Содержание книги

  1. Глава 1. Что такое культура. . 15
  2. Глава 9. Технологическая культура. . 114
  3. Глава 14. Теории культурно-исторического процесса. . 168
  4. Часть I. Морфология культуры
  5. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры
  6. Глава 1. Что такое культура? 17
  7. Глава 1. Что такое культура? 19
  8. Глава 4. Социокультурные миры 115
  9. Глава 4. Социокультурные миры 117
  10. О смысле понятия «цивилизация»
  11. Глава 5. Пространство культуры 1 31
  12. Глава 6. Осевые культурные формы
  13. О смысле понятия «духовная культура»
  14. Глава 7. Духовная культура 165
  15. Многообразие культурных сценариев
  16. Два аспекта культуры общения
  17. Глава 11. Общество и культура 321
  18. Глава 13. Механизмы культурной динамики 357
  19. Глава 1 3. Механизмы культурной динамики 359
  20. Глава 14. Теории культурно-исторического процесса 373
  21. Подходы к понятию «культура»
  22. Исторические особенности русской культуры
  23. Три силы, определившие культуру Средневековья
  24. Глава 5. Пространство культуры
  25. Основы христианского вероучения
  26. Глава 8. Социальная культура
  27. Глава 9. Технологическая культура
  28. Глава 10. Культурные сценарии деятельности
  29. Глава 13. Механизмы культурной динамики традиционная и инновационная культура
  30. Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века
  31. От первобытной культуры к феодальной


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века



Во всех рассмотренных учениях утверждается:

♦ Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в том числе культурного прогресса.

♦ Исторический прогресс однолинеен: все страны и народы идут по одному пути — через ряд закономерно сменяющих друг друга стадий развития, каждая из которых характеризуется определенным типом культуры.

♦ В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса. Европейская культура — наиболее передовая культура эпохи, образец для остальных народов {европоцентризм).

Н. Данилевский: Россия и Европа

Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должна принять все народы. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов всех народов Земли.

Жизненный цикл культурно-исторических типов — 4 этапа:

подготовительный — смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность;

складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы;

период расцвета — реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики;

застой жизни — «апатия» культуры.

Прогресс — движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности.

Способы взаимодействия культур:

«прополка» — насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры;

«прививка» — пересадка в культуру элементов чужой цивилизации;

«почвенное удобрение» — усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.).

О. Шпенглер: Закат Европы

Культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. «Великие культуры»: 1) египетская, 2) античная, 3) индийская, 4) вавилонская, 5) китайская, 6) арабская, 7) западная и 8) мексиканская.

Приложение

Душа культуры — особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления.

Прасимвол античной культуры — ограниченное материальное тело; душа культуры — аполлоническая.

Прасимвол арабской культуры — мир-пещера; душа культуры — магическая.

Прасимвол западной культуры — бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, — фаустова душа.

Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия — цивилизацию.

Цивилизация — умирающая культура.

Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель.

А. Тойнби: Постижение истории

Всемирная история — история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.

Существующие ныне цивилизации: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (в Корее и Японии), 6) иранская, 7) арабская.

Основные элементы цивилизации: политика, культура и экономика.

Вызов-и-Ответ — механизм эволюции цивилизаций.

Вызов — стимул к развитию общества: резкое ухудшение условий жизни.

Ответ — изменение общества, которое обеспечит его существование в новых условиях.

История любой цивилизации — последовательность актов Вызова-и-Ответа.

Ответ на вызов — это творческий акт, к которому способно творческое меньшинство; для изменений необходимо, чтобы инертное большинство за последовало за активным меньшинством.

Стадии развития цивилизаций: генезис, рост, надлом и разложение.

Цивилизации и религии

1.Возникшие из примитивных обществ первичные цивилизации — несовершенные, языческие формы религии.

2. Вторичные цивилизации: формирование высших религий — буддизма, иудаизма, христианства, ислама.

3. Третичные цивилизации — современные цивилизации, в которых зарождаются элементы новых высших религий; в перспективе они. должны слиться в единую «религию будущего».

Создавая религии, люди ищут ответ на главный вызов истории — вызов Бога: «быть человеком». Подлинная история есть диалог человечества с Богом, в ходе которого люди постигают волю Божию.

Приложение 457

П. Сорокин: Социальная и культурная динамика

Типология культуры: в основе ее — различие представлений о природе реальности, о природе человеческих потребностей и способе их удовлетворения.

1. Идеационная культура: реальность имеет сверхчувственную природу, т. е. в основе окружающего мира лежит сверхъестественное, божественное начало; подлинная реальность — сверхъестественное бытие; главные потребности — духовные; способ удовлетворения потребностей — не столько изменение внешней среды, сколько трансформация личности, минимизация физических нужд, аскетизм.

2. Сенсетивная культура — реальность обладает чувственной природой, т. е. никакой сверхъестественной реальности не существует; то, что представлено в наших органах чувств, и принимается за подлинную реальность; потребности и стремления главным образом материальные; способ их удовлетворения — приспособление и эксплуатация внешней среды.

3. Идеалистическая культура — реальность частично является чувственной, материальной и частично — сверхчувственной, духовной; важны и духовные, и материальные потребности, но духовные ценности выше; способ удовлетворения потребностей — и трансформация внешней среды, и совершенствование духовного мира личности.

В этих типах культур различны:

♦ мировоззрение;

♦ система истины;

♦ формы искусства и эстетические ценности;

♦ этические ценности и принципы;

♦ правовая система.

Циклическая смена доминирующих культурных суперсистем:

—> идеационная —> идеалистическая — > сенсетивная —>

Общая картина культурно-исторического процесса в европейском регионе на протяжении трех тысячелетий:

Эпоха Время Тип культуры
Крито-микенская Конец И века до н. э. Сенсетивная
Ранняя античность IX-VI века до н. э. Идеационная
Классическая античность V-IV века до н. э. Идеалистическая
Эпоха эллинизма и Рима III век до н. э. — IV век н. э. Сенсетивная
Средневековье V-XII века Идеационная
Пред- Возрождение XII-XIV века Идеалистическая
От Возрождение до современности XV-XX века Сенсетивная

Современная сенсетивная западная культура переживает кризис. На смену ей должна прийти новая идеационная культура.

М. Каган: культура как саморазвивающаяся система

Движущие силы изменения культуры лежат в ней самой.

Приложение

Антропосоциокультурогенез

Аттрактор, определивший направленность этого процесса, — облавная охота на крупного зверя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.146 (0.559 с.)