Символика чисел в прозе А. Гатапова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символика чисел в прозе А. Гатапова



У разных народов есть свои излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа – выражение своеобразия культуры этноса. Символика числа применялась первоначально у охотничьих, а впоследствии у пастушеско-скотоводческих племен [Бабуева В.Д.. 2004 – с.11].

Числа являются неотъемлемой частью жизни людей, без них невозможно представить существование всего человечества. На наш взгляд символика чисел имеет определенное значение в художественном пространстве прозы А.Гатапова. Прозаик придает особое значение отдельным цифрам, которые играют исключительную роль в сюжетостроении. Например, это цифра «2»

«Сразу же из рядов старейшин вышли два белобородых старца, один от эхиритов, другой от булагатов. Озабоченно нахмурив седые брови, с согнутыми от старости спинами, натужно вздыхая, они направились к середине круга» («Волк, с. 126). «Вдруг на поляне появились два всадника. Выехав на лунный свет, остановились» («Путь к миру», с.158). «Воины двух отрядов разом натянули тетивы и тут же утреннюю тишину над поляной разрушил оглушительный свист сотен стрел-йори» («Путь к миру», с. 167). «Неожиданно напавший с тыла отборный отряд халиудов с ходу глубоко вклинился в середину их строя и разделили его надвое. Те, быстро оправившись от неожиданности, умело перестроили ряды, готовясь надавить на них с двух сторон, но тут с опушки подоспели отряды подростков и охватили их с двух сторон. Пришельцы растерялись: разбитые на две части, они оказались между тремя огнями» («Путь к миру», с. 168). «Всем было видно, что человек этот, два года проживший среди них и всегда ходивший в изношенной, залатанной одежде из звериных шкур, безропотно выполнявший любую работу, любое повеление хозяина, выдавал себя совсем не за того, кто он есть на самом деле» («Волк», с. 130).

Также можно отметить цифру «3». Известно, что цифра «3» - одно из священных чисел у многих народов, как в материальной, так и в духовной культуре, знак Земли. Это идеальная модель любого динамического процесса, предполагающая возникновение (зарождение), развитие и упадок (кончина, смерть): все в мире появляется, зарождается, живет и развивается, но нет ничего вечного на Земле – все умирает, стареет, все приходит в упадок. Цифрой три выражаются понятия временного характера: прошлое, настоящее, будущее. Представления о верхнем, среднем, нижнем мирах, о прошлом, настоящем и будущем времени – универсальное понятие в мифологии, позднее в фольклоре, героическом эпосе. Многие народы любят и считают цифру три счастливым числом. Цифра «3» очень часто встречается в прозе Гатапова. Оно упоминается. «Анда просит помочь вызволить любимую женщину, но как он просит! Сначала он, оказывается, съездил на Толу к кереитскому Тоорил-хану, хотя дорога туда в три раза длиннее, чем сюда» («Анда», с. 21). В рассказе «Первая охота» четыре раза встречается цифра ‘3’, Бато три раза ходил на уток, три кряквы плавали в озере, три патрона оставалось у него, три озера он обошел в поисках уток. «Бато приехал к дяде на летник после четвертого класса на каникулы. Здесь дядя Гомбо пас колхозное стадо двухгодовалых телков. Они вместе уже три раза ходили на уток, но возвращались всегда быстро» (с.58). «“ Есть!” - около того берега плавали три кряквы» (с. 59). «Три озера обошел Бато, да так ни разу и не стрельнул» («Первая охота», с. 63). «Сунул руку в карман, достал оставшиеся патроны. Двух штук как не было. Осталось три» (с. 62). В повести «Волк» так же часто встречается цифра ‘3’: «- Доной не уплатил калым ни следующим летом, ни через десять лет. Не дождавшись, наши старейшины решили уходить. Три года назад мой отец, вождь нашего рода приехал к Доною и спросил, когда тот вернет долг. Доной обозлился так, что из его рта пошла желтая пена» (с. 86). «И с внутренней радостью понял, что к нему пришла большая удача. Он обнаружил в нем сразу три ценных достоинства, которые он всегда желал видеть в своих людях» («Волк», с. 97). «На третье утро Гэлбэр, дождавшись нового стада, насмерть застрелил самца и сразу спустился с дерева» («Волк», с. 117). «Через три дня от братьев приехали двое подростков» («Волк», 124).

Повесть «Путь к миру» так же изобилует цифрой ‘3’: «Но позавчера Тумбинай разрешил резать коней. Трех старых кобыл зарезали, слава Уураг Сагаан Тэнгэри, прошел голод» («Путь к миру», с. 151). «Сначала напала одна десятка. Выпустили по стреле, ранили троих нойонов вместе со старшим и сразу обратно в лес» («Путь к миру», с. 159). «Из их десятка Буту выбрал еще троих воинов. Всего набрал двенадцать человек» («Путь к миру», с. 166).

Также в рассказах и повестях А.Гатапова особое значение придается цифре «4» - соответствует символу единства и целостности мироздания и его отдельных материальных и духовных проявлений. Оно не менее важно в мифологии, чем число три. С цифрой четыре связано горизонтальное освоение окружающего пространства – есть четыре стороны света: север – юг, восток – запад, четыре времени года. Числа 3 и 4 часто рассматриваются в неразрывном единстве друг с другом. Эти две цифры выступают во всех мифологических традициях мира как важнейшие космологические константы. Сумма 3+4 дает магическую семерку – самое устойчивое число – символ в культурах многих народов. 3*4=12 – идеальное совершенное число.

4 стихии: воздух, вода, огонь, земля, 4 конечности у человека, животных; 4 угла у прямоугольника, 4 возрастных периода человека – детство, юность, зрелость, старость. «Разъяренным зверем вскочил Доной, сдернул с нее одеяло. Долго и исступленно хлестал он ее толстой плетью по голому телу. Топтал ее гутулами по животу и ногам. Избил так, что тело ее, опухло с головы до ступней, а на ноги она встала только на четвертый день и долго еще после этого отхаркивалась кровью» («Волк», с. 103). «Косули пришли на рассвете. Ветерок, легкими порывами поддувавший с верховьев речки, относил запахи вниз. Косуль было четыре» («Волк», с. 115). «Раза четыре ночью они просыпались от волчьего воя в нескольких шагах от потухшего кострища, спросонья ошалело хватались за ножи и копья, но, узнав своего питомца, облегченно переводили дух и ложились обратно» («Волк», с. 118).

Безусловно число «9» - одно из самых популярных чисел в культуре бурят, монголов, не обойдено вниманием писателя. По традиционным представлениям монгольских народов числа 8 и 9 являются символами Солнца и Луны. «- Я спрашивал об этом шамана. Он сказал: раз они посягнули на принадлежащие небожителям, то должны вернуть в табун девять жеребцов в темной мас ти и девять кобылиц светлой масти» (с.94). «На девятый день племя остановилось на большой поляне между двух гор, по которой протекала быстроводная речка» («Волк», с. 149).

Таким образом, в прозе Гатапова часто встречаются цифры «2», «З», «4», «9». Введением числовой символики писатель подчеркивает значимость тех или иных событий, ситуации, фактов.

 

Заключение

Талантливый писатель, поэт, публицист Алексей Гатапов является одним из ярких, плодотворных прозаиков современности. Историческое прошлое Центральной Азии, Древнего Прибайкалья, самобытная культура бурят явилась основой произведений Гатапова.

Особую ценность в его прозе представляет глубина гуманистической мысли. Глубина концептуально новая относительно идеологии прошедших десятилетий в нашей литературе. Гуманизм прозы Гатапова подтверждается словами героя одного из произведений, Бато: «Все равно убивать не хорошо»; также гуманистические традиции проявляются в решении молодого вождя, когда Шулун Зэбэ принимает нелегкое, но мудрое решение отпустить половину зверей живыми и предлагает поделиться своим скотом, кому не хватит на зиму.

Примечателен тот факт, что почти все герои Гатапова молодые люди, только начинающие жить юноши, которым предстоит выбрать свой жизненный путь, найти твердую опору в жизни. Писатель проводит параллель между молодыми Боорчи, Тэмуджином, Гэлбэром и современной молодежью (Бато в рассказе «Первая охота»), сравнивает два поколения: поколение предков и наше поколение, тем самым раскрывая проблему связи и преемственности поколений. И на многие вопросы современного общества автор находит ответы в далеком прошлом: – люди утратили дух и законы, завещанные великим предком Чингисханом.

Гатапов убедительно обрисовал психологические моменты, поведение, характер Темуджина, что дает нам понять, как нищий кочевник степи стал гениальным полководцем тысячелетия. При этом необходимо отметить, что автор воспевает своего героя, любуется им, поэтизирует образ прославленного Темуджина, будущего Чингисхана.

Через многие произведения А.Гатапова проходит тема дружбы и побратимства, которая тесно связана с образом Тэмуджина. Например, представления о дружбе у Джамухи и Тэмуджина были разные: первый утверждал, что друзьями могут быть только равные, а Тэмуджин верил в искреннюю дружбу между воином, пусть даже черной кости, и ханом. Тэмуджин ценил и приближал к себе смелых и верных простых воинов, например, лучшим другом и верным соратником его был сын простого пастуха – Боорчи.

В целом исторический и психологический мир в его произведениях создан художественно достоверно, что свидетельствует о хорошем знании им фольклорной, мифологической основы бурятской культуры. Привлечение фольклорного, этнографического, мифологического материала придало произведениям А. Гатапова особую изюминку, национальный колорит.

Список литературы:

1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004. – 228 с., ил.

2. Баларьева Т.Б. Фольклор и современная бурятская проза: монография/ Т.Б. Баларьева. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 155 с. \

3. Гатапов А.С. Первый нукер Чингисхана. Рассказы, повести, статьи/ А.С. Гатапов.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография»,-2005.-224 с.:ил.

4. Васильева А.В. Историзм, народность, общечеловеческое в историческом романе Бурятии. – Улан-Удэ, 1996. – 115 с.

5. Имихелова С.С. Предисловие //Антология бурятского романа. – В 10 томах. - Улан-Удэ: Издательство ОАО «Республиканская типография», 2006-2008.

6. Калашников И.К. Сочинения в трех томах. III том – Жестокий век. Роман. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2003. – 744 стр. с илл.

7. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. Курс лекции «Теория мифа и историческая поэтика». М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. 170 с.

8. Мир фольклора в контексте истории и культуры монгольских народов: мат-лы междунар. науч. конф., посвященной 90-летию со дня рождения проф. Н.О. Шаракшиновой. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2006. – 374 с.

9. Проблемы бурятской филологии на современном этапе // А.В. Васильева «Времен связующая нить…» (Обзор литературы Бурятии 90-х годов) – Улан-Удэ, 1999.

10. Хангалов М.Н. Собрание сочинении. В 3-х томах. У-У.1958, ТI.

11. Шаракшинова Н.О. Бурятское народное поэтическое творчество. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та им. А.А. Жданов, 1975. – 233 с.

12. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор – Иркутск. книжн. изд-во, 1959. – 227 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.01 с.)