Целеполагание педагогической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целеполагание педагогической деятельности



Цель: Студент должен

– определять цели, виды целей;

– обосновывать целеполагание, способы постановки целей;

– выделять функции процесса обучения;

– устанавливать связь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

– характеризовать категории целей по Блуму, Кэроллу, Кларину.

Основные понятия: цель, целеполагание, таксономия целей.

Методические рекомендации к выполнению заданий: при изучении данной темы важно обосновать цель как системообразующий компонент процесса обучения и воспитания; установить взаимосвязь образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; способствовать развитию умений целеполагания и способам постановки целей.

Критерии выполнения задания:

1. Полнота выполнения заданий;

2. Логичность и аргументированность суждений и корректность выводов педагогических выводов.

3. Грамотная постановка целей и задач цели и пути ее достижения.

4. Использование педагогической терминологии в выводе-прогнозе.

1. Раскройте сущность понятий «цель» и «целеполагание» в педагогике________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Составить структуру целей (таксономия целей)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Функции цели в воспитательном процессе________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Какой способ постановки цели обучения является наиболее оптимальным___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите взаимосвязь целей и функций обучения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сформулируйте цель и определите задачи воспитательной работы с коллективом или личностью___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Выберите одну из форм воспитательной работы (классный час, беседа, конкурс, КТД и др.) и определите цели воспитательного мероприятия____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

8. Определить тему урока и сформулировать для него цели__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

Лабораторная работа № 3.

Планирование педагогической деятельности

Цель: сформировать умения планировать педагогическую деятельность.

Основные понятие темы: план, планирование, план воспитательной работы, конструирование, перспективный план, календарно-тематический план, рабочий план.

Вопросы для обсуждения

1. Планирование в воспитательном процессе.

2. Виды и критерии планирования в воспитательном процессе.

3. Основные требования к планированию.

 

Методические рекомендации

Задание 1. Студентам предлагают разделиться на микрогруппы. На основе анализа результатов диагностики, полученных на первом лабораторном занятии, студентам предлагают определить особенности своей микрогруппы, сформулировать цели и задачи воспитательной работы. Спикеры микрогрупп озвучивают разработанные цели и задачи воспитательной работы, критериями которой являются: целесообразность, последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, учет уровня развития микрогруппы, актуальность реалистичность, технологичность.

Студентам, изучив теоретический и практический материал, предлагают составить план воспитательной работы на четверть или первое полугодие (Приложение 2). Примерная структура плана предлагается. Студенты могу предложить свою структуру плана воспитательной работы.

 

Задание 2. После коллективного обсуждения и оценки данного вида работы студентам важно провести анализ разработанных планов на содержательном и организационно-техническом уровнях, определить критерии планирования, предложить структуру (схему) плана воспитательной работы классного руководителя, разработать памятку организатору (классному руководителю) по планированию воспитательной работы в школе. Представление разработанных микрогруппой критериев и памяток по планированию может проходить в форме защиты или рекламы. В результате коллективного обсуждения выявляются и оцениваются наиболее оптимальные варианты.

 

Задание 3. Студентам предлагается выбрать из плана воспитательной работы одну из форм воспитательной работы и составить план-конспект воспитательного мероприятия.

 

Оформить план-конспект по следующему образцу:

1. Тема внеклассного мероприятия.

2. Цели внеклассного мероприятия.

3. План мероприятия.

4. Конспект с выделением структурных частей внеклассного мероприятия.

5. Оборудование.

6. Литература.

Критерии оценивания

- содержательность;

- корректность и глубина анализа;

- корректность и объем заполнения таблицы;

- аргументированность суждений и корректность выводов.

Литература

1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 430 с.

2. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд, стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.

5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

 

Приложение 1.

Краткое содержание темы

Детальная разработка стратегии и тактики воспитания называется планированием. Она предполагает конкретизацию в пространственно-временных формах (место и время), в количественных рамках (количество участников, групп, команд), в нормативно-правовых нормах (правила игры, условия конкурса).

Немаловажное значение в целеполагании и планировании играет правильное оформление плана воспитательной работы. Под планом воспитательной работы мы понимаем конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях.

Под планированием воспитательной работы в классе также следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарный или перспективный план работы.

Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя.

Алгоритм разработки перспективного плана представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1) определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности класса; педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;

2) уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и воспитательной работы в нем.

Комплексный подход к отбору содержания воспитания позволяет определить структуру плана воспитательной работы, куда могут входить следующие разделы: основные направления воспитания (задачи), содержание воспитательной работы по направлениям воспитания, формы и методы, сроки проведения, исполнители и отметка о выполнении.

Технология составления плана воспитательной работы с классным коллективом начинается с изучения общешкольного плана и отбора тех дел и мероприятий, в которых класс должен принять участие.

Деятельностный подход к отбору содержания воспитания предопределяет разделы плана воспитательной работы по видам организуемой деятельности: общественная, познавательная, трудовая, художественная, спортивная, ценностно-ориентационная, коммуникативная.

Ценностный подход к воспитанию определяет разделы планирования в зависимости от системы ведущих личностных отношений: к обществу, к природе, к людям, к социуму и себе.

Коллективно-творческий характер планирования воспитательной работы отражен в следующих разделах плана: для кого проводим, что проводим, кто проводит, с кем проводим, когда и где проводим (И.П. Иванов). Подобная форма планирования безусловно подчеркивает самостоятельный характер планирования воспитательной работы детским коллективом.

Рассматривая многообразие форм планирования, необходимо подчеркнуть, что нет нужды в их унификации. Структура плана воспитательной работы зависит от специфики общеобразовательных учреждений, факторов социализации и развития детей, концептуальных основ воспитания, профессионально-личностных возможностей воспитателя и т.д.

Общие требования к плану:

· План не должен представлять собой бессистемный перечень дел. Важно, чтобы в нём был «стержень».

· Следует планировать взаимодействие классного руководителя, учителей, родителей и детей, работ самих учащихся, педагогически направленную и организуемую.

· Конкретность, осязаемость включённых в план дел.

· Максимальная индивидуализация плана с учётом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного коллектива, классного руководителя.

· Учёт плана работы школы.

· В основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентированной и свободного общения.

· Необходимым дополнением к плану является диагностика уровня воспитанности каждого ребёнка (по окончанию учебного года).

План воспитательной работы классного руководителя состоит из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные дела и направления классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

К планам воспитательной работы предъявляется ряд существенных требований: целенаправленность, реальность, достижимость, актуальность, конкретность, краткость, разнообразие, преемственность, систематичность, последовательность, единство педагогического руководства и активности детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей, гибкость, вариативность.

Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя

1.Аналитическая часть.

Аналитическая часть данного документа включает анализ воспитательной работы за прошедший учебный год и характеристику класса.

План анализа воспитательной работы за прошедший учебный год;

- задачи, поставленные в начале прошлого учебного года;

- какие результаты получены по итогам учебного года

(по каждой из поставленных задач)?

- что помогло достичь позитивных результатов?

- какие задачи не были выполнены и почему?

- какие новые проблемы были выявлены, и каковы пути их решения?

Характеристика класса:

- социальный состав учащихся;

- общий и качественный процент успеваемости в классе;

- дисциплина в классе, посещаемость учебных занятий;

- имеются ли учащиеся с «проблемным» поведением; ослабленным здоровьем; с «трудными» взаимоотношениями с одноклассниками и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.052 с.)