Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и уровни эмпирич. исслед-я
Эмпир. иссл-е осущ. посредством методов. Чел-к может получать новое знание о дейс-сти прежде всего непосредственно, т. е. без применения спец. познават. средств, — путем восприятия и обыденного наблюдения. Однако в науке, как правило, используется опосредствованный способ достижения истины. Существуют три основных метода опосредствованного получения нового знания — операциональный, экспериментальный и логико-математич. На операц. уровне (с начала 20в.) испол. такие процедуры, как систематич. наблюдение, сравнение, счет, измерение и некоторые другие. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однознач. физич. смысла тех или иных ключевых понятий и теорий. Обретение понятием строгого смысла осущ. только опрерац-но, т.е. когда указана послед-ть операций выполнения которых позволяет пошагово выявить спец-ку понятий. Понятие одновременности событий спец. теории относ-ти Эйнштейна было получ. опер-но. Определение связано с описанием операции синхронизации часов для набл-я в разных точках простр-ва. При эксперим. изучении дейст-сти иссл-ль «задает» вопрос интересующему его объекту и «получает» на него ответ. При этом вопрос должен быть задан на языке, «понятном» природе, а ответ должен быть получен на языке, понятном человеку. Поэтому речь идет об диалоге между чел. и природой. Эксперимент – инструмент диалога. Такую дея-сть в прошлые века было принято называть «испытанием природы», а самих ученых «естествоиспытателями». Эксп-ты заключают в себе общие черты: 1) в основе эксперим-го способа получения нового знания лежит материальное взаимодействие; 2) всякое специфич. воздействие при одних и тех же условиях его осуществления однозначно связано со специфич. реакцией материал. системы (предмета исследования). Утверж-е идей эксперимента связано с пониманием (Стёпин В.С.): 1)субъект познания противостоит природе как объект; 2)опыт-е вмешат-во осущ. в русле законов природы; 3)качеств-я уникальность объектов их многообразие растворяется в законах. Операц. и эксперим. методы образуют получ. фактуального знания (фактов) и эмпирич. обобщений. Факты науки — эмпирич. звено в построении теории, некая реальность, отображенная информационными средствами (формула, фото).
Науч. наблюдение, сравнение Науч. набл-е, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деят-сти (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом). В реал. науч. практике набл-е предст. собой активный познават. процесс, опирающийся не только на работу органов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувств. данных. К науч. набл-ию предъявл. жесткие требования: ■четкая постановка цели набл-ия; ■выбор методики и разработка плана; ■систематичность; ■контроль за корректностью и надежностью результатов набл-я; ■обработка, осмысление и истолкование получ. массива данных. Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого объекта явл. необх. условием набл-я. Столбик термометра показ. -210С. Это характ.след. свойствами: 1) независимое от наблюдателя событие (объективное содержание; 2) наблюдение доступно контролю. М.Борн предусматривает: «сделать набл-я настолько независ. от наблюдателя, насколько возможно». Для большей эфф-сти и организации набл-я прим. сравнение. Материалом для сравнения могут быть получ. данные набл-я. При анализе объектов (две подобные фигуры, слегка различ. по величине), во избежании ошибки мы наклад. друг на друга. Для сравнения предметов треб. выделять признак, каждый из которых сравнивается обособленно. В выше прив. случае – размер. Сравнению подверг. объекты, для которых выдел.: 1) способ, которым может быть осущ. операция сравнении (накладывание); 2)ситуация, где проводится срав-е.
Эксперимент. Прибор. Исследователь прибег. к эксперименту, когда необх. изучить некоторое состояние предмета наблюдения. Целью Э. явл. получ. нового знания, когда учёный уже нечто знает об ответе. При этом присутствует активное вмешательство, воспроизводимость (в любое время). В основном сущ. 2 типа Э.: 1) исследовательский, кот. связан с поиском неизв. зависимостей м/у несколькими параметрами объекта; 2) проверочный, кот-й прим. для подтв-я или опроверж-я теорий. Сущ. также: мысленный (Галилей). В 70-х годах XVIII в. англ. физик Кавендиш проделал опыт с целью определения закона, харак.силы взаим-вия между электрич. зарядами. Для этого он «взял две металл. полусферы, закрепл. на изолирующей раме, кот. могли соединяться и разъединяться. Внутри этих полусфер он поместил шар, покрытый фольгой, посаженный на стекл. ось, так что между полусферами, когда они были соединены, и шаром не было контакта. После этого он соединил полусферы и шар тонкой проволокой и сообщил им электрич. заряд. Разъединив затем полусферы, он вынул шар и исследовал, какой заряд остался на нем. Измерения показали, что заряд на шаре равен нулю». Вывод – электрич. притяжение и отталкивание должны быть обратно пропорц. квадрату расст-ия. Этот вывод мог поставить только физик.
В эксперим. могут испол. приборы – искус. или естеств. матер. системы, исп. в познават. цели. Приборы делят на классы: 1)П. усил-я и уточн-я: Усилители – усил. сигнала от объекта выше порога ощущения или из-за особенностей среды; Анализаторы – спектроскоп – путём непосредств. возд-вия на объект преобразов. в понятную форму для органов чувств чел-ка; Преобразователи – влагомер; 3) Регистраторы – регистрация и хранение инф-ии (фото); 4) Измерит.-информац-ые системы – совокуп. первых трёх (ракетный спектрограф). Приборные иссл-я опираются на 2 предпосылки: 1) всякое исслед-е должно опир. на гипотезе (Поппер); 2) прибор должен быть исправен.
Обобщение и абстрагирование Обобщ-е предусм. переход (по 4 уровням эмпир. знания: протокольные предлож-я, факты, законы, теории) от знаний отд. элементов к знаниям о классе. Обобщ-е тесно связ. с абстраг-ем. Абстрагирование - способ замещения чувственно данного объекта абстр. объектом посредством двух взаимосвяз. мыслит. процедур - отвлечения и пополнения. Абстракция есть способ мысл. членения реальности, механизм кот. тесно связан с самой нашей возмож-тью рац. постижения наблюд. мира, истолкование природы. Сформир. подходы истолк-я природы познания: платонизм, номинализм, концептуализм. Идея абстр-ия принадлежит Аристотелю. «Если абстракция – мысленное разделение того, что в действит-ти сущ. нераздельно, то результат абстр-ии сущ. только в уме познающего». В отличие от него сторонники платонизма исходят из того, что абстракция есть результат умств. постиж. некот. универсалий: вид, род, класс, отношение. Т.о., абстракциям соотв. некая реальность, кот. носит идеал. характер. Смысл той или иной абстр-ии - логично пытаться искать в сфере самого мышления через другие абстракции, опираясь на законы логики. В Ср. века развивается номинализм (Р.Бекон, У.Оккан и др.), согласно кот. предметный мир вне сознания - это исключительно чувств. мир, состоящ. из отдельных отличных друг от друга вещей и явлений. Общего не сущ. не только как самосущих универсалий, но и как общего в вещах Сходство вещей — важный элемент нашего обыд. опыта. Для них важно то, что в силу уник-сти всего сущ-го факт сходства явл. чем-то случ. и внешним для самих сравнив. вещей. Промежут. позицией явл. концептуализм (Локк). «Все вещи по своему сущ-ию единичны; общее и универсальное создано разумом для собств. употребления и касается только знаков — слов и идей. Общее в результате абстр-ия - то, что мы сами создали. Данная позиция более гибкая, ибо она определенно настаивает на творчески активной природе разума.
Каковы объективные основы абстрагир-ия? Абстр-ия и структура реальности. 1)Объект сущ. в опред. условиях, по отнош. к кот. он имеет свой-ва (определ-ые, неотчётлив-е, невидимые), т.о. для исходной ступени абстраг-я явл. редукция многообр-я потенциал. свойств к актуал. Иссл-ль фиксир. актуал. св-ва и экперим-но – неустановл. свой-ва среды, с отвлеч. от остал. свойств. 2)По отнош-ю к среде св-ва объекта делят на 2 типа: замкнутые и неизмен. при переходе ситуаций. 3)Объект вступ. во взаимод-я, ведёт себя специфич. образом. Т.о. предметом иссл-я – не сам объект, а характер поведения в реал-ти. Абстр-ие имеет предел – запреты природы, границы, когда потенциальное стан-ся актуальным.
Индукция. Методы. И – метод движ-я мылси от менее общего знания к более общему (протоколы, испытания – факты, законы). Перечисленная И – умозаключ. или переход от знаний об отдел. предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. 2 разновидности перечисл. И: 1) полная; 2) неполная И. Дж. Ст. Милль разработал логич. схемы элиминативной И – методы установления причинных связей. Метод сходства - если два или более случая подлежащего иссл-нию явления имеют общим лишь одно обст-ство, то это обст-ство, — в кот. только согласуются все эти случаи — есть причина данного явления (АВС—N & YTA—N, A-фактор основы события N). Метод различия - если случай, в кот. исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного— причина или необходимая часть причины явления (ABCD—N & BCD—N, A-фактор). Метод сопутств. изменений – ABC—N & A|DE—N & A||MF—N, A – фактор. Например, Э. Дюргейм – анализ самоубийств 19в. - Зависимость уровня образования и числа самоубийств от ослабления религ. традиций. Метод остатка – ABC—N & B –c & C—b, A причина N. Например, Дж. Блаут – объяснение Европ. чуда (возвышение Европы). Из-за трансконтинентального коллективизма с 1492г. (открытие Америки) происх. повыш. уровня образ-я, развитие науки и технологий и т.д. Испол. методов И. сопровожд. теоретико- вероятностной инерпритацией резул-ов P = m/n, m - число интересующ. фактов, n – общее число фактов. (Г. Рейхенбах). Помимо И есть:1) Экстраполяция - экстенсивное приращение знания путем распростр. следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы 2) Согласно Попперу, доказ-тво ложности научных гипотез с помощью эмпирич. опыта, названное им фальсификацией.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.014 с.) |