Проблема связи и преемственности поколений в прозе Гатапова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема связи и преемственности поколений в прозе Гатапова.



В настоящее время наблюдается закономерная тенденция обращения писателей к духовно-нравственным истокам, а они, как уже знаем, кроются в историческом прошлом народа. Опираясь на национальные традиции, на устное народное творчество, бурятские писатели пытаются найти ответы на волнующие современность вопросы. Писатели стремятся осмыслить явления сегодняшней жизни через историческое прошлое своего народа. Память отдельного человека или целого народа об историческом прошлом связывает поколения, ушедшие эпохи. Поэтому прием репродукции становится наиболее употребляемым приемом писателей современного периода.

Как было сказано выше, Гатапов в своих произведениях обращается к эпохе Чингисхана, к теме Древнее Прибайкалье. Оглядываясь в прошлое, автор пытается ответить на многие вопросы современного общества, и находит ответ – люди утратили духи законы, завещанные великим предком Чингисханом. Писатель открывает перед читателями монгольский мир, мир предков, где царит порядок, где закон превыше всего, где строго соблюдаются обычаи и традиции. Продолжатель гуманистических традиции, заложенных Исаем Калашниковым, Гатапов воспевает эпоху гениального полководца Чингисхана.

Писатель проводит параллель между молодыми Боорчи, Тэмуджином, Гэлбэром и современной молодежью (Бато в рассказе «Первая охота»), сравнивает два поколения: поколение предков и наше поколение.

Как известно, в старину уже в 12-13 лет мальчики участвовали в облавной охоте, где они впервые могли продемонстрировать свою силу и храбрость. Охота – древнейшее занятие человека, сохранившееся до настоящего времени. У бурят издавна выделялись два типа охоты: коллективная облавная охота (аба) и индивидуальная (агнуури) и две формы охоты – активная и пассивная. Активная охота предусматривает разыскивание, преследование и добычу зверя с помощью орудий, пассивная предполагает их добычу с помощью ловушек [Буряты. 2004 – с. 107].

М.Н. Хангалов считает, что в бурятских облавах можно выделить своеобразную иерархическую лестницу участников, основу которой составляла общинная масса (абын зон), разделявшаяся на группы по 20 человек, которая подчинялась малгаю. Захулы были ответственны за порядок проведения облав и соблюдение дистанции между облавщиками, газарша или гар баряаша возглавляли крылья облавы между которыми в центре находился тобши. Над ними возвышался галша – главный распорядитель облавы, во время религиозных обрядов он – верховный жрец, в военных действиях – главный полководец [Хангалов. 1958. Т.1.С.69]. У Гатапова главным в облавной охоте становится тобши – Шулун Зэбэ.

Центром рассказа «Рождение вождя» становится описание облавной охоты, от исхода которой зависит судьба Шулун Зэбэ, вождя племени хорчид, повелителя девяти входящих в него родов. После смерти отца, Танхилай-мэргэна, новым вождем почти всеми старейшинами родов был выбран он, Шулун Зэбэ. Но еще оставалось слово за собранием воинов племени, которое, по древнему обычаю, может и подтвердить его право на место вождя, а может и лишить его этого права. Но если на этой облаве не будет хорошей добычи, то воины подумают, что духи не признали такого молодого вождя и не захотели помогать. Гатапов специально выводит на первый план исход этой охоты, чтобы подчеркнуть значимость облавы в старину. На облавных охотах тобши выбирали из самых достойных нойонов, и эта честь была оказана Шулун Зэбэ. Теперь в груди его теснились и радость и тревога. Многое будет зависеть от этой охоты. Но удача не оставила его. О мудрости и нравственной чистоте Шулун Зэбэ свидетельствует тот факт, что половину отлавливаемых зверей молодой вождь решает отпустить живыми, свято соблюдая древний обычай не убивать много зверя. Именно этим поступком Шулун Зэбэ доказывает, что заслуживает право вождя.

Создание семьи – естественное стремление человека. Необходимость продолжения рода, чтобы он не оборвался, не угас, чтобы в очаге всегда горел огонь, не развеялось пепелище предков – вот главный мотив брака у бурят в прошлом. Бурятские свадебные обряды представляют с собой строгое, веками выработанное и организованное действие, которое построено на ряде последовательно связанных символических моментов, созданных многими поколениями с незапамятных времен. Исполнялось оно рядом ответственных лиц, как со стороны жениха, так со стороны невесты. Буряты верили в магические слова песен и благопожеланий, почти каждый гость свадьбы, особенно люди старшего поколения, считали обязательным произнести их для молодых [Бабуева В.Д.. 2004 – с. 210].

В старину, уже в 14-15 лет обзаводились семьями, имели детей. Это было время, когда свадьбу справляли со строгим соблюдением каждой детали: детей на скалах рисовали, палочки в шкуры пеленали, собачьи последы в землю зарывали. Жену получали не просто так, а по древнему обычаю через обряд испытания жениха, показав роду невесты свою удаль и бесстрашие, а еще позже через уплату калыма (у прибайкальских бурят традиционное количество скота, передаваемое в калым за невесту – 106 голов). Так, в повести «Волк» хитрый Доной, чтобы избавиться от назойливого жениха, дал испытание, которое сохранилось лишь в старинных преданиях о предках да в сказках – жених должен привести к нему взрослого волка. Нелегко пришлось пятнадцатилетнему Гэлбэру, но справиться с этим испытанием ему помогли твердость характера, мужество, храбрость, настойчивость, уверенность в себе. Не по годам мудрые Тэмуджин, Боорчи, Шулун Зэбэ, Гэлбэр в схватках с жизнью выходят победителями благодаря силе воли, отваге, настойчивости, ловкости. Умудренные жизненным опытом, много видевшие и испытавшие, уже в 14-15 лет они выбирают для себя тропу жизни, свой путь в этом мире, знают цену жизни, ищут твердую опору. Их объединяет бескомпромиссность в решении важных дел, чувствуя за собой правду, они стойко выдерживают испытания судьбы и в конце концов добиваются своих целей. Юные герои Гатапова - выразители лучших качеств народа: борцы, вожди, заступники, которые сами выдвинулись из своей среды, своим упорством достигли многих высот (Боорчи, Тэмуджин, Шулун-Зэбэ, Гэлбэр). Автор показывает своих героев молодых, сильных, уверенных в себе, целеустремленных только начинающих жить юношей. Именно через столкновения с трудностями и препятствиями раскрывается внутренняя цельность, нравственная красота героев. Несмотря на их молодость, именно они являются носителями и хранителями традиций, нравственных ценностей своего народа. Они - продукт воспитания своего времени, эпохи, гордость своих отцов и дедов. Гордые, сильные они проходят нелегкий путь в поисках своего места в жизни, в поисках счастья. Это было время, когда люди с добром вспоминали прошлое, с надеждой смотрели на будущее, точили сабли и пополняли колчан: не появился ли где враг? Сумел сегодня защититься и выжить – боги тебе помогли - благодари небожителей и наслаждайся счастьем, но готовься защититься завтра и послезавтра и через десять лет. Готовили к этому детей, чтобы они сохранили внуков, а те научили защищаться правнуков. Так жили наши предки и другой жизни не знали.

Прочитав произведения Алексея Гатапова, невольно задаешься вопросами: чему учит наше время современную молодежь? Каких нравственных критериев, моральных принципов придерживается нынешняя молодежь? Если молодые герои Гатапова вобрали в себя весь опыт и мудрость своих отцов и дедов, чему следующему поколению учится у нас? Если его героями движет осознание чувства долга, ответственности перед родом, народом, то, что движет человеком 21 века?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.005 с.)