Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей



Помогать, но не делать вместо...

ОШИБКА № 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и в конечном счете при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно, и их желанием сделать информацию о ребенке более "объективной" и "объемной". Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.

ОШИБКА № 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию". Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, онначинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.

ОШИБКА № 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио. Мол, процесс формирования портфолио - сугубо личное дело самого ребенка, и не следует вмешиваться в этот процесс: "Он уже большой, вот пусть и проявляет самостоятельность на деле". Разумеется, ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку...

Что собирать?

ОШИБКА № 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д. Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.

ОШИБКА № 2. Формальный подход к портфолио - "соревнование за количество". Другая опасность возникает, когда начинается соревнование за максимальное количество документов и материалов, помещаемых в презентационную папку ученика. Следует помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?

ОШИБКА № 3. Собираем только документы "с печатями". Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы "с печатями" (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное - способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

ОШИБКА № 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка. Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным.

ОШИБКА № 5. Сбор материалов только последнего времени. Другая крайность — это когда школьник собирает документы и материалы исключительно за 9 класс или даже за последние месяцы девятого класса. Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь идет о сложном механизме выбора профильного обучения? Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения.

Псевдопортфолио

ОШИБКА № 1. Когда вместо портфолио - "зачетная книжка". Это довольно распространенное "рацпредложение", вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода "зачетная книжка", одинаковая для всех детей. Книжка, где все уже заранее разграфлено и школьнику остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее портфолио -это собственный выбор хозяина: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых зачетных страниц. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы - неотъемлемая составляющая идеи портфолио.

ОШИБКА № 2. Когда вместо свободного портфолио - характеристика от классного руководителя или педагогического совета. Еще один способ упрощения идеи портфолио - вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио - дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио.

ОШИБКА № 3. Вместо систематической работы над портфолио - разовая акция. В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений.

ОШИБКА № 4. Акцент на форме, а не на содержании. Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Как оценить?

ОШИБКА № 1. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах. В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить балл -ведь часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Но это в корне противоречит замыслу портфолио - тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д. Лишь сертифицированные документы портфолио школьника (первый раздел портфолио, который называется "Официальные документы") можно оценивать в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

ОШИБКА № 2. Завышение удельного веса портфолио. Иногда происходит значительное завышение удельного веса портфолио: его итоговый балл в некоторых регионах превышает результаты сданных государственных экзаменов. Например, при двадцати максимально возможных баллах за четыре государственных экзамена вес портфолио оказывается равен 20 или даже 30 или 40 баллам. Однако портфолио - важный, но лишь дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый нами вес портфолио должен составлять от пяти до десяти баллов.

ОШИБКА № 3. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. В ряде территорий отсутствуют необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. В этом случае соответствующее управление образования должно разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.

Задание 2. «Школьная оценка»

Цель – выполнив это задание вы познакомитесь с государственным стандартом оценок в российской школе, узнаете о разных формах альтернативного оценивания, познакомитесь с международным опытом в оценивании, научитесь сравнивать качественную и количественные оценки, сумеете разработать собственные подходы к оценке.

Задание: Попробуйте разработать свою альтернативную систему оценивания.

Методическая подсказка:

1. Ознакомьтесь с государственным стандартом оценок в российской школе. Обобщите, по каким параметрам выставляется отметка. Сравните с образцом (текст №1)

2. Попробуйте проанализировать предложенные многомерные оценочные шкалы. (текст №2) Какие из них Вам кажутся более информативными? Смогли ли бы Вы использовать какую-либо из альтернативных шкал?

3. Ознакомьтесь с опытом финского подхода к оцениванию достижений (текст №3). Выделите «5 принципов финской оценки»

4. Попробуйте разработать свою альтернативную систему оценивания и ее перевод в 5 балльную систему.

Критерии оценки выполнения задания:

· Полнота и объективность критериев оценки

· Аргументированность отличий в оценке различных видов деятельности.

· Конвертируемость авторской оценки в 5 балльную оценку.

· Оригинальность изложения своего подхода к оценке.

 

Текст№1

Необходимо помнить, что существует государственный стандарт оценок в школе, согласно которому пользуются следующими критериями:

"отлично" - оценивают знания ученика, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно логически стройно его излагающего, в ответе тесно увязывающего теорию с практикой; при этом ученик не затрудняется с ответом на видоизмененное задание, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ;

"хорошо" - оценка за твердое знание материала, грамотное и конкретное его изложение, без существенных его неточностей, правильное применение теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач, владение необходимыми навыками и приемами;

"удовлетворительно" - оценка ученику, который знает общие положения основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки; нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических задач;

"неудовлетворительно" получает ученик, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задания.

Итак, оцениваются следующие параметры:

1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  

 

Текст№2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.023 с.)