Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии.



Позит стороны деят-ти ЧМ.

Что касается закрытых монополий, то они для обще­ства полезны и эк-ки целесообразны, т к способствуют обеспечению жизнедеятельности гос-ва. Об открытых монополиях так однозначно не скажешь. Т к место среди ЧМ завоевывается в процессе жесткой конк борьбы, а конк-ция выступает двигателем научно-практического прогресса, с этой т з ЧМ является благом для общества. Но ЧМ, т к в течение длит времени стре­мится поддерживать постоянство цен и номенклатуру изделий, тем са­мым тормозит прогресс общества, а значит, заключает в себе негативный момент.

Негативные аспекты деятельности ЧМ.

1 монополист, обладая на рынке монопольной эк властью, предпочитает выпускать меньше продукции, но продавать ее по более высокой цене, а это говорит о том, что потребитель на имеющийся у него доход приобретает меньше товаров, чем он сделал бы в условиях совершенной конкуренции.

2 в условиях ЧМ занижается объем выпуска, чем, с 1 стороны, способствует недопр-ву мат благ и услуг, а с 2 стороны, поощряет нерац распределение и использование ресурсов; а с 3 стороны, вызывает недопотребление населения.

3 монополии тормозят НТП, ибо им проще и выгоднее поддерживать на продукт моноп цену, чем со­вершенствовать пр-во и с его помощью обеспечивать рост прибыли.

→ в обществе складывается т н соц цена монополий, представляющая собой чистые потери благосостояния об­щества, кот обусловлены моноп властью. Результатом осозна­ния обществом негативных последствий монополизма стала разработка го­с-вом различных антимоноп институтов, кот заложили ос­нову концепции регулируемой монополии. Здесь могут быть использованы та­кие меры, как гос дотации, установление границ роста цен (предельных цен), проведение антимонопольной политики т.д.

Цели и направления монопольного регулирования.

Большинство ЧМ явл естеств монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. По отношению к др монополиям регулирование может быть использовано для того, чтобы устранить полностью или частично стремление монополий недораспределять ресурсы и получать эк выгоды. Важным фак­тором здесь служит установление «общественно оптимальных» цен. Цены в таком случае устанавливаются на том уровне, где кривые спроса пересекаются с кривыми предел издержек. Может быть установлена цена «обеспечивающая справедливую прибыль». Она устанавливается там, где кривая спроса пересекает кривую средних издержек.

В некоторых странах – дотации из гос бюджета, т.е. компенсируют монополистам разницу между средними издержками и ценой. Но в итоге – на все общество ложится доп налоговое бремя, а монополисты заинтересованы сделать издержки как можно более высокими.

17. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Условия: монопольная власть (продавец должен быть монополистом, т.е. контролировать производство и ценообразование), разделение рынка (продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт), невозможность перепродажи (первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу, если те, кто покупает на сегменте рынка по низкой цене, могут легко перепродать на сегменте рынка с высокой ценой, то происходящее в результате снижения предложения увеличит цену на сегменте рынка с высокими ценами. Таким образом, ценовая дискриминация будет подорвана.), издержки от дискриминации не должны превышать выгоду Виды: 1.совершенная цен.дискр-ия(1ого рода):с каждого взимается его макс.цена.этот вид почти не прим. 2. По объему покупки(2ого рода): разные цены для разных объемов покупки.3. на сегментированных рынках(3 рода):разные цены на разных сегментах.Последствия: больше прибылей, больше продукции, некоторые люди испытывают раздражение, хорошо для студентов,пожилых,детей и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.004 с.)