Глава 13. Механизмы культурной динамики традиционная и инновационная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Механизмы культурной динамики традиционная и инновационная культура



♦ Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным.

♦ Инновационная: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.

Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура

♦ Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших.

♦ Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.

Приложение

♦ Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Темпоральное (зависящее от времени) расслоение культуры

Живая и архивная культура

♦ Живая: информация, которая циркулирует по каналам социальной коммуникации в данный период времени и активно используется обществом.

♦ Архивная: социальная информация, выключенная из повседневной общественной жизни, но существующая рядом с живой культурой.

Три темпоральных слоя живой культуры

♦ «Коренные» культурные формы, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей в данных исторических условиях.

♦ Реликтовые культурные формы — «осколки прошлого».

♦ Проектные культурные формы — зародыши культуры будущего. Преходящая и непреходящая культура

♦ Преходящая: явления, которые живут в культуре сравнительно недолго и исчезают, не оставляя сколько-нибудь заметного следа в последующем ее развитии (например, капризы моды; шлягеры). Культурная жизнь на этом уровне поддерживается быстрой сменой новаций.

♦ Непреходящая: достижения культуры, не теряющие своей ценности со временем, образцы и средства для создания новых культурных ценностей. Произведения обладают принципиальной новизной и большой социальной значимостью. Новации редки, но живут долго.

Ритмика культурных процессов

Наряду с постоянными историческими тенденциями (например, рост знаний) есть временные колебания социальных параметров, их циклические подъемы и спады. Циклический характер культурной динамики: волнам Кондратьева в экономике сопутствуют волны Маслова (колебания «аналитичности» и «синтетичности» в культуре).

Постепенность и взрывы

Постепенное развитие:

ориентация на образцы, заданные ранее;

♦ новые продукты создаются в соответствии с эталонами;

♦ направление культурного процесса ясно очерчено, ход его предсказуем. Взрывное изменение:

внесение новаций, отходящих от известных образцов;

♦ ломка старых эталонов, новые встречают неприятие;

♦ направление культурного процесса не определено, ход его непредсказуем;

♦ появление творческой фигуры — создателя «суперновации» (принципиально нового эталона);

Приложение 453

♦ открытие новых способов смыслообразования, преобразующих облик культуры.

Синергетическая трактовка культурной динамики Волны — чередование периодов господства гармонии и хаоса:

♦ плавные подъемы и спады волн — эволюционный тип развития культурной системы;

♦ верхние и нижние «точки перегиба» — моменты неустойчивости и взрыва. Чередование периодов господства порядка и хаоса:

рост упорядоченности системы — достижение предела устойчивости— уменьшение адаптации системы к внешней среде — разрушение организации системы, неустойчивость, рост хаоса — гибель нежизнеспособных элементов системы, реорганизация ее и новое соотношение порядка и хаоса.

Аттрактор — предельное состояние, к которому стремится система. При движении к аттрактору направление эволюции определено, ход изменения предсказуем.

Точка бифуркации — неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям.

Вблизи предельных состояний состояние системы неустойчиво, возникает веер возможностей; выбор бифуркационной ветви непредсказуем.

Динамика идеалов

Аттракторы и идеалы

Выбор бифуркационной ветви в обществе зависит от субъективного фактора, которого нет в природе — воли, сознания, разума людей.

Идеалыобразы аттрактора.

Вблизи точек бифуркации творческие личности улавливают дальнейшие возможности развития системы — пути к идеалам. Социально значимые идеалы соответствуют назревшим общественным потребностям и представляют собою более или менее адекватные образы аттракторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.005 с.)