Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие типы ресурсов существуют?Стр 1 из 6Следующая ⇒
Пояснительная записка Цели и задачи курса
Основной целью данного курса является образования лидеров молодежных объединений в области мобилизации ресурсов для обеспечения эффективной деятельности молодежной организации, что предполагает формирование у слушателей общего представления о содержании ресурсной базы общественной организации, принципах ее формирования и управления ресурсами, эффективных фандрайзинговых технологиях — методах привлечения ресурсов как на отдельные проекты, так и на деятельность организации в целом, с тем, чтобы они могли активно использовать их, решая задачи ресурсообеспечения реализации общественных инициатив.
Достижение этой цели предполагает решение в процессе обучения ряда взаимосвязанных задач. 1) Формирование системы знаний о ресурсной базе общественной организации, ее содержании и принципах формирования. 2) Формирование целостной системы представлений об основных источниках материальных ресурсов и специфике работы с каждым из них (частные пожертвования физических лиц, пожертвования юридических лиц, бюджетные средства, средства благотворительных организаций, собственная хозяйственная деятельность). 3) Формирование четкого представления об основных организационных, правовых и этических принципах фандрайзинга в общественной сфере. 4) Формирование понимания и отработка на практике основных принципов построения эффективных коммуникаций с различными источниками ресурсов. 5) Формирование навыков подготовки документации (проектное предложение, заявка на грант, спонсорский пакет).
Содержание учебных материалов по данному направлению включает в себя сравнительный анализ практического опыта фандрайзинговой активности общественных организаций в России и за рубежом, знакомство с различными фандрайзинговыми стратегиями и технологиями, что позволяет слушателям самостоятельно определять критерии эффективности фандрайзинговых подходов в различных социально-экономических условиях и выделять наиболее перспективные из них с учетом региональной специфики. Структура и учебно-методическое обеспечение курса Структура модуля 1. Общее понятие фандрайзинга (2 ч.) 2. Источники ресурсов для реализации молодежных общественных инициатив (2 ч.)
3. Проектный подход в фандрайзинге (4 ч.) 4. Методики работы с органами государственной власти и местного самоуправления (6 ч.) 5. Методики работы с благотворительными организациями 6. Методики работы с частными лицами (3 ч.) 7. Методики работы с бизнес-структурами (3 ч.) 8. Использование PR-технологий в фандрайзинге (2 ч.) 9. Планирование бюджета молодежной общественной организации (2 ч.)
В состав модуля входят: · конспект лекций с презентацией в Power Point (с разбивкой на темы); · электронная хрестоматия (с разбивкой на темы); · интерактивная рабочая тетрадь (с разбивкой на темы); · тесты для самопроверки (по каждой теме); · аудиоверсия конспекта лекций (с разбивкой на темы).
В темах раскрываются: · Содержание ресурсной базы общественной организации и некоторые подходы к анализу ресурсов · Принципы формирования ресурсной базы общественной организации и основные источники ресурсов для общественной организации · Методы работы с различными источниками ресурсов и их специфика · Мотивация потенциальных доноров и благотворителей · Социально-экономические и этические обоснования благотворительных процессов · Сравнительный анализ фандрайзинговых моделей, используемых российскими и зарубежными общественными организациями и изучение специфики поиска средств для поддержки деятельности российских общественных организаций на современном этапе · Правовое поле благотворительности и ресурсной поддержки общественных инициатив в России · Перспективы и препятствия развития благотворительности в России
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Обучение слушателей по данному курсу основано на сочетании их самостоятельной и аудиторной работы. Самостоятельная работа слушателей предполагает изучение ими очередной темы учебного пособия и выполнение заданий в соответствующей рабочей тетради. В период самостоятельной работы слушателей преподаватель осуществляет их консультации как в очной форме (в установленные дни и часы), так и через Интернет. После окончания курса слушатели сдают заполненные рабочие тетради по соответствующему разделу курса на проверку преподавателю. Преподаватель фиксирует результаты проверки в журнале учета учебной активности слушателей и возвращает тетради слушателям с рецензиями на проделанную ими работу.
Аудиторная работа слушателей предполагает участие в занятиях. Методические рекомендации по организации очных семинаров будут представлены в следующем разделе. В процессе работы преподаватель выделяет наиболее активных и успешных (с точки зрения решения задач курса) слушателей и фиксирует результаты этой оценки в журнале учета учебной активности слушателей. По итогам занятий слушатель пишет эссе объемом 2-5 машинописных страниц. Эссе проверяются преподавателями. Результаты проверки доводятся до сведения слушателей и фиксируются в журнале учета учебной активности слушателей. По итогам курса проводится тестирование. Слушатели, выполнившие основной объем самостоятельной и аудиторной работы, работы по написанию эссе и успешно прошедшие тестирование получают сертификат Национального института «Высшая школа управления» по данному курсу. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Общее понятие фандрайзинга
Первое занятие проводится в форме интерактивной лекции. Прежде, чем перейти к изложению собственного видения, преподаватель может предложить слушателям дать свою версию перевода с английского слова FUNDRAISING и прокомментировать его содержание. Важно, чтобы в процессе обсуждения прозвучало понятие/связка понятий фонды/ресурсы и, соответственно, наращивание/привлечение. Задача преподавателя — сформировать у слушателей понимание, что фандрайзинг — это не «хождение за деньгами», а организованный процесс увеличения всего комплекса ресурсов общественной организации. И здесь возникают понятия ресурсная база и классификация ресурсов. Преподаватель может предложить слушателям самим ответить на вопрос — какими ресурсами располагает/должна располагать общественная организация и составить соответствующую таблицу.
Далее логично предложить слушателям проанализировать, какие ресурсы являются для общественной организации основными, какие ресурсы являются внутренними ресурсами, а какие — внешними. Важно, чтобы в аудитории прозвучал ответ, что основным ресурсом для общественной организации являются люди. Здесь же необходимо проанализировать, источником каких разнообразных ресурсом могут быть люди — творческих, профессиональных, коммуникативных, финансовых. Более подробно этот блок изложен в курсе лекций. Обсуждение можно организовать либо по методике мозгового штурма[1], либо на основе технологии направляемой дискуссии[2]. Следующий логический блок — связь между ресурсами, которые необходимо привлечь, и теми, в которых реально нуждается организация. Чтобы определить потребности в ресурсах, нужно, в первую очередь, хорошо знать содержание деятельности организации — характер и объем работ, количество сотрудников и привлеченных специалистов, объемы и технические характеристики необходимого оборудования, содержание административных расходов. Слушатели должны понимать, что деньги, компьютеры, рабочие руки нужны не для того, «чтобы было», а для осуществления конкретных действий, логически взаимосвязанных между собой. Анализ потребностей — организованная деятельность по сбору и систематизации информации о имеющихся/планируемых затратах на реализацию того или иного проекта/программы или его отдельного компонента, включая обеспечение потребности в кадрах, технологиях/методиках, информационной и иной деятельности, необходимой по проекту. Преподаватель может предложить аудитории самостоятельно озвучить основные расходы организации и их содержание. Сведения вписываются в общую таблицу.
Логика убеждает нас в том, что потребности в ресурсах формируют цели и задачи фандрайзинга, а вовсе не наоборот. Очевидно наличие причинно-следственной связи: потребность/нужда — формирование запроса на финансовую поддержку/просьба о помощи в разной форме — работа с потенциальным источником (мотивация, переговоры) — оценка результатов…
Так выглядит классический цикл фандрайзинга: оценка потребностей — выбор потенциальных источников — проведение конкретных мероприятий по привлечению конкретных ресурсов — оценка результатов — и снова оценка потребностей. Преподаватель должен еще раз обратить внимание слушателей на необходимость искать ответы на вопросы:
И снова
Как любая организованная деятельность, фандрайзинг имеет свои цели и задачи, определяемые сущностью деятельности организации и ее перспективами, это процесс, ориентированный на результат. Результатом фандрайзинга могут быть денежные средства, товары, услуги, снижение цен на товары/услуги, бонусы и скидки, а также «нематериальные» ценности — появление добровольцев, сторонников, партнеров, развитие и укрепление связей с организациями и отдельными людьми, развитие информационных возможностей, укрепление репутации и т.д.
Как любая организованная деятельность, фандрайзинг должен быть СПЛАНИРОВАННЫМ ПРОЦЕССОМ. Планирование фандрайзинга включает в себя: • Определение общей цели фандрайзинга • Вовлечение в процесс сбора средств всех заинтересованных сторон • Формирование культуры фандрайзинга • Постановку Конкретных целей и задач • Разработку стратегии • Определение форм деятельности
План сбора средств является неотъемлемой частью стратегического плана развития организации. Наличие такого плана позволяет общественной организации: • Совершенствовать свою деятельность в этом направлении • Сосредоточивать внимание на решении ключевых проблем • Четко представлять свое будущее • Работать сообща • Контролировать ситуацию • Рационально использовать ресурсы • Увеличивать поступление средств
Организация, осуществляющая стратегическое планирование, имеет больше шансов собрать желаемую сумму денег, так как здесь все, от кого зависит успех (правление, менеджеры, руководители программ, отделения, сотрудники) «гребут» к общей цели.
Стратегический план сбора средств может быть составлен на 3-5 лет и включать в себя следующие компоненты: • Главная цель — для чего собираются средства • Ценности — как мы действуем • Заинтересованные стороны — кому мы служим • Сила, слабости, возможности, опасности — в каком положении мы находимся • Проблемы — с чем нам придется столкнуться • Цели в конечном счете — к чему мы хотим прийти • Выбор стратегии — как мы будем двигаться к желаемой цели
Если стратегическая цель сбора средств сформулирована правильно, то она: • Отображает и дополняет миссию организации • Четкая, короткая и ясная, при этом легко запоминается • Напоминает то, кому мы служим и какие потребности удовлетворяем • При всей широте определения фокусирует на главном • Объединяет нас и нацеливает на дело
Максимум внимания должно уделяться тем, кому мы служим, поэтому важно знать: • Кто заинтересован в процессе и результатах нашей деятельности, кто наши клиенты • Что они могут дать нам • Каковы их требования • Каково их влияние на нас • Как удовлетворить их потребности и интересы.
Оперативный план сбора средств, например на 12 месяцев, может включать в себя: • Задачи — Чего конкретно мы хотим достичь • Поступления — Источники и размеры необходимых средств • Формы деятельности — Чем конкретно мы будем заниматься день ото дня • Ответственность — Кто за что отвечает • Сроки исполнения — Когда работа будет закончена • Менеджмент — Направление, координация и коррекция работы
В работе по фандрайзингу организация постоянно оценивает и анализирует свои сильные и слабые стороны, возможности, опасности (SWOT). Преподаватель, реально оценивая возможности аудитории, может предложить кому-то из слушателей озвучить основные правила и приниципы SWOT-анализа, а может предложить аудитории выполнить практическую работу по исследованию ситуации в организации (с точки зрения ресурсообеспечения) с использованием технологии SWOT/
При оценке ситуации с привлечением ресурсов учитывается следующее: • Что идет хорошо, а что плохо • Каковы важнейшие тенденции • Что нас ожидает • Какова конкуренция • Что мы делаем лучше всех Здесь важно оставаться оптимистами и верить, что на каждую опасность приходится одна возможность, а на каждую проблему есть решение.
Следующий этап, на котором должно быть сфокусировано внимание слушателей, это формулирование стратегии фандрайзинга. Для определения целей фандрайзинга, т.е. того, что мы хотим получить в результате этой работы: • Определяется общее направление работы в соответствии с нашей миссией (размеры и источники финансирования программ на ближайшие пять лет). • Формулируется наша реакция на существующие проблемы, т.е. вносятся существенные, но реалистичные изменения, соответствующие ожиданиям наших клиентов. • Каждой цели соответствует один фокус, один конкретный результат, т.е. точно формулируется «что», а не «как» или «почему», и цель формулируется, как законченное действие. Преподаватель может привести примеры стратугий фандрайзинга, а может предложить аудитории самостоятельно выдвинуть варианты и обсудить это в режиме открытой дискуссии. Для примера: Одна из стратегий фандрайзинга — это формирование привлекательного имиджа организации, чему должны соответствовать название, миссия, лозунг организации, ее уникальность. Все должно быть выстроено так, чтобы доноры сразу чувствовали, что сотрудничество с такой организации им полезно и выгодно. Еще одна стратегия — эта стратегия диверсификации, т.е. расширения диапозона деятельности организации (правительственные контакты, плата за услуги, корпоративное спонсорство и гранты, мероприятия, организации, физические лица). Покрытие административных затрат также является одной из стратегией фандрайзинга, например, начисление управленческих комиссионных за конкретные контракты, мероприятия, плата за услуги, начисление процентов со взносов, включение административных затрат в бюджет проектов (но нельзя просить деньги только на покрытие административных затрат), и т.д. Другими примерами возможных стратегий фандрайзинга являются: • Использование средств массовой информации для просвещения, пропаганды и сбора средств. • Инвестиции в фандрайзинг. • Обучение и организационная поддержка при проведении фандрайзинга. • Коммерческая деятельность, приносящая прибыль. • Снижение затрат и экономия средств. Основные выводы Что такое фандрайзинг? Фандрайзинг — это обеспечение (надежного) потока ресурсов (в виде денег, времени, товаров), который позволяет общественной организации выполнять свою миссию в настоящем и в будущем. Фандрайзинг основан на определении потребностей НКО и их удовлетворении.
Тема 2. Тема 3. Проектный подход в фандрайзинге: Занятие разбивается на 2 блока. 1 блок — интерактивная лекция. В рамках занятия рассматриваются два источника ресурсов — бюджеты разного уровня и благотворительные организации. Преподаватель объясняет общность подходов в принятии решений о финансовой поддержке деятельности организаций, как со стороны органов власти, так и со стороны благотворительных организаций (фондов) — принцип бюджетирования, ориентированного на результат. Если речь не идет о поддержке разовых мероприятий (праздники, конференции, деловые визиты и т.д.), в основе принятия решения о финансировании деятельности лежит рассмотрение проектного предложения/проектной заявки. Иными словами, чтобы претендовать на деньги, нужно уметь объяснить не только на что эти деньги будут потрачены, но и каких результатов достигнет организация, использовав эту финансовую поддержку. Рекомендует обсудить/повторить основные принципы социального проектирования, особо фокусируя внимание на таких позициях, как логическая взаимосвязь целей, задач и методов, позиционирование результатов, выбор целевых аудиторий/групп, выбор критериев оценки эффективности проекта, устойчивость проекта и перспективы дальнейшего финансирования (подробно — в курсе лекций и в Хрестоматии, «Проектирование успеха», НАННО «Служение, 2007).
2 блок — практическая работа по группам. Преподаватель может предложить аудитории структурировать в виде проектного предложения сюжеты известных русских сказок («Теремок» — строительство социальной гостиницы, «Репка» — вовлечение волонтеров в общественно полезную деятельность, «Колобок» — профилактика асоциального поведения в подростковой среде и т.д.). Основная задача упражнения — прохождение каждой группой всего цикла проектирования ШАГ 1. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. ШАГ 2. Изучение социальной ситуации в местном сообществе в данное время. ШАГ 3. Определение наиболее актуальных социальных проблем. Определение конкретной проблемы, на решение которой проектная группа готова направить свои усилия. ШАГ 4. Изучение общественного мнения по выбранной проблеме. ШАГ 5. Определение целей и задач социального проекта. ШАГ 6. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. ШАГ 7. Выбор методов/технологий решения поставленных задач. ШАГ 8. Составление плана-графика реализации проекта. ШАГ 9. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом. ШАГ 10. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. ШАГ 11. Определение потенциальных партнеров, заинтересованных в реализации проекта/способных принять участие в реализации проекта ШАГ 12. Составление бюджета проекта. Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Занятие делится на теоретический и практический блоки. Теоретический блок обобщает знания и опыт преподавателя и аудитории в области привлечения ресурсов от бизнес-организаций. Основная тема, интересующая в контексте изучения основ фандрайзинга, — мотивации бизнес-партнера. Преподаватель может предложить аудитории самостоятельно ответить на этот вопрос, фиксируя ответы в таблице.
Итак, какие мотивы чаще всего двигают людьми, принимающими решение?
Причины предоставления ресурсов от коммерческих компаний ИМПЕРАТИВ — когда невозможно не откликнуться на просьбу. КУЛЬТУРА ФИЛАНТРОПИИ. Участие в благотворительности традиционно ожидается от бизнесменов. ПРИВЫЧКА — некоторые фирмы делают пожертвования на регулярной основе в течение длительного времени определенным организациям или на определенные цели. Часто такие компании не имеют четкой благотворительной политики, но им нравится поддерживать отношения с избранными благотворительными организациями. ПЕРСОНАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ одного бизнесмена, поддерживающего благотворительную организацию, к своему партнеру с просьбой сделать пожертвование. Многие благотворительные организации создают для этих целей специальные комитеты, состоящие из бизнесменов - друзей организации. ОСОБЫЙ (ПЕРСОНАЛЬНЫЙ) ИНТЕРЕС К ПРОБЛЕМЕ (или к конкретной НКО) руководителя корпорации (фирмы). Часто в этих случаях фирма выступает лидером (инициатором) изыскания и мобилизации ресурсов для достижения своих благотворительных целей или решения интересующих ее социальных проблем. «ЗВОНОК ИЗ АДМИНИСТРАЦИИ» — часто используется представителями власти различного уровня. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ КОРПОРАЦИИ - потенциально самый мощный стимул участия фирмы в благотворительности.
Необходимо зафиксировать внимание аудитории на таком вопросе, как КЛЮЧЕВЫЕ ИНТЕРЕСЫ ФИРМЫ
Чем бы фирма ни занималась, какой бы продукт она ни выпускала, интересы ее всегда будут лежать на «трех китах»:
Преподаватель может предложить аудитории самостоятельно ответить на вопрос — что может дать коммерческой компании сотрудничество с общественной молодежной организацией
v Формирование позитивного имиджа и эффективный PR на местном или более широком уровне через вовлечение в социальную деятельность: § известность/освещение с помощью средств массовой информации; § демонстрация социальной ответственности фирмы; § получение дополнительных возможностей для рекламы (товара, услуг) и общественных связей (в частности, за счет ассоциирования в глазах общественности продукта фирмы с поддерживаемой ею организацией и ее программами); § ассоциирование фирмы или ее продукта с высококачественным или престижным мероприятием, организацией, проектом; § создание или улучшение благоприятного и узнаваемого имиджа фирмы на местном или национальном уровне; (составить о компании представление как о заботливой, доброй и честной, установить добрососедские отношения в регионе, где она работает, откуда черпает свои трудовые ресурсы); § улучшение взаимоотношений с инвесторами; § развлечение / дополнительные возможности для сотрудников фирмы, для ее клиентов, покупателей, партнеров. v Доступ к определенному рынку (в плане географии или состава клиентов). v Привлечение новых клиентов и партнеров (в частности - расширяя целевые контактные группы фирмы за счет контактных групп некоммерческой организации).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.5 (0.169 с.) |