Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы общественного развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В философии существуют многофакторные модели общественного развития и однофакторные. Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому, кардинальное изменение. В социальной философии рассматривают социальную, политическую, научную, технологическую революции. Под социальной понимают – изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы правления, под научной – переворот в научном знании, под технологической понимают качественное изменение в развитии производительных сил. Рассмотрим модели общественно – исторического прогресса. 1. До возникновения философских моделей предлагались религиозные модели. Вся мировая история делилась на три этапа: 1) языческий (все народы поклоняются множеству богов); 2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие); 3) новозаветный (связан с появлением христианства). В качестве критерия развития выбирались различные стороны жизни общества. Например, У Гегеля история развития – это путь к политической свободе. Маркс выделил материальную сторону жизни – достижение экономической свободы. ВXX в. приобрела известность концепция К. Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития – V в. до н.э. Три великих современника - Будда, Сократ, Конфуций. С ними связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. Вся история существовала до оси и после. В современной философии, придерживаются прогрессивного варианта: формационная теория и теория стадий роста. Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Создателем этой модели был К. Маркс. Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственные отношения (отношения по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независимым от человека. Немарксистские теории исторического развития – теория стадий роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и др. Теория стадий роста Уолта Уитмена Ростоу возникла под влиянием формационной теории. Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. Стадиальная теория выделяет в истории этапы или стадии: 1) доиндустриальное общество; 2) индустриальное общество (возникновение машинного производства); 3) постиндустриальное общество (дальнейшее развитие науки и техники); 4) информационное общество (коммуникационное развитие) Критерием прогресса является развитие науки и техники. Цивилизационный подход (русский философ Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) Идея цивилизации как доминанта выдвинута Данилевским (1822 – 1885) в работе «Россия и Европа». Он отрицал общие закономерности развития общества – развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально - историческими организмами на основе общности культуры. Цивилизационный подход исходит из трех принципов: 1. В целом прогресса не существует. Общество как живой организм проходит этапы рождения, расцвета и гибели. 2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой, а с религией. Именно она определяет развитие общества. 3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество самоценно. Натурализм (или географическое направление) - развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством минеральных ресурсов и т.д.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников) природная среда определяет характер людей, диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности. К натуралистическому направлению в философии относятся и геополитические взгляды, согласно которым, политика государства ставится в зависимость от его "жизненного пространства" — территории, местоположения и др. Позитивизм представлен основателем этого направления Огюстом Контом (1798 – 1857) – фр. мыслитель, первый ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной философии» (1842) термин – социология, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества. Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогиис научным знанием. Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающей собственной структурой организм, каждый элемент которого должен быть полезен для общества. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Познавательная деятельность людей, их общественное сознание и человеческая история прошли через три стадии развития - теологическую, метафизическую и позитивную. В настоящее время приобретает популярность плюралистическая факторная модель (М. Вебер), которая рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |