Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция отношения общества к лицам с особенностями психофизического развитияОтношение к лицам с особенностями психофизического развития в ходе исторической эволюции человеческого общества было неоднозначно. В зависимости от экономического развития общества, уровня развития его производительных сил, состояния образования, культуры, науки и здравоохранения, общественного сознания по-разному строилось взаимодействие окружающих с теми, кто имел нарушения в развитии и поведении. Человечество прошло сложный многовековой путь от нетерпимости к проявлению нарушения, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физический или психический недостаток. В исследовании Н.Н. Малофеева проведена периодизация эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Во временном отрезке от античных времен до наших дней - «путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии» - автор выделяет пять периодов эволюции, «условными рубежами» которых являются значимые исторические события, изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. В рамках периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии определены этапы становления национальных систем специального образования и проведено соотношение этих позиций. Автор отмечает, что для России, как и для стран Западной Европы, сохраняются все периоды эволюции, однако, этапы становления и развития национальной системы специального образования в хронологическом отношении значительно запаздывают. Первый период -«от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX-VIII вв. до н.э. - XII в., Россия: 996-1706 гг.). На ранних этапах развития общества, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к людям с психофизическими нарушениями было нетерпимым. Детей, рожденных с выраженными нарушениями, не считали полноценными гражданами и приравнивали к рабам или животным. В эпоху античности is ряде государств (Спарта, Древний Рим) любые отклонения в физическом развитии, уродство и иные нарушения у детей считались нежелательными. Детей с такими недостатками умерщвляли, руководствуясь правилом об отделении негодного от здорового. Существенное изменение взглядов на людей с отклонениями в развитии в странах Западной Европы связано с распространением христианской религии. Однако еще в период раннего и позднего средневековья (V-XV вв.) уничтожалось все, что не соответствовало канонам католической церкви. Инквизиция расправлялась с душевнобольными людьми, считая и их, и слабоумных людей «детьми дьявола». Их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах. Первым прецедентом государственной заботы об инвалидах является открытие в Баварии (1198) приюта для слепых. Во Франции было открыто «убежище» для слепых (1260). Эпоха Возрождения (XV - XVII вв.) в Западной Европе ознаменовалась гуманистическими идеями возвеличивания человеческого разума, сострадания и милосердия к человеческим недостаткам, к психическим и физическим нарушениям. Врачи посещали монастыри и тюрьмы, вели наблюдение за душевнобольными, пытаясь осмыслить и оценить это психическое состояние человека. Так, в начале XVII в. профессор медицины Феликс Платтср (1537-1614) в г. Базеле впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основу которой положил характеристику различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния. Чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. «Можно ли приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве что нечеловека» (Я.А. Коменский). В XV-XVI вв. предпринимались попытки индивидуального обучения детей представителей знати, имеющих нарушения слуха и зрения (Испания, 1578 г.; Англия, 1648 г. - опыт индивидуального обучения глухих детей, в 1670 г. во Франции - слепых). Этот опыт не может считаться началом построения системы специального образования для некоторых категорий детей с особенностями психофизического развития, однако, практика показала возможность и необходимость организации специальной педагогической помощи таким детям. Второй период - «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них» (начало XII - конец XVIII в.; Россия: 1706-1806 гг.). Началом этого периода Н.Н. Малофеев называет переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями (открытие в Париже специальных школ для глухонемых в 1770 г. и для слепых в 1784 г.). В 1793 г. французским Конвентом была принята «Декларация прав человека», которая определяла более демократический взгляд па гражданские права лиц с психическими и физическими нарушениями. В этот период были организованы и проведены различные медицинские исследования. Медико-клинические характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлены исследованиями врачей-психиатров: Филипп Пииель (1745-1826) выделил две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную; Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввел термин «умственная отсталость» и обозначил три ее степени: дебплыюсть, имбсцильность, идиотия. Педагогический подход в помощи, обучении и воспитании детей С отклонениями в развитии формируется в конце XVJ11 - начале XIX в. Сторонниками его реализации выступают как педагоги, так И врачи, общественные деятели. 11ервые попытки обучения детей с легкими нарушениями в сне-ЦНПЛЫ1ЫХ учебных заведениях принадлежали швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), который в 1774 г. II поместье Нейгоф организовал приют для детей «Учреждение для Йодных». Им были обоснованы такие принципы работы с «тупоумными»: • посильность в обучении; • использование дидактических материалов; • сочетание умственного и физического труда; • соединение обучения с производительным трудом. мальчика (анейромскмм дикарь по имени Виктор) воспитать человека. И тару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил пуп» ра.чинтия детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью развитие органов чувств и моторики с помощью тренировочных упражнений. И 18(М г. но Франции был принят «Кодекс Наполеона», в котором нашли отражение положения римского права, касавшиеся прав глухонемых, слепых и других категорий лиц с нарушениями физического и (или) психического развития. Но пторой половине XIX и начале XX в. в связи с потребностью производства в рабочих более высокой квалификации и расширением сети школьного образования все острее встала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии. Отчисленные из школы учащиеся оказывались на улице и пополняли ряды асоциальных элементов. Поэтому обучение слабоумных детей стало рассматриваться как социальная проблема. С этого времени Н.Н. Малофеев предлагает вести отсчет нового периода. Третий период - «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец XVIII - начало XX в.; Россия: 1806-1927 гг.). Начало этого периода исследователь связывает со временем принятия в западноевропейских странах законов об обязательном всеобщем начальном образовании и созданных на их основе законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В это время завоевывает признание гуманистическая концепция, в соответствии с которой дети, получившие специальное образование, перестанут быть обузой для общества и станут его полезными членами. Очевидной становится такая социальная позиция, при которой лица с психическими и физическими нарушениями получают право на специальную педагогическую помощь. В этот период активно ведутся научные исследования. Немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием «задержка психического развития», ввел термин «олигофрения» (греч. «малоумие») для обозначения группы врожденных болезненных состояний. Представителями психолого-педагогического направления в работе с детьми с особенностями психофизического развития в первой четверти XX в. являются французы - педагог Жан Филипп и врач Поль Гонкур. Они пришли к выводу, что критерием нарушения раз- вития является неспособность детей обучаться обычным образом в обычных педагогических условиях. Известный итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) создала ортофеническую школу для детей с нарушениями в развитии, где применила систему сенсомоторного воспитания как основу лечебной педагогики. К началу XX в. сформировалось психометрическое направление (система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью метода тестов) в изучении интеллектуальной недостаточности. Психолог Альфред Бине и врач-психиатр Томас Симон разработали тестовый метод (Франция, 1905-1907), в основу которого положили состояние коммуникативной функции речи. Они пытались соотнести умственное развитие ребенка с ОПФР с уровнем развития нормально развивающегося ребенка, но более младшего возраста. Соотношение выражалось определенным числом (коэффициентом). Если шестилетний ребенок справился с заданием, рассчитанным па нормально развивающегося ребенка пяти лет, то коэффициент данного ребенка равен 0,83 (т.е. 5:6 = 0,83). Был также определен диапазон «нормы» и отклонений от нее (1,0—0,8). Социальные, экономические процессы, а также проведенные исследования способствовали развитию сети специальных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и появлению законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В 1892 г. в Англии были открыты первые специальные школы для умственно отсталых детей. А в 1899 г. был принят.чакон об обучении умственно отсталых детей, который предусматривал следующий регламент: • обучение умственно отсталых до 16 лет; • осуществление отбора детей через школьную комиссию; • дополнительное обследование ребенка по требованию родите • штрафование родителей, отказывающихся от процедуры об • периодическое обследование ребенка (в том числе и по требо- В 1903 г. в Англии была создана Национальная ассоциация в помощь детям с нарушениями в развитии, которая существует и в настоящее время. Именно третий период эволюции соотносится с первым этапом становления национальных систем специального образования -этапом зарождения, развертывания и оформления параллельных систем специального образования. Четвертый период - «от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX в. - 70-е гг. XX в.; Россия: 1927-1991 гг.). ,')тот период эволюции связан с этапом (вторым) совершен-стнопапим и дифференциации структур национальных систем специального образования как «горизонтально», так и «вертикально». I I.II. Малофеев называет такие отличительные черты лого времени: • развитие законодательной базы специального образования; • структурное совершенствование национальных систем специ • расширение охвата специальным обучением нуждающихся • смена старой парадигмы «полноценное большинство - непол • формирование новой культурной нормы - уважение к разли • признание специальных школ и интернатов сегрегационными Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН. В 50-е годы в разных странах специальным обучением было охвачено значительное число детей (в США обязательное специальное обучение для умственно отсталых детей было введено в 1950 г.). В 1960 г. Международная конференция по народному образова-пию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией и области образования, в которой определялись права детей с особенностями психофизического развития на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально разминающихся сверстников в зависимости от их возможностей. I la этом этапе система специального образования достигает своего пика. Пятый период - «от изоляции к интеграции» (1971-1975 гг. -наст, время; Россия: 1991 г. - наст, время). Соотносится с третьим, качественно новым этапом развития национальных систем специального образования. Интеграция инвалидов становится в Западной Европе ведущей тенденцией, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества. Этот период характеризуется перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах - идет «кардинальная реорганизация взаимодействия структур массового и специального образования». На территории славянских государств к детям с особенностями психофизического развития относились как к «божьим людям» и даже окружали ореолом святости. Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси нашла свое место в традициях и жизнедеятельности простого народа, в официальных действиях церкви и государственной власти (в Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых). В XI в. Киево-Печерская лавра стала прибежищем для калек и слабоумных, то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси. В начале XII в. киевский князь Владимир Мономах («Поучение князя Владимира Мономаха своим детям») указывал: «Всего паче убогих не забывайте, но елико могуше по силе кормите л подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным погубить человека». Для убогих, нищих, калек при монастырях открывали богадельни, первые учреждения общественного призрения. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Во второй половине XVIII в. в связи с изданием Екатериной II «Указа об учреждении Приказов общественного призрения» (1775) в России создавались лечебные учреждения, благотворительные заведения и школы. В конце XIX - начале XX в. были созданы общества и общественные организации по обучению и воспитанию детей с ОПФР. Екатерина Константиновна Грачева (1866-1934) стояла у истоков создания новых в России учреждений для детей с интеллектуальной не- достаточностью. Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943) создал школу-санаторий, которая переросла в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук (1943), а с 1992 г. к Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (РАО). Григорий Иванович Россолимо (1860-1928), п.чнестпый невропатолог, предложил свой оригинальный «метод психологических профилей», по которому исследовались носемь основных способностей ребенка. Известный психиатр Георгий Яковлевич Трошин (1874-1938) в своих взглядах иа слабоумие неходил из общности законов психического развития детей как в норме, так и при нарушениях. Психолог-экспериментатор Лев Семенович Выготский (1896-1934) выделил самое важное и существенное в «природе дефективности» и определил социальную значимость помощи детям с ОМФР. В теории и практике обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития реализуются основные положения теорий и концепций Л.С. Выготского: единство законов психического развития ребенка; соотношение биологического и социального в развитии ребенка; учение о высших психических функциях; взаимосвязь обучения и развития; учет уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка; учение о сложной структуре психофизического нарушения; опора на компенсаторные возможности организма ребенка с нарушениями в развитии и др. В 60-70-е годы XX в. психоневролог Г.Е. Сухарева разработала систематику олигофрении, которая учитывала время и причины повреждения нервной системы; М.С. Певзнер предложила классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения. Исследования в области изучения детей с особенностями психофизического развития, проводимые учеными Научно-исследовательского института дефектологии (НИИД), а затем Института коррекционной педагогики РАО, позволили значительно продвинуться в понимании и объяснении феноменов психического развития, поиска адекватных и эффективных моделей, путей и методов обучения и воспитания таких детей. М 1990-1991 гг. Россия провозгласила смену отношения к ин-нллпдам, продекларировала курс на интеграцию инвалидов в обще- (ГПО. История становления и развития специального образования на территории Белоруссии имеет свои особенности. Исследователь исторических корней и оснований становления и развития системы специального образования И.М. Бобла отмечает, что: • специально организованного государственного призрения де • определяющую роль в обосновании необходимости и возмож • специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и Призрение и лечение престарелых и больных, в том числе и лиц с отклонениями в психофизическом развитии, было в ведении приказов общественного призрения: Могилевского (1781), Минского (1796), Витебского (1802), Гродненского (1805), Виленского (1808). Среди первых специалистов-дефектологов были сурдопедагоги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей - 1888 г.), И.О. Васютович (Витебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуальное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогической практикой занимались И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское училище для слепых мальчиков - 1897 г.). Школ для детей с нарушениями интеллекта до революции в Белоруссии не было. Материалы переписи населения 1897 г. свидетельствуют о том, ЧТО в Белоруссии проживало свыше 7 000 аномальных детей. В 1920 г. были созданы школы для глухонемых и умственно отсталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых детей в Гомеле и Могилеве, а в 1921 г. открылся детский дом для ум-СТпеппо отсталых детей в Минске. Формирование системы специального образования в Белоруссии потребовало подготовки кадров дефектологов. Ведущими формами подготовки и переподготовки кадров являлись курсы, Спадаиаемые на базе лучших специальных учреждений, и заочное обучение педагогов республики на дефектологических факультетах Myuou России. По данным И.М. Боблы, в 1940/41 учебном году в Белоруссии работали 32 специальные школы: 18 - для детей с нарушением слу- ха, 10 - для умственно отсталых детей, 3 - для слепых, 1 - для детей с расстройствами слуха и речи. В них обучалось около 3 000 воспитанников и работало свыше 300 педагогов. Сразу после освобождения территории Белоруссии от фашистских оккупантов Постановлением СНК БССР от 09.10.1944 г. №659 была определена сеть школ для глухонемых и слепых детей: 11 школ на 1 400 учащихся. К марту 1945 г. в республике действовало 5 школ для глухонемых (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Ново-грудок) и школа для слепых (д. Поречье, Гродненская обл.). Осенью 1945 г. открылась республиканская школа для детей с расстройствами слуха и речи в Кобрине (Брестская обл.), а в 1949 г. была укомплектована первая вспомогательная школа в Витебске. В 60-х годах появились новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорпо-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966). Подготовка профессиональных специалистов для системы специального образования в Белоруссии началась в 1960 г., когда в Минском педагогическом институте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразовано в дефектологический факультет (ныне факультет специального образования). 80-е годы характеризуются значительным расширением сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР: в 1980 г. открываются школы для детей с задержкой психического развития, увеличивается число логопедических пунктов при общеобразовательных школах и поликлиниках, стационаров при сурдологиче-ских кабинетах и диспансерах, при Республиканском центре патологии слуха, голоса и речи. Сегодня в Республике Беларусь проблемы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития имеют государственный характер, права этих лиц защищены законом «Лб правах дзщя!н» (1992) и законом «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004). 1.1.3. Социокультурные основы дефектологии В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с особенностями психофизического развития сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отво- дились, и проявлялось в манере обращения с ними. Назовем некоторые из таких «ниш» или моделей. «Больной человек» (сущность: лица с особенностями психофизического развития - больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Следует помнить, что образовательные программы для таких людей должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Эта модель стимулировала развитие научных исследований в области клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с особенностями психофизического развития. «Недочеловек» (сущность: человек с особенностями психофизического развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения но отношению к таким лицам. «Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с особенностями психофизического развития представляют угрозу обществу). Модель опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение либо отсутствовало, либо было недостаточным. «Объект жалости» (сущность: к человеку с особенностями психофизического развития относятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Главной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии. «Объект обременительной благотворительности» (сущность модели состоит в том, что траты па содержание лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи). «Развитие» (сущность: общество ответственно за более пол-нос1 развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с особенностями психофизического развития имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в сиогм доме, выбирать друзей и дружить с ними, право 6i.li I. желанным членом общества, право быть таким, как' нее). Становление п развитие дефектологической науки основывалось на различных социокультурных идеях и концепциях, определявших отношение общества к лицам с особенностями психофизического развития (табл. 1.1). Таблица 1.1
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 10899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.004 с.) |