Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию науки. Историч. формы науки.
Трансцендентально-аналитический (Т-А) подход. Он состоит, во-1, «Н» задаётся как специфич. структура сознания в ее знаниевой и познавательно-процессуальной определенности. Во-2, в ответе на вопрос о наличии оснований и средств, необходимых для основания Н? Данный подход является имманентно-философским, так как опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой фил-ии и только во вторую — на исследование эмпирич. бытия Н. Начало Т-А традиции осмысления «Н» было положено древнегреч. фил-ми (Парменид, Платон, Аристотель). Наиболее четкую формулировку получила у И. Канта в виде поставленных им вопросов: как возможна математика, как возможно теоретич. естествознание и др. С буйным развитием эмпирич. науки (19в.) разворачивается позитивизм и в русле зарожд-ся второй способ анализа Н. — синтетически-обобщающий. Ф.Н. в таком ее понимании существенно опирается на метанаучные разработки (история науки, социология науки, логика науки, науковедение и др.). Исследуя конкретно-исторические формы существования науки, ее дисциплинарное многообразие, данный подход имеет целью обобщение ее логико-методологического, предметного и операционального своеобразия, выявление структуры общих закономерностей, тенденций развития «науки». Этот тип «философии науки» впервые был отчетливо заявлен в работах О. Конта. Отличия: Если кантовская идет от вопроса, как Н. возможна, к ответу, как она «реально есть» (основа - наука), то контовская - от вопроса, как она «реально есть», к ответу, как она возможна (наука - основа). В развитие и анализе Н. имеет место: диахронный (двухвременной, историч.) и синхронный аспекты. Д-ое многообразие форм «науки»: 1)древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2)античная наука; 3)средневековая европейская наука; 4)новоевропейская классическая наука; 5)неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука. Особенностями первой явл.: практичность (искусство измерения и счета — математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов — астрономия, технич. усоверш. орудий про-ва и строительства — механика); рецептурность (инструментальность) «научного» знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества.
Вторая: теоретичность (источник научного знания — мышление), логическая доказательность, которая ведёт не к пользе, а к истинности, демократизм. Образцом античного понимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида. Ср. века: теологизм, обслуживание соц. и практич. потребностей религиозного общества, схоластика, догматизм. В средневековой религиозной культуре наука вынуждена была выполнять роль служанки богословия и согласовывать с ним свои утверждения. Научные истины («истины разума») имели подчиненный, более низкий гносеологический статус, чем религиозные истины («истины веры»). Наука в эпоху Возрождения и Нового времени - начало теоретизирования. В основе проекта стремление соединить, синтезировать рациональность античной науки с техно-инструментальным характером восточной преднауки. Среди этих этапов выделяют классич. (17-18 в.), неклассич. (конец XIX - 1/3 XXв.) и постнеклассич. науку (B.C. Степин). Основаниями классич. науки являлись: критичность теологизма, объективность, полезность ( Ф.Бекон – светоносное и плодоносное ). Основаниями неклассич. науки являлись: релятивизм (пространства, времени, массы), массовость (множество объектов любого рода — статическая система), системность, структурность, организованность, эволюционность систем и объектов, субъект-объектность научного знания, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания, интуиция, многообразие форм научной кооперации. Биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке – преимущ. предмет исследования постнеклассич. науки — сверхслож. сист., вкл. чел-ка в качестве существенного элемента своего функц-ния и развития. Синхронный плюрализм. При анализе совр. науки можно выделить четыре класса наук: 1) логико-математич.; 2) естественно-научные; 3) инженерно-технич. и технологич.; 4) социально-гуманитарные.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.004 с.) |