Тестовый материал для исследования ценностей Рокича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тестовый материал для исследования ценностей Рокича



Лабораторная работа № 1.

Диагностика и прогнозирование образовательного процесса (4 часа)

Цель занятия: сформировать практические умения организации и процедуры проведения различных диагностических методик в образовательном процессе.

Основные понятия: диагностические методы и методики, методика Рокича «Ценностные ориентации» обучающихся, методика незаконченного предложения Г. Щурковой.

Уважаемые студенты! Вам предлагается ознакомиться и выполнить диагностические методики: методика Рокича «Ценностные ориентации» обучающихся, методика незаконченного предложения Г. Щурковой.

 

Методические рекомендации к выполнению заданий

Задание 1.

Методика Рокича «Ценностные ориентации». (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу).

Данная методика позволит выявить ценностные ориентации обучающихся и определить цели воспитательной работы с ними.

Вам предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Задание 2.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция, принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

 

Лабораторная работа № 2.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Лабораторная работа № 3.

Планирование педагогической деятельности

Цель: сформировать умения планировать педагогическую деятельность.

Основные понятие темы: план, планирование, план воспитательной работы, конструирование, перспективный план, календарно-тематический план, рабочий план.

Вопросы для обсуждения

1. Планирование в воспитательном процессе.

2. Виды и критерии планирования в воспитательном процессе.

3. Основные требования к планированию.

 

Методические рекомендации

Задание 1. Студентам предлагают разделиться на микрогруппы. На основе анализа результатов диагностики, полученных на первом лабораторном занятии, студентам предлагают определить особенности своей микрогруппы, сформулировать цели и задачи воспитательной работы. Спикеры микрогрупп озвучивают разработанные цели и задачи воспитательной работы, критериями которой являются: целесообразность, последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учет уровня развития микрогруппы, актуальность реалистичность, технологичность.

Студентам, изучив теоретический и практический материал, предлагают составить план воспитательной работы на четверть или первое полугодие (Приложение 2). Примерная структура плана предлагается. Студенты могу предложить свою структуру плана воспитательной работы.

 

Задание 2. После коллективного обсуждения и оценки данного вида работы студентам важно провести анализ разработанных планов на содержательном и организационно-техническом уровнях, определить критерии планирования, предложить структуру (схему) плана воспитательной работы классного руководителя, разработать памятку организатору (классному руководителю) по планированию воспитательной работы в школе. Представление разработанных микрогруппой критериев и памяток по планированию может проходить в форме защиты или рекламы. В результате коллективного обсуждения выявляются и оцениваются наиболее оптимальные варианты.

 

Задание 3. Студентам предлагается выбрать из плана воспитательной работы одну из форм воспитательной работы и составить план-конспект воспитательного мероприятия.

 

Оформить план-конспект по следующему образцу:

1. Тема внеклассного мероприятия.

2. Цели внеклассного мероприятия.

3. План мероприятия.

4. Конспект с выделением структурных частей внеклассного мероприятия.

5. Оборудование.

6. Литература.

Критерии оценивания

- содержательность;

- корректность и глубина анализа;

- корректность и объем заполнения таблицы;

- аргументированность суждений и корректность выводов.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд, стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

 

Приложение 1.

Краткое содержание темы

Детальная разработка стратегии и тактики воспитания называется планированием. Она предполагает конкретизацию в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса).

Немаловажное значение в целеполагании и планировании играет правильное оформление плана воспитательной работы. Под планом воспитательной работы мы понимаем конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях.

Под планированием воспитательной работы в классе также следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы.

Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.

Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1) определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;

2) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Комплексный подход к отбору содержания воспитания позволяет определить структуру плана воспитательной работы, куда могут входить следующие разделы: основные направления воспитания (задачи), содержание воспитательной работы по направлениям воспитания, формы и методы, сроки проведения, исполнители и отметка о выполнении.

Технология составления плана воспитательной работы с классным коллективом начинается с изучения общешкольного плана и отбора тех дел и мероприятий, в которых класс должен принять участие.

Деятельностный подход к отбору содержания воспитания предопределяет разделы плана воспитательной работы по видам организуемой деятельности: общественная, познавательная, трудовая, художественная, спортивная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Ценностный подход к воспитанию определяет разделы планирования в зависимости от системы ведущих личностных отношений: к обществу, к природе, к людям, к социуму и себе.

Коллективно-творческий характер планирования воспитательной работы отражен в следующих разделах плана: для кого проводим, что проводим, кто проводит, с кем проводим, когда и где проводим (И.П. Иванов). Подобная форма планирования безусловно подчеркивает самостоятельный характер планирования воспитательной работы детским коллективом.

Рассматривая многообразие форм планирования, необходимо подчеркнуть, что нет нужды в их унификации. Структура плана воспитательной работы зависит от специфики общеобразовательных учреждений, факторов социализации и развития детей, концептуальных основ воспитания, профессионально-личностных возможностей воспитателя и т.д.

Общие требования к плану:

· План не должен представлять собой бессистемный перечень дел. Важно, чтобы в нём был «стержень».

· Следует планировать взаимодействие классного руководителя, учителей, родителей и детей, работ самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.

· Конкретность, осязаемость включённых в план дел.

· Максимальная индивидуализация плана с учётом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного коллектива, классного руководителя.

· Учёт плана работы школы.

· В основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентированной и свободного общения.

· Необходимым дополнением к плану является диагностика уровня воспитанности каждого ребёнка (по окончанию учебного года).

План воспитательной работы классного руководителя состоит из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные дела и направления классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

К планам воспитательной работы предъявляется ряд существенных требований: целенаправленность, реальность, достижимость, актуальность, конкретность, краткость, разнообразие, преемственность, систематичность, последовательность, единство педагогического руководства и активности детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей, гибкость, вариативность.

Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя

1.Аналитическая часть.

Аналитическая часть данного документа включает анализ воспитательной работы за прошедший учебный год и характеристику класса.

План анализа воспитательной работы за прошедший учебный год;

- задачи, поставленные в начале прошлого учебного года;

- какие результаты получены по итогам учебного года

(по каждой из поставленных задач)?

- что помогло достичь позитивных результатов?

- какие задачи не были выполнены и почему?

- какие новые проблемы были выявлены, и каковы пути их решения?

Характеристика класса:

- социальный состав учащихся;

- общий и качественный процент успеваемости в классе;

- дисциплина в классе, посещаемость учебных занятий;

- имеются ли учащиеся с «проблемным» поведением; ослабленным здоровьем; с «трудными» взаимоотношениями с одноклассниками и т.д.

 

Приложение 2.

План воспитательной работы

Направления Мероприятия / Форма проведения Сроки Участники Ответственные
1.Организация деятельности детского коллектива        
2. Организация деятельности ученического самоуправления        
3.Работа с родителями        
4. Работа с учителями        

ПЛАН

воспитательной работы на первое полугодие

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сентябрь

№ п/п НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I НЕДЕЛЯ II НЕДЕЛЯ III НЕДЕЛЯ IV НЕДЕЛЯ
  Гражданско-патриотическое          
  Духовно – нравственное        
  Интеллектуально-познавательная деятельность          
  Профориентационная. Трудовая деятельность          
  Художественно эстетическая деятельность        
  Спортивно-оздоровительная деятельность        
  Деятельность органов детского самоуправления          
  Изучение учащихся классного коллектива          
  Индивидуальная работа          
  Работа с родителями          

 

Октябрь

№ п/п НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I НЕДЕЛЯ II НЕДЕЛЯ III НЕДЕЛЯ IV НЕДЕЛЯ
  Гражданско-патриотическое          
  Духовно – нравственное        
  Интеллектуально-познавательная деятельность          
  Профориентационная. Трудовая деятельность          
  Художественно эстетическая деятельность          
  Спортивно-оздоровительная деятельность          
  Деятельность органов детского самоуправления          
  Изучение учащихся классного коллектива          
  Индивидуальная работа          
  Работа с родителями            

 

Ноябрь

№ п/п НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I НЕДЕЛЯ II НЕДЕЛЯ III НЕДЕЛЯ IV НЕДЕЛЯ
  Гражданско-патриотическое            
  Духовно – нравственное        
  Интеллектуально-познавательная деятельность          
  Профориентационная. Трудовая деятельность          
  Художественно эстетическая деятельность        
  Спортивно-оздоровительная деятельность          
  Деятельность органов детского самоуправления          
  Изучение учащихся классного коллектива          
  Индивидуальная работа          
  Работа с родителями            

 

Декабрь

№ п/п НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I НЕДЕЛЯ II НЕДЕЛЯ III НЕДЕЛЯ IV НЕДЕЛЯ
  Гражданско-патриотическое            
  Духовно – нравственное        
  Интеллектуально-познавательная деятельность          
  Профориентационная. Трудовая деятельность          
  Художественно эстетическая деятельность        
  Спортивно-оздоровительная деятельность          
  Деятельность органов детского самоуправления          
  Изучение учащихся классного коллектива          
  Индивидуальная работа          
  Работа с родителями            

 


Лабораторная работа № 4.

Технология организации образовательной деятельности

Цель: усвоение сущности понятия «педагогическая технология» и ее практическое значение в педагогической деятельности.

Основные понятия: технология, метод, прием, педагогическая технология.

Методические рекомендации по выполнению:

При выполнении данного задания необходимо внимательно изучить предложенные педагогические технологии и кратко законспектировать их.

Задание №1.

Изучите указанные педагогические технологии и кратко законспектируйте.

Методические рекомендации по выполнению:

Выполняя данное задание, студент должен продемонстрировать реализацию элементов рассматриваемой педагогической технологии в учебной группе, где слушателями являются студенты.

Задание №2.

Продемонстрируйте реализацию элементов рассматриваемой педагогической технологии в учебной группе, где слушателями являются студенты.

Методические рекомендации по выполнению:

В данном задании студент находит общее и различие предложенных понятий.

Задание №3.

Заполните таблицу, описав общее и различия в следующих понятиях:

Технология (производственная, промышленная) Педагогическая (образовательная) технология.   Технология обучения (воспитания)
Общее в этих понятиях
 
Различия в этих понятиях
     

Методические рекомендации по выполнению:

В данном задании студент должен изучить предложенные педагогические технологии и найти общее и различие предложенных технологий.

Задание №4.

Заполните таблицу, описав общее и различия в следующих технологиях:

Педагогические технологии Общее педагогических технологий Отличительное педагогических технологий
       
 
 

 

Методические рекомендации по выполнению:

При выполнении задания студент должен изучить структуру педагогических технологий, выделить отдельные структурные компоненты и обосновать связь между ними, построить схему выбранной технологии.

Задание №4.

Изучите педагогические технологии, обоснуйте связь структурных компонентов и изобразите в виде структурно-логической схемы.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт: Высшее образование,, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

 

Дополнительная литература

1. Исламова З. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / З. И. Исламова. – Уфа: БГПУ, 2002. - 202 с.

2. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. / Винценты Оконь. - М.: Высш. школа, 1990. - 382 с.

4. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов / А. П. Панфилова. – 2-е изд., испр. - М., Академия, 2008. - 368 с.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. – М., Академия, 2009. - 192 с.

6. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для вузов / под ред. В. А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. - М., Академия, 2006. - 510 с.

7. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М., Академия, 2008. - 256 с.

8. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / О. В. Акулова, О.В., С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общей ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 290 с.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т. А. Стефановская. - 2-е изд., стер. - М., Академия, 2006. - 192 с.

10. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия: в 2-х ч. / сост. З. И. Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - / Ч. 1 - 164 с. Ч. 2 - 164 с. /

12. Теория и технологии обучения: хрестоматия / сост. Н.С.Сытина, - 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 219 с.

13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - 3-е изд., испр. - М., Академия. 2008. - 240 с.

14. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. - М., Академия, 2008. - 256 с.

15. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Лабораторная работа № 5.

Задание 1. «Портфолио»

 

Цель – выполнив это задание вы познакомитесь с особенностями методики «Портфолио», научитесь избегать типичных ошибок в работе с данной методикой, поймете причины трудного вхождения данной методики в образовательный процесс школы, д.

Задание: Проанализируйте текст «Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей», используя методику «Кластер».

Методическая подсказка:

1.Ознакомьтесь с текстом: «Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей».

2.Попробуйте придумать для каждого типа ошибки при работе с портфолио - метафорическое название.

3.Сгруппируйте полученные метафоры, используя технологию «Кластер».

4. Представьте коллегам свой кластер и аргументируйте выбор метафор.

 

Критерии оценки выполнения задания:

• Глубина понимания особенностей использования данной метолики.

• Аргументированность выделенных метафор

• Полнота раскрытия выделенных проблем

 

КЛАСТЕРЫ. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

 

Что собирать?

ОШИБКА № 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д. Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.

ОШИБКА № 2. Формальный подход к портфолио - "соревнование за количество". Другая опасность возникает, когда начинается соревнование за максимальное количество документов и материалов, помещаемых в презентационную папку ученика. Следует помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?

ОШИБКА № 3. Собираем только документы "с печатями". Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы "с печатями" (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное - способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

ОШИБКА № 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка. Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным.

ОШИБКА № 5. Сбор материалов только последнего времени. Другая крайность — это когда школьник собирает документы и материалы исключительно за 9 класс или даже за последние месяцы девятого класса. Понятно, что так проще. Но точнее ли, когда речь идет о сложном механизме выбора профильного обучения? Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения.

Псевдопортфолио

ОШИБКА № 1. Когда вместо портфолио - "зачетная книжка". Это довольно распространенное "рацпредложение", вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода "зачетная книжка", одинаковая для всех детей. Книжка, где все уже заранее разграфлено и школьнику остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще. Но главное в идее портфолио -это собственный выбор хозяина: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых зачетных страниц. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы - неотъемлемая составляющая идеи портфолио.

ОШИБКА № 2. Когда вместо свободного портфолио - характеристика от классного руководителя или педагогического совета. Еще один способ упрощения идеи портфолио - вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио - дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио.

ОШИБКА № 3. Вместо систематической работы над портфолио - разовая акция. В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений.

ОШИБКА № 4. Акцент на форме, а не на содержании. Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Как оценить?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.135 с.)