Глава 1. Что такое культура? 17 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Что такое культура? 17



Отмеченные особенности человеческой деятельности позволяют понять возникновение и развитие культуры. В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целейв средства. Чем более эффективны средства деятельности, тем легче достигается цель. Поэтому рано или поздно во всякой сфере деятельности создание и совершенствование ее средств (т. е. промежуточная цель) становятся особой самостоятельной целью и обособляются в отдельную область деятельности. То, что было лишь промежуточной целью, превращается в конечную цель, а то, что прежде было конечной целью, начинает рассматриваться как промежуточная цель на пути к новой конечной цели.

Весь свойственный человеку образ жизни — результат «оборачивания» средств в цели. Сама человеческая деятельность зарождается в процессе антропогенеза сначала как средство выживания. Но затем она постепенно превращается в цель, ради которой человек живет. Человек когда-то научился действовать, чтобы жить, теперь он живет, чтобы действовать. Духовная деятельность изначально возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождающую такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.

Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, «сверхприродную» среду обитания. Нас с детства и до старости окружает со всех сторон эта «сверхприродная» культурная среда. Следы человеческого воздействия несет в себе даже то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим. Человечество живет как бы на грани двух миров — существующего независимо от него мира природы и созданного им мира материальной культуры, причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Артефактами — феноменами культуры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле и своей душе, в собственном физическом и духовном облике.

Часть I. Морфология культуры

Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов — это ее первая важнейшая характеристика (особенно если речь идет о материальной культуре — «второй природе», которую создает человек собственными руками вокруг себя). Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.

Культура как мир смыслов

Смыслы

Человек — порождение природы, и все, что он творит, возникает не вопреки объективным законам природы, а в соответствии с ними. В чем же тогда разница между предметами культуры и вещами природы? Видимо, только в том, что человек вносит в свои творения что-то специфически человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и превращает продукты его деятельности в предметы культуры.

Явления природы, рассматриваемые в их независимом от человека бытии, обладают объективно свойственными им характеристиками — объективной определенностью. Артефакты — предметы культуры — обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек вносит в них свою «человечность», т. е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека.

Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи — колебаниям воздуха — смыслы, которыми они сами по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.008 с.)