема координации цен исчезает: каждая фирма просто назначает ту цену, которую требует за свой товар лидер.

Лидерство в ценах особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь). Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут не последовать за лидером, корректировки цен делаются редко. Ценовой лидер не будет реагировать изменением своих цен на небольшие повседневные изменения в условиях издержек и спроса. Цена изменится только тогда, когда условия издержек и спроса изменятся значительно и во всей отрасли. Кроме того, ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде. Лидерство в ценах практиковалось в таких отраслях: сельскохозяйственное машиностроение, производство угля, жести для консервных банок, цемента, меди, бензина, газетной

 

Модель доминирующей фирмы (лидерства по объёму выпуска)

На некоторых олигополистических рынках основная доля общего объема продаж принадлежит одной крупной фирме, тогда как группа более мелких фирм обеспечивает остаток рынка. Крупная фирма в таком случае может выступать как доминирующая фирма, назначая цену, которая максимизирует ее собственную прибыль. Другие фирмы, которые могли бы в ее отсутствие обладать небольшим влиянием на цену, в этом случае действуют как совершенные конкуренты: они принимают цену, назначенную доминирующей фирмой, как данность и производят соответствующий объем продукции. Но какую цену установить главенствующей фирме? Чтобы максимизировать прибыль, она должна принимать во внимание, как объем производства других фирм зависит от той цены, которую она установит.

На рис. 6.4 показано, как главенствующая фирма назначает свою цену. Здесь D — это рыночная кривая спроса, а Sm — это кривая предложения (т.е. кривая агрегированных предельных издержек остальных, более мелких фирм). Главенствующая фирма должна определить свою кривую спроса Dd. Как показывает рисунок, эта кривая в точности равна разнице между рыночным спросом и предложением дополнительных фирм. Например, при цене Р1 предложение дополнительных фирм в точности равно рыночному спросу; таким образом, главенствующая фирма не продаст по этой цене ничего. При цене, равной Р2 и меньше, дополнительные фирмы вообще перестанут предлагать товар, так что главенствующая фирма окажется один на один с кривой рыночного спроса. При ценах в промежутке между Р1 и Р2 кривой спроса главенствующей фирмы является Dd.

 

Рис. 6.4. Ценообразование доминирующей фирмы

 

В соответствии с Dd строится кривая предельного дохода главенствующей фирмы МRd. МСd — это кривая предельных издержек доминирующей фирмы. Чтобы максимизировать свою прибыль, главенствующая фирма производит товар в количестве Qd на пересечении МRd и МСd. Из кривой спроса Dd мы находим цену Pd. При этой цене остальные фирмы продают объем товара Qm таким образом, общее количество проданного товара составляет Qr = Qd + Qm.

 

 

Модель Курно

Предположим, что фирмы производят однородный продукт и имеют представление о кривой рыночного спроса. Каждая фирма должна установить для себя объем выпуска, и при этом обе фирмы принимают решение одновременно. При принятии производственных решений каждая фирма принимает во внимание своего конкурента. Она знает, что ее конкурент тоже решает вопрос о том, какое количество продукции производить, а рыночная цена будет зависеть от общего объема производства двух фирм.

Смысл модели Курно состоит в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента за фиксированную величину, а затем решает, какое количество товара производить ей самой.

 

Рис. 6.1. Решение фирмы 1 об объеме производства. Решение Фирмы 1 об объеме выпуска, при котором прибыль достигнет максимума, зависит от того, сколько будет производить Фирма 2. Если предположить, что Фирма 2 не будет производить ничего, то кривая спроса Фирмы 1 О1(0) окажется рыночной кривой спроса. Соответствующая кривая продельного дохода, обозначенная МR1(0), пересекает кривую предельных издержек Фирмы 1 МС1 в точке с объемом производства 50 единиц. Если Фирма 1 решит, что Фирма 2 собирается выпускать 50 единиц продукции, то ее кривая спроса смещается влево на эту величину, образовав кривую D1(50). Максимизация прибыли в этом случае достигается при объеме выпуска в 25 единиц. Наконец, если Фирма 1 допустит, что Фирма 2 будет производить 75 единиц, то на ее долю останется только 12,5 единицы товара.

Кривые реагирования. Подводя итог вышесказанного, можно сделать следующий вывод: объем производства Фирмы 1, при котором ее прибыль максимальна, представляет собой убывающую функцию, которая зависит от того, сколько, по мнению Фирмы 1, будет производить Фирма 2. Она называется графиком кривой реагирования четырех комбинаций объемов производства,

Рис. 6.2. Кривые реагирования и равновесие Курно. Кривая реагирования Фирмы 1 показывает ее объем производства как функцию от объема, который, по ее мнению, будет производить Фирма 1. Равновесие Курно. Сколько будет производить каждая фирма? Кривые реагирования обеих фирм подсказывают нам, сколько каждая из них производит, учитывая объем выпуска конкурента. В состоянии равновесия каждая фирма выбирает объем производства в соответствии со своей кривой реагирования; следовательно, уровни равновесных объемов производства находятся на пересечении двух кривых реагирования. Мы называем получающийся набор значений объемов производства равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно оценивает, сколько будет производить ее конкурент, и соответственно максимизирует свою прибыль.

При равновесии Курно каждый из дуополистов производит именно то количество товара, которое максимизирует его прибыль с учетом того, сколько производит его конкурент, так что ни один из них не захочет изменить свои объем производства.

К сожалению, модель Курно ничего не говорит о динамике процесса корректировки.

 

Модель Бертрана Как и при модели Курно, при этой модели олигополии фирмы производят однородный товар, каждая из них рассматривает цену конкурентов как постоянную, и все фирмы принимают решение, какую цену на товар установить, одновременно. Таким образом, вместо объемов производства фирмы выбирают цены. Таким образом, если две фирмы назначат разные цены, то фирма, цена которой окажется меньше, будет обеспечивать весь рынок целиком, а фирма с более высокой ценой не сможет продать ничего. Если обе фирмы установят одинаковую цену, то потребителям будет безразлично, у какой фирмы покупать товар, и доля каждой фирмы на рынке составит 1/2.Очевидно, что поскольку существует стимул опустить цену, то равновесие Нэша установится при конкурентных ценах, т. е. цена обеих фирм будет равной предельным издержкам. Почему же равновесие Нэша не может установиться, если фирмы назначат одинаковую, но более высокую цену, чтобы каждая из них получала более высокую прибыль? Потому что в этом случае, если фирма хоть чуть-чуть снизит свою цену, она может захватить весь рынок целиком и почти удвоить свою прибыль. Разумеется, каждой из фирм захочется подрезать конкурента. Модель Бертрана имеет несколько недостатков: Во-первых, когда фирмы производят однородный товар, более естественно конкурировать за счет установления объемов производства, а не цен. Во-вторых, даже если фирмы установят цены, и выбранные ими цены окажутся одинаковыми (как предсказывает модель), какая доля общих продаж отойдет к каждой из фирм? Мы предположили, что продажи будут поделены между фирмами поровну, но никаких оснований так считать у нас нет.

Олигополия и эффективность.

Т.к. сущ. множ-во моделей олигополии, то ответить на вопрос об обществ.эффективности ее как рын. структуры довольно трудно.

Основываясь на традиц. т. зр. можно отметить след.: поск. олигополия близка к монополии, то она ведет к тем же эк. последствиям:

- неэфф. распределение ресурсов т.е. P>MC

- неэфф.исп-ние ресурсов, P>ATCMIN

- неэфф.распред.прод-ции, P>MC

Утверждают, что олигополия явл.даже менее желательной, чем чистая монополия, т.к. чист.моноп. подвергается гос. регулированию.

Традиц. т. зр. Оспаривается т.зр. Шумпетера и Гэлбрейта, в соответствии с кот. крупные олигопол. фирмы с рын.властью необходимы для НТП. Кроме того, сущ.гигантская экономия на масштабах пр-ва. Но сторонники традиц. т.зр.считают, что, наоборот, олиг-сты имеют сильный стимул, чтобы сдерживать НТП.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.014 с.)