Глава 1. Что такое культура. . 15 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Что такое культура. . 15



А. С. Кармин, Е.С. Новикова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

 

ББК 65.3(0)-7я7 УДК 130.2(075) К24

К24

Кармин А. С, Новикова Е. С.

Культурология. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил.

ISBN 5-94723-733-4

Данная книга представляет собой учебник, освещающий все вопросы вузовской программы курса культурологии. Авторы в систематизированном виде излагают содержание современных научных представлений о культуре. Теоретические проблемы культурологии раскрываются с привлечением конкретного фактического материала. Учебник предназначен для студентов и школьников-старшеклассников. Популярность и лаконичность делает его доступным для широкого круга читателей.

ББК 65.3(0)-7я7 УДК 130.2(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-733-4

©ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

 


Электронное оглавление

Электронное оглавление. 3

Оглавление. 12

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 14

Часть I. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ... 15

Глава 7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.. 76

§ 1. О смысле понятия «духовная культура». 76

Рис. 7.1. Основные формы духовной культуры как пласты духовного пространства. 76

§2. Мифология. 77

2.1. Сущность мифа. 77

2.2. Древняя мифология. 77

2.3. Характерные черты мифа. 78

2.4. Логика мифологического мышления. 78

2.5. Социокультурные функции мифа. 79

1. Функция стереотипизации. 80

2.6. Современная мифология. 80

«Старые» мифы.. 81

«Новые» мифы.. 81

Мифологемы.. 81

Идеологические мифы.. 81

§3. Религия. 81

3.1. Основные элементы религии. 82

1. Вера в Бога (или богов). 82

2. Эмоциональное отношение к Богу. 82

3. Вероучение. 82

4. Религиозный культ. 82

5. Организация верующих. 82

3.2. Функции религии. 83

3. «Мирская» функция. 83

3.3. Буддизм. 84

Учение Будды.. 84

1. «Святая истина о страданиях»: 84

2. «Святая истина об источнике страданий». 84

3. «Святая истина о прекращении страданий»: 84

4. «Святая истина о пути к прекращению страданий»: 84

Распространение буддизма. 85

3.4. Христианство. 86

Сущность христианского вероучения. 86

Три ветви христианства. 86

Таблица 7.1. Три ветви христианства. 87

Философия, наука и искусство в мире христианской культуры.. 88

Христианство и современная западная цивилизация. 88

3.5. Мусульманство. 88

Основы мусульманского вероучения. 88

1. Шахада. 89

2. Салат, или намаз (по-персидски), 89

3. Саум —... 89

4. Закят —... 89

5. Хаджж —... 89

Философия, наука и искусство в исламском мире. 89

Социально-политическая практика ислама. 90

§4. Искусство. 91

4.1. Искусство как фактор антропогенеза. 91

4.2. Функции искусства. 91

Рекреативная функция. 92

Воспитательная функция. 92

Идеологическая функция. 92

Познавательная функция. 92

Эмотивная функция. 92

4.3. Волшебная сила искусства: художественный образ. 93

Эмоциональность. 93

Символичность. 94

4.4. Восприятие художественного произведения. 96

Уровень первый — установочный. 96

Уровень второй — ориентировочный. 96

Уровень третий — созерцательно-эмоциональный. 96

Уровень четвертый — интеллектуально-эмоциональный. 97

Уровень пятый — аналитический. 97

4.5. Искусство— зеркало культуры.. 97

4.6. Художественные стили. 97

Глава 10. КУЛЬТУРНЫЕ СЦЕНАРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 132

§1. Многообразие культурных сценариев. 132

§2. Культура труда. 133

2.1. Историческое развитие культуры труда. 133

2.2. Культура умственного труда. 134

2.3. Управленческий труд. 134

Рис. 10.1. Стили руководства и их соотношение. 135

§3. Культура учебы.. 135

3.1. Обыденно-практическое обучение. 135

3.2. Демонстративное обучение. 135

3.3. Развивающее обучение. 136

3.4. Креативное обучение. 136

3.5. Проблемы современной системы образования. 137

§4. Культура игры.. 138

4.1. Что такое игра?. 138

4.2. Влияние игры на развитие культуры.. 139

4.3. Игровые сценарии в культуре. 140

§5. Культура досуга. 141

5.1. Соотношение работы и досуга. 141

5.2. Досуг как условие развития культуры.. 141

5.3. Сценарии досуга. 142

§6. Культура общения. 143

6.1. Индивидуальные и культурные сценарии общения. 143

6.2. Два аспекта культуры общения. 144

6.3. Виды общения. 144

Рис. 10.2. Виды общения. 144

Анонимное общение. 144

, Функциональное общение. 144

Приятельское общение. 145

Интимное общение. 145

6.4. Дружба. 145

6.5. Любовь. 146

Часть III. ДИНАМИКА КУАЬТУРЫ... 147

Приложение. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ КУРСА КУЛЬТУРОЛОГИИ.. 191

Именной указатель. 214

 


 

Оглавление

Предисловие................................................8

Оглавление

Глава 4. Социокультурные миры.................................86

§ 1. Типы социокультурных миров...............................86

§ 2. Исторические типы культуры...............................87

§ 3. Региональные культуры....................................116

§ 4. Цивилизации............................................ 22

Часть II. Анатомия культуры

Глава 5. Пространство культуры...............................130

§ 1. Трехмерная модель культуры..............................130

§ 2. Культурные формы......................................131

§ 3. Структура культурного пространства.........................132

Глава 6. Осевые культурные формы............................140

§ 1. Когнитивные парадигмы...................................140

§ 2. Ценностные парадигмы...................................143

§ 3. Регулятивные парадигмы..................................148

Глава 7. Духовная культура.................................. 153

§ 1. О смысле понятия «духовная культура».....................153

§ 2. Мифология.............................................155

§ 3. Религия.................................................165

§ 4. Искусство..............................................186

Глава 8. Социальная культура..................................203

§ 1. Особенности социальной культуры..........................203

§ 2. Нравственная культура....................................205

§ 3. Правовая культура.......................................218

§ 4. Политическая культура....................................230

Глава 9. Технологическая культура.............................240

§ 1. Сущность и содержание технологической культуры.....240

§ 2. Техника...............................................246

Оглавление 5

§ 3. Наука.................................................. 259

§ 4. Инженерия..............................................272

Глава 10. Культурные сценарии деятельности.....................282

§ 1. Многообразие культурных сценариев........................282

§ 2. Культура труда...........................................283

§ 3. Культура учебы.......................................288

§ 4. Культура игры..........................................294

§ 5. Культура досуга....................................... 302

§ 6. Культура общения.......................................308

Оглавление

§ 4. Ритмика культурных процессов.............................352

§ 5. Постепенность и взрывы.................................355

§ 6. Синергетическая трактовка культурной динамики..............356

§ 7. Динамика идеалов........................................358

§ 8. Структурные сдвиги в культурном пространстве...............361

§ 9. Взаимодействие культур...................................364

Глава 14. Теории культурно-исторического процесса.............. 367

§ 1. Идея общественного прогресса........................... 367

§ 2. Западноевропейская философия XIX века: поиски общих законов истории...369

§ 3. Н.Данилевский: Россия и Европа........................... 372

§ 4. О.Шпенглер: закат Европы.................................376

§ 5. А. Тойнби: постижение истории............................ 382

§ 6. П.Сорокин: социальная и культурная динамика................390

§ 7. М. Каган: культура как саморазвивающаяся система............403

§ 8. От разобщенности — к культурному единству человечества......413

Приложение. Опорный конспект курса культурологии............. 418

Часть I. Морфология культуры.................................418

Глава 1. Что такое культура?.................................418

Глава 2. Семиотика культуры.................................420

Глава 3. Культуры и народы..................................422

Глава 4. Социокультурные миры..............................424

Часть II. Анатомия культуры...................................429

Глава 5. Пространство культуры..............................429

Глава 6. Осевые культурные формы...........................430

Глава 7. Духовная культура.................................431

Глава 8. Социальная культура................................437

Глава 9. Технологическая культура...........................442

Глава 10. Культурные сценарии деятельности...................446

Оглавление 7

Часть III. Динамика культуры..................................499

Глава 11. Общество и культура...............................449

Глава 12. Творчество — движущая сила культуры................451

Глава 13. Механизмы культурной динамики.....................451

Глава 14. Теории культурно-исторического процесса.............454

Именной указатель..........................................460


ПРЕДИСЛОВИЕ

Культурология — теория культуры — комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

За свою недолгую историю культурология де выработала еще единой теоретической схемы, позволяющей в достаточно строгой логической форме упорядочить ее содержание. Структура культурологии, ее методы, ее отношение к тем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которых ведется борьба между различными точками зрения. Подобная ситуация в гуманитарных науках — далеко не редкость, да и сам предмет культурологии — культура — феномен слишком многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, цельного и общепризнанного его описания (философия не достигла этого идеала и за три тысячелетия!).

Тем не менее к настоящему времени вырисовывается некоторый комплекс центральных проблем культурологии как науки и как учебной дисциплины, а также несколько основных теоретических подходов к постановке и исследованию этих проблем. В основу настоящей книги полажен один из наиболее перспективных подходов, разрабатываемых в современной культурологии, — информационно-семиотическая концепция культуры1.

1 Подробное изложение учебного курса на основе этой концепции см. в книге: Кармин А. С. Культурология. — 2-е изд. — СПб.: Лань, 2003.

Предисловие 9

Первая часть книги — «Морфология культуры» — представляет собой очерк культуры как общественного явления. Раскрывается ее сущность и основные функции, описываются разнообразные исторические типы культур, их соотношение и особенности. В свете информационно-семиотической концепции культурные феномены предстают как «тексты», несущие социальную (внегенетическую) информацию, поэтому особое место отведено рассмотрению знаковых систем культуры. Вторая часть — «Анатомия культуры» — посвящена изучению ее различных форм. Здесь строится теоретическая модель культурного пространства, на основе которой рассматриваются отдельные структурные компоненты культуры. Третья часть — «Динамика культуры» — содержит анализ проблем культурно-исторического процесса. В ней излагается синергетический' подход к развитию культуры, раскрываются отношения культуры и общества, закономерности и механизмы культурной динамики, характеризуются и анализируются различные теории культурно-исторического процесса.

Преподаватели, а также все, кто заинтересован в более глубоком изучении культуры, могут для получения дополнительных сведений по курсу обратиться к книге А. С. Кармина «Культурология». Вместе с тем для облегчения работы студентов над курсом в приложении к данному учебнику приводится краткий «Опорный конспект», в котором содержится описание «каркаса» концепции, основных понятий и положений курса.

Конечно, из-за сжатого объема учебного пособия пришлось многие интереснейшие вопросы культурологии оставить в стороне или осветить лишь в очень краткой форме. Но культура необъятна, и все, что можно о ней сказать, нельзя уместить ни в книге, ни в целой библиотеке. Главная цель книги — сформировать у читателя общую картину культуры, раскрыть в общих чертах ее сущность, содержание, структуру, динамику развития. Более глубокое изучение культуры — дело самообразования, без которого вряд ли возможно достичь высокого уровня культуры.

* * *

Авторы выражают благодарность проф. М. В. Иванову, материалы которого были использованы при характеристике художественных стилей, а также Е. В. Бранской и М. А. Мельник, оказавшим помощь в подготовке этой книги.

 


 

У истоков культурологии

Культурология — сравнительно молодая наука, сформировавшаяся в' особую научную дисциплину лишь в ХХ веке. Но культура как предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков начиная с XVII века. Само же слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина во второй половине XVIII века — «века Просвещения».

Одной из важнейших Тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была «сущность», или «природа», человека. Выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии поднимали вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей обусловлено «человеческой природой» и что эту «человеческую природу» формирует. Осмысление специфики образа жизни человека породило потребность в специальном понятии, отражавшем такие особенности человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения этого нового понятия (слово это, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura — природа). Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала был средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке»в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Однако эта идея допускала неоднозначное толкование.

С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII - начале XIX века его часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность».

А с другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. А когда речь идет о реально существующей культуре определенного народа и определенной эпохи, то обнаруживается,, что в ней далеко не все возвышает человека и способствует его духовному совершенствованию. Любая реальная культура несет в себе

14 Часть I. Морфология культуры

как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступления, войны).

Необходимость разрешить это противоречие стимулировала последующую эволюцию представлений о содержании понятия «культура». В ходе этой эволюции определились два подхода: аксиологический, опирающийся на первый из отмеченных аспектов идеи культуры, и антропологический, рассматривающий культуру во втором аспекте.

Культура как мир артефактов

Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре является тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Деятельность — это способ существования человека. Специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры, связана прежде всего с особенностями его деятельности.

Не все действия людей являются собственно человеческой, разумной деятельностью. Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются

Культура как мир смыслов

Смыслы

Человек — порождение природы, и все, что он творит, возникает не вопреки объективным законам природы, а в соответствии с ними. В чем же тогда разница между предметами культуры и вещами природы? Видимо, только в том, что человек вносит в свои творения что-то специфически человеческое, принципиально не могущее возникнуть без него. Эта-то «человечность» и превращает продукты его деятельности в предметы культуры.

Явления природы, рассматриваемые в их независимом от человека бытии, обладают объективно свойственными им характеристиками — объективной определенностью. Артефакты — предметы культуры — обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется у них потому, что человек вносит в них свою «человечность», т. е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека.

Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи — колебаниям воздуха — смыслы, которыми они сами по

Рис. 1.1. Мир культуры с информаиионно-семиотической точки зрения

1 Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2001. - С. 395.

Функции культуры

Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Социальные функции культуры — это функции, которые культура в целом выполняет по отношению к обществу. Можно по-разному выделять и описывать социальные функции культуры. Одна из них — информационная функция — уже была охарактеризована выше и положена в основу определения культуры. Рассмотрим теперь другие важные ее функции.

Адаптивная функция

Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Слово «адаптация» (от лат. adaptatio)означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ в процессе биологической эволюции адаптируется к среде своего обитания. Благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору формируются и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающие выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его «экологической нише»). Однако адаптация человека проходит иначе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с заданными условиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. Он является «биологически недостаточным» животным, которое не в состоянии вести естественный образ жизни и вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. На протяжении всей истории человечества людям постоянно приходится от чего-то защищаться: от холода и жары, от дождя и снега, от ветра и пыли, от множества опасных вра-

Глава 2. СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ

Глава 3. КУЛЬТУРЫ И НАРОДЫ

Национальные культуры

Народ, этнос, нация

Слово «народ» часто используют как общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако попытки решить в общем виде вопрос, чем определятся принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются на немалые трудности.

Что объединяет людей в народ?

В качестве условий, объединяющих людей в народ как целостную социальную общность, чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако каждый из этих факторов сам по себе еще не является необходимым и достаточным.

Единство происхождения? Но как нет человека, у которого был только отец или только мать, так нет и народа, у которого был бы только один народ-прародитель. Так, русский (великорусский) народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Да и после возникновения любой народ постоянно пополняется людьми иностранного происхождения (Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Брюсов, Кваренги, Брюлловы, семья Бенуа — все они потомки иноземцев).

Единство места проживания? Хотя всякий народ возникает на определенной территории, в дальнейшем его представители могут Менять место своего обитания. В истории происходили переселения народов, есть народы, не имеющие своей постоянной террито-

Типы социокультурных миров

Социокультурным миром мы называем общество со свойственным ему особым, уникальным и неповторимым типом культуры. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта или мир инков), но могут охватывать и разные народы и страны (например, мир европейского Средневековья, мир арабской культуры).

Социокультурные миры относительно обособлены от внешнего окружения. Влияние иных культур не сказывается существенным образом ни на содержании их жизни, ни на их исторической эволюции (если только она не прерывается насильственно завоевателями). Каждый социокультурный мир — это своего рода отдельный остров архипелага человеческой культуры, существующий относительно независимо от других ее островов. Все острова этого архипелага объединяет общая природа человечества. Возможно, в будущем они сольются в одно целое, но до сих пор человеческая культура развивалась и продолжает развиваться в условиях сосуществования различных социокультурных миров.

Не ставя задачей дать развернутую типологию социокультурных миров, можно выделить три их типа (которые не являются взаимоисключающими).

Исторические типы культуры — сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (например, античный мир).

Региональные культуры — надэтнические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки).

Плюрализм и унификация.

3. Плюрализм и унификация. Современная культура плюралистична: никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т. д., как сейчас. По одному и тому же вопросу существует множество различных точек зрения. Плюрализм проявляется внутри каждой системы: существует множественность религий, философских концепций, математических и естественно-научных теорий, художественных стилей, медицинских учений, теорий личности. Культура в целом «избыточна»», что является результатом и вместе с тем источником ее творческого развития.

Но механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении, тиражируя и распространяя одни и те же материальные и духовные ценности. Она стандартизирует все — от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов. Вездесущие СМИ (средства массовой информации) внушают индивидам, принадле-

Таблица 4.1. Типы европейской культуры и главные формы духовной жизни общества

Первобытная культура синкретизм —> мифология
Античная культура мифология —> религия, искусство, философия
Средневековая культура религия
Культура Возрождения искусство
Культура Нового времени философия
Современная западная культура наука

Региональные культуры

Как указывалось выше (§ 1), характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареале. Как правило, они представляют собою конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющими регион. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами этих народов, обитающих рядом друг с другом. В ходе истории состав народов, населяющих регион, может меняться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же географические, климатические и другие особенности жизни людей в данном регионе, постольку пришельцы так или иначе воспринимают формы жизни и обычаи местного населения, и в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Например, в Индии культуры народов, поселявшихся на индийской земле, впитывали в себя древние традиции, составляющие и поныне специфический колорит жизни этой страны. Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она либо сливается с последней (как негритянская культура в Северной Америке), либо вытесняет оттуда местную культуру (как произошло с культурой американских или австралийских аборигенов при захвате их земель европейцами). Таким образом, ареал региональной культуры может расширяться или сужаться.

Запад и Восток

Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различие между Востоком и Западом интересует культурологию не в географическом отношении, а как различие между двумя типами культур.

О чертах, отличающих культуры Запада и Востока друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, восточная культура неоднородна гораздо в большей степени, чем западная, в ней сосуществуют разные религии, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством. Поэтому академик В. М. Алексеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вертикальной».

В течение долгого времени проблема «Восток—Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что Восток просто отстал в своем культурном развитии от Запада. В настоящее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а Две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному.

Сравнению культур Запада и Востока посвящена обширная литература1. Ради краткости и обозримости сведем основные культурные различия между Западом и Востоком, отмечаемые многими исследователями, в таблицу (табл. 4.2).

1 См., напр.: Конрад Н. И. Запад и Восток. — М, 1972; Каган М. С, Хилтунина Е. Г. Проблема «Запад— Восток» в культурологии. Взаимодействие художественных культур. — М., 1994; Кульпин Э. С. Бифуркация Запад—Восток. — М, 1996.

Таблица 4.2. Культурные различия между Запалом и Востоком

  Запад Восток
Особенности образа жизни Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы
Философия Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное — владение даром слова Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером
Наука Развитие науки, как практической, так и теоретической Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина и пр.)
Искусство Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения — индивидуализм, ценность авторского стиля Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается
Этика Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов
Политическая жизнь Динамизм Инерционность

Причины, обусловившие особенности восточной и западной культуры и Востока, связаны главным образом с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах (табл. 4.3).

Север и Юг

Наряду с проблемой «Восток—Запад» в последнее время все большую важность приобретает проблема «Север—Юг». Под «Югом» здесь понимается социокультурный мир народов субтропического пояса — африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же севернее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пересекается с миром Востока и противопоставляется главным образом миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».

Цивилизации

Часть II. АНАТОМИЯ КУЛЬТУРЫ

Трехмерная модель культуры

Под пространством культуры, или культурным пространством, понимается, конечно, не обычное физическое пространство, которое измеряется кубометрами, аршинами, световыми годами. Культурное пространство — это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.

Подобно физическому пространству Вселенной, в котором существует множество разнообразных объектов, в том числе и целых космических миров, культурное пространство также является вместилищем множества объектов. К ним относятся и отдельные феномены культуры, и их различные комплексы и группировки, и, наконец, целые культурные миры — национальные культуры, наднациональные культурные общности, цивилизации.

По аналогии с физическим пространством в пространстве культуры тоже можно выделить три измерения. Этими измерениями служат три основных типа смыслов, содержащихся в социальной информации: 1) знания, 2) ценности, 3) регулятивы (гл. 1, § 2.2). Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»: 1) «когнитивная», 2) «ценностная», 3) «регулятивная».

Расположенные в этом трехмерном пространстве культурные феномены группируются в комплексы и системы — подобно тому как звезды образуют на небе созвездия и галактики. Будем называть различные конфигурации феноменов культуры культурными формами человеческой жизнедеятельности (или формами культуры). Их можно рассматривать как своего рода пространственные «фигуры» или «тела» (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Формы культуры

Культурные формы

Понятие культурной формы используется в культурологической литературе неоднозначно. С информационно-семиотической точки зрения формы культуры — это формы человеческой деятельности, в которых существует, сохраняется и развивается информационно-знаковое содержание общественной жизни. Культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Рассматривая культурное пространство в масштабах всего человечества, можно выделить в нем относительно автономные области — национальные культуры, региональные культуры, цивилизации. Это наиболее крупные типы культурных форм. Внутри них исторически образуются разнообразные культурные формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» их пространства. В составе национальной культуры, например, сохраняется «подобласть» этнической культуры (гл. 3, § 1.2). На современном этапе в каждой достаточно развитой культуре вычленяются как ее особые формы массовая и элитарная культура.

У разных народов и в разные исторические периоды их существования складываются различные культурные формы, в которых люди находят средства для удовлетворения своих потребностей. К таким формам относятся религиозные представления и обряды, философия, искусство в целом и его отдельные виды и жанры, спортивные игры и т. д. Некоторые из этих форм культуры имеют замкну-

Часть II. Анатомия культуры

Часть II. Анатомия культуры

Часто человек и не старается отчетливо осознать, прояснить и детализировать свои долгосрочные сценарии, полагая, что жизнь будет вносить в них свои коррективы. Однако все равно эти сценарии в каком-то виде у него имеются.

Можно различать в таких сценариях два слоя или уровня. На первом уровне сценарий выступает в виде сюжета, который задается реальными условиями жизни человека и тем, какие знания, нормы, ценности и идеалы может он почерпнуть из окружающего культурного пространства. Это — культурный сценарий. Он выступает как социокультурно обусловленный сценарный план, как основная сюжетная линия жизненного действия. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и принципы построения. Но в рамках общего культурного сценария может существовать целый веер разнообразных вариантов, различных поворотов и нюансов основного сюжета. Каждый человек выбирает какие-то из них в зависимости от конкретных обстоятельств своей жизни и своих личных особенностей. Эта конкретизация главной сюжетной линии образует второй сценарный слой — индивидуальный сценарий деятельности, в котором основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.

Культурные сценарии — это обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами каналы или пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей. Их можно схематически представить в виде траекторий, проходящих через какие-то «ниши» культурного пространства (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Культурные сценарии

X — «когнитивная» ось Y — «ценностная» ось Z— «регулятивная» ось

139 Глава 5. Пространство культуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.082 с.)