Наименование (заголовок) нормативного акта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименование (заголовок) нормативного акта



Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах,

так как с его помощью определяются предмет и круг регулируе-

мых общественных отношений. Четкое и правильное отражение

предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители

могли по названию правового акта определить его содержание,

легко запомнить название и при необходимости быстро найти та-

кой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематиза-

ции и учета нормативных актов.

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после

рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта,

так как в процессе создания документа его содержание может час-

тично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание

всего законопроекта.

Различают полное и краткое наименование закона.

Полное наименование является главным идентификационным

признаком закона, так как официально все ссылаются именно на

него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование

закона пояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет вос-

приятие наименования в целом.

В науке избирательного права уже ведутся разработки, связанные с

кодификацией избирательного законодательства. Избирательный ко-

декс как полное наименование закона, регулирующего все выборы на

федеральном уровне, является наиболее удачным, так как четко и в

лаконичной форме отражает круг регулируемых отношений. Нецеле-

сообразно включать в его наименование указание на регулирование

именно федеральных выборов, потому что, во-первых, выборы в субъ-

ектах РФ и выборы в органы местного самоуправления не могут регу-


 
 
Общая часть I лава 4. Общие правила юридической техники

лироваться федеральным законодательством и, во-вторых, все изби-
Дата принятия правового акта Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе- дерального Собрания» датой принятия федерального закона (ко- декса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и да- та принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Сове- том Федерации, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разно- бой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Например, такие справочные пра- вовые системы (далее — СПС), как «КонсультантПлюс», «Га- рант», предлагают использовать при поиске по дате принятия именно дату подписания закона Президентом, что противоречит ст. 2 названного Закона. Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.). Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывает- ся прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (напри- мер, 15 февраля 2006 г.).   Регистрационный номер Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческо- го процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затра- гивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, ко- гда Министерство юстиции РФ (далее — Минюст России) регист- рирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года. Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от но- мера заведенного конкретного дела, требующего своего разреше- ния (номера договора). Такой номер определяет момент, когда де- ло открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

рательные кодексы субъектов РФ в обязательном порядке должны

включать в наименование указание на название субъекта (например,

Избирательный кодекс Свердловской области).

 

Введение в закон краткого наименования обусловлено неудоб-

ством последующего воспроизведения полного наименования.

В соответствии с канонами законодательной техники краткое на-

именование добавляется в скобках в заголовке после полного на-

именования.

Если обратиться к процессу законотворчества в Российской

Федерации, то следует заметить, что официальная практика до-

бавления краткого наименования после полного отсутствует, хотя

иногда это необходимо.

 

Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники

на примере избирательного законодательства, можно проанализиро-

вать наименование действующего Федерального закона «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации». Оно слишком громоздко для вос-

произведения, но официального краткого наименования не существу-

ет. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименова-

ние: Закон об основных гарантиях. Оно более удобно и тождественно

полному наименованию. В будущем, если будет принят избиратель-

ный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необ-

ходимость в кратком наименовании отпадет сама собой.

 

Дополнительным компонентом наименования является офици-

альная аббревиатура — словообразование, состоящее из началь-

ных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и

полное наименование, аббревиатура является признаком иденти-

фикации нормативного акта и должна быть уникальной.

Что касается наименования индивидуальных актов, то их на-

звание содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую

не автономно, а в единой связке с указанием на орган (или субъ-

ект), его вынесший (создавший). Приведу выдержку из судебного

определения, где повторено название (тема) определения:

 

15 января 2006 г. я, судья Самарского областного суда Л. Р. Петро-

ва, рассмотрела ходатайство АО «АвтоВАЗ» об обеспечении иска по

делу АО «АвтоВАЗ» к профкому АО «АвтоВАЗ» «Справедливость» о

признании незаконной забастовки...


 
I мил 4. Общие правила юридической техники
 
 
 
Общая часть

 


Процедурные правила

Подготовка и принятие правовых актов является творческим

процессом. Однако их главная особенность заключается в том,

что, имея повелительный характер, они всегда затрагивают инте-

ресы субъектов права. Вот почему их принятие, как правило, фор-

мализуется в виде определенной процедуры.

Юридические документы бывают разного характера. Однако в

целом их можно разделить на два блока:

1) юридические документы, опосредующие нормальный ход

реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимают-

ся при осуществлении таких видов юридической деятельности,

как:

— правотворческая;

— интерпретационная;

— правореализационная (заявления, приказы, расписки, дове-

ренности и др.);

~~ правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные,

учредительные, регистрационные, лицензионные и другие до-

кументы)1;

2) юридические документы, с помощью которых разрешаются

правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития

правовой материи или реализации норм права2. Этот вид докумен-

тов опосредует:

— применение санкций за правонарушения;

— предупреждение правонарушений;

— разрешение споров между субъектами права;

— устранение коллизий между нормативными актами и т. д.

Одним словом, сюда относится любая правоприменительная

юрисдикционная деятельность государственных органов, в ре-

зультате которой принимается множество правоприменительных

документов.

Правовые последствия, возникающие в связи с изданием пра-

воприменительных юрисдикционных документов, отличаются

жесткостью и самым непосредственным образом влияют на пове-
 

Системный взгляд на процессуальную сторону различных видов юридиче-

ской деятельности представила А. А. Павлушина. См.: Павлушина А. А. Теория

юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития. Самара, 2005.
 

Термин «правовая аномалия» ввела в юридическую науку и обосновала его

Е. Г. Лукьянова. См.: Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2003
 
См.: Павлушина А. А. Указ. соч. С. 240—295.

С. 62.


 
 
I шиш 4. Общие правила юридической техники
Общая часть

Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры
Плановость процедуры Юридическая процедура порой настолько сложна, что растяги- вется на довольно продолжительное время. Например, три чте- ния в Государственной Думе самого незамысловатого закона за- нимает около шести месяцев. Некоторые сложные уголовные дела тянутся по полгода и более. На каждом этапе процедуры задейст- вуются те или иные ее участники. Для экономии их времени и сил, а также для удобства тех, кто обеспечивает их присутствие, желательно заранее определять время возможного участия всех лиц. Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государст- венной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленар- ного заседания. Однако часто планы нарушаются как по объектив- ным, так и по субъективным причинам. Не стоит видеть в этом ката- строфу.   Учет и согласование интересов адресатов правового акта Процедура должна обеспечивать учет и согласование интересов ниц, которым адресован правовой акт. Это означает, что к процес- су его разработки и принятия должны привлекаться граждане и организации, на правовом положении которых может отразиться это решение (управленческое, судебное или другое). Выполнение этого процедурного правила — обычно обязан- ность составителя юридического документа (управленческого ре- шения, договора или нормативного акта). В уголовном процессе судья до вынесения приговора всегда выясняет мнение не только потерпевшего по многим для него принципиальным вопросам, но и личные, семейные обстоятельства подсудимого. Делается это для того, чтобы точнее урегулировать ситуацию. Рассмотрим в ка- честве примера конкретное уголовное дело. Российская глубинка. Проблемы с трудовой занятостью, проведе- нием культурного досуга. С, недавно вернувшийся из армии, решил с другом отметить это событие. Поскольку никто из них не работал, они решили добыть деньги на выпивку продажей краденого у своих сосе- дей имущества. Забравшись в кладовую, они украли мешок пшена и трехлитровую банку растительного масла. Реализовали односельча- нам, купили спиртное и веселились весь вечер. Их привлекли к уго- ловной ответственности.

Правило рациональности процедуры призвано обеспечить дос-

тижение целей быстрого и полного осуществления юридической

деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со

стороны государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правило юридической техники, о котором идет речь, имеет

двоякий смысл:

1) это задача органа, установившего процедуру, постоянно ра-

ботать над ее усовершенствованием, внося соответствующие из-

менения в установленный им порядок принятия правовых актов.

На протяжении последних лет демонстрирует постоянное стрем-

ление к совершенствованию процедуры выборов Центральная из-

бирательная комиссия РФ, предложившая для принятия Государ-

ственной Думе не один десяток поправок в избирательное законо-

дательство;

2) это задача тех, кто реализует процедурные нормы, поступать

при этом рационально. Наглядный пример — принятие Государст-

венной Думой Федерального закона от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ

«О Государственном гимне Российской Федерации». Он был при-

нят сразу в первом чтении, хотя по Регламенту Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятому

постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г.

№ 2134-11 ГД, вполне допустимо было провести три чтения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.027 с.)