Отсутствие противоречий между правовыми документами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие противоречий между правовыми документами



(частями правового документа)

Ситуацию, когда в нормативных актах встречаются противоре-

чия, называют коллизией1. Коллизия, по мнению А. Ф. Черданце-

ва, «это когда две и более нормы несовпадающего содержания

претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же

случаю»2. Н. А. Власенко, расширяя понятие коллизии, признает

несогласованность (различие в подходах к регулируемой ситуа-

ции) и противоречивость норм права3. Еще более расширяет поня-

тие «коллизия» Ю. А. Тихомиров: по существу, его понимание

коллизии синонимично понятию «конфликт»4. Как бы там ни бы-

ло, ситуация противоречивости отражает большую степень

«столкновения» норм права, нежели несогласованность в нормах

права, и является более нетерпимой.
 

См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 249.
 

Черданцев А. Ф. Теория государства и права. С. 211.

См.: Власенко Н. А. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск, 1984.

С. 23.
 

См.: Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 27.


 
 
I i.iii.i 4. Общие правила юридической техники
Общая часть В суде истец, один из соавторов произведения, оспаривает выпла- ченный ему гонорар. Чтобы вынести правильное решение, суд должен сделать целый ряд логических умозаключений: 1) если произведение создано трудом двух лиц, они признаются соавторами; 2) если они признаются соавторами произведения, то порядок пользования авторскими правами они определяют по соглашению; 3) получение гонорара за созданное произведение — одно из ав- торских прав; 4) соавторы при заключении авторского договора не определили долю участия каждого в созданном произведении; 5) законодательство в этой ситуации дает возможность признать равное участие соавторов; 6) истец не представил убедительных доказательств того, что его участие в создании произведения больше, чем у ответчика, его соав- тора; 7) оснований удовлетворить иск не имеется. Если бы в этот ход рассуждений было вплетено такое суждение: истец собирается жениться, и ему нужно больше денег, чем его соав- тору, то налицо была бы нелогичность, т. е. нарушение последова- тельности мыслительных операций.   Убедительность правовых документов Юридическая работа — это работа, которая имеет в высшей ме-

грузку по приданию нормативному акту убедительности несут

преамбулы.

В преамбуле Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-

рендуме граждан Российской Федерации» провозглашается: «Демо-

кратические, свободные и периодические выборы в органы государст-

венной власти, органы местного самоуправления, а также референдум

являются высшим непосредственным выражением принадлежащей

народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявле-

ние граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, за-

щита демократических принципов и норм избирательного права и

права на участие в референдуме».

Таковы лишь основные правила юридической техники, с помо-

щью которых обеспечивается логика права.

 

Структурные правила

(внутренняя форма правового документа)

Структура правового документа — это его строение. Как и лю-

бое строительство, создание правовых документов должно подчи-

няться определенным канонам. Главный из них — деление право-

вого документа на части.

Это производится для того, чтобы:

1) обеспечить полное изложение необходимой для правового
ре интеллектуальный характер. Но мысли, заключенные как в нормативных актах, так и в правоприменительных актах, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В про- тивном случае обвинение будет необоснованным. Истинность нормативных актов доказать сложнее. Это требу- ет более трудоемкой работы. Доказательством здесь может быть предыдущий опыт всего человечества (например, с развитием общества жесткость санкций уменьшается), законы других стран по правовому регулированию того или иного фрагмента общест- венной жизни (например, Закон об акционерных обществах Германии), положения юридической и других наук (например, для того, чтобы быть избранным, кандидату в депутаты необхо- димо получить простое большинство голосов). Основную на-

документа информации. Если она не систематизирована, сущест-

вует реальная опасность того, что часть ее, возможно, будет отсут-

ствовать;

2) обеспечить эффективное усвоение правовой информации

теми, кому она адресована. Опять-таки если правовой документ

не систематизирован, адресату надо затратить значительные ин-

теллектуальные усилия на ее классификацию и отбор, что вряд ли

будет по силам каждому из них, либо это потребует от субъектов

больших временных затрат. Здесь уместно привести для аналогии

бытовую ситуацию: если в шкафу вещи не разложены строго по

полочкам, найти нужную крайне сложно.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три

части:

1) вступительную;

2) основную;

3) заключительную.


 
I пина 4. Общие правила юридической техники
Общая часть
 

Вступительная часть
— таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.); — образцы документов; — карты; — бланки; — схемы. Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому их автономное существование, т. е. отдельно от основной части правового документа, вполне оп- равданно. Если бы такие предписания располагались в самих ак- тах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользова- ния, а материалы, включенные в них, неравноценными по отно- шению друг к другу.   Ссылки Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны пра- вовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нор- мативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность.   Сноски Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.

Во вступительной части правового документа отражается боль-

шинство его реквизитов.

Кроме того, если речь идет о нормативном акте, в нем жела-

тельно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать

юридическому документу обоснованность и убедительность.

У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулиро-

вать конкретный случай. Мотивировка индивидуального решения

здесь крайне важна, а иначе исполнимость решения окажется под

вопросом. Вот почему она столь подробно отражена в основной

части документа. Во вступительной части правоприменительного

акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта,

его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последст-

вия, связанные с возможной отменой правового документа.

 

Основная часть

В сложных правовых документах основная часть, как правило,

подразделяется: на части, разделы, главы, статьи, пункты, под-

пункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (на-

пример, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, под-

пункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их

содержание составляют констатирующая, описательная, мотиви-

ровочная, резолютивная части.

 

Заключительная часть

Как правило, во всех видах юридических документов заключи-

тельная часть невелика. В ней акцентируется внимание на менее

значимых моментах, таких как срок действия документа, порядок

его обжалования (который в принципе должны все и так знать,

поскольку он устанавливается в нормативном акте), перечень от-

меняемых и изменяемых актов и т. п.

 

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встре-

чается не так часто. Приложения располагаются после заключи-

тельной части документа. Если их несколько, им присваивается

соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении со-

держатся:


Общая часть
 
I i.iii.i 4. Общие правила юридической техники
 
 
Примечания Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить «по ходу дела», т. е. без от- влечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в ос- новной части правового документа1. Примечания позволяют: 1) расширить либо сузить объем информации; 2) предусмотреть исключения из общего правила или индиви- дуального решения; 3) пояснить или уточнить какое-либо положение; 4) определить условия применимости положения; 5) указать орган, который ответствен за решение того или ино- го вопроса, и т. д. Таким образом, случаи использования примечаний могут быть самыми разнообразными. Однако примечания загромождают и запутывают правовые до- кументы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их ис- полнителей, затрудняют усвоение и пользование актами. Одним словом, примечания усложняют и без того сложные правовые до- кументы. Вот почему на практике широкое применение приме- чаний себя не оправдывает.   § 5. Языковые правила Правовой акт, являясь средством регулирования поведения людей, обращается в первую очередь не к чувствам и воображе- нию человека, а к его воле и разуму, и властно предписывает опре- деленное поведение. Поэтому язык правовых документов — это язык государственной власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан следовать языковым правилам. Их несколько.   Ясность Ясность — это простота, понятность правового документа. Правовой документ должен быть составлен так, чтобы быть по- нятным всем лицам, на которых он распространяется. Неясный
 

 


правовой акт не дает полного представления о необходимом пове-

дении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, не-

доразумениям и ошибкам.

Отсутствие ясности правового документа может иметь разную

степень:

- полная неясность (например, аморальный проступок — п. 8

.ст. 81 ТК РФ);

- двусмысленность (например, утрата доверия — п. 7 ст. 81

ТК РФ);

- недостаточная ясность (например, неоднократное неиспол-

нение трудовых обязанностей — п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Наиболее нетерпимой является первая, самая грубая степень

неясности. Именно здесь возможны не только ошибки, но и зло-

употребления, из-за чего возникают сложные и затяжные судеб-

ные споры.

Ректор вуза уволил преподавателя за аморальное поведение. Оно

выражалось в том, что данный преподаватель в процессе проведения

занятий выделял в студенческой группе самую симпатичную девушку и

публично оказывал ей внимание (положительно оценивал ее внешний

вид, данные ею ответы и т. п.). Он также всячески помогал ей при отве-

тах и даже просил домашний телефон, чтобы оказывать ей необходи-

мую помощь при подготовке к его занятиям. Кроме того, на занятиях

он просил ее выполнять функции его помощника (отмечать в журнале

присутствующих и ставить оценки выступавшим студентам). Для этой

цели он каждый раз приглашал ее сесть рядом с ним за преподаватель-

ский стол, что, по ее утверждениям, нарушало ее интимную психоло-

гическую зону (менее 40 см) и доставляло ей серьезный дискомфорт.

Суд первой инстанции согласился с ректором и приказ об увольне-

нии не отменил. Но каково было решение вышестоящего суда, куда

истец обжаловал принятое судебное решение? Наверняка там все об-

стояло не просто.

Ясное представление о смысле правового акта для каждого

субъекта зависит от ряда таких факторов, как его опыт (собствен-

ный или заимствованный у других), образование, уровень культу-

ры, в том числе правовой, и др.

Степень простоты и ясности определяется и в зависимости от

того, на кого рассчитан правовой акт, какой сферы отношений не-

посредственно он касается. Если это неопределенный круг лиц, то

акты должны быть написаны более простым языком (например,

Конституция РФ). Если же правовой акт регулирует достаточно

узкую сферу общественных отношений (например, правила поч-
 
См.: Баранов В. М., Кузнецов А. П., Изосимов С. В. и др. Примечания в россий-

товой службы), текст такого акта может быть сложным.
ском праве. Н. Новгород, 2005. СП.


I n.iFia 4. Общие правила юридической техники
Общая часть
 
 

 
 
роль (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.). Доступности способствуют: — использование максимально простых терминов, фраз, широ- ко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых большей частью населения; — отказ от использования в правовых актах сложных конструк- ций с причастными и деепричастными оборотами; — отказ от злоупотребления иностранными словами; — отказ от использования некоторых канцелярских оборотов, бюрократических штампов, архаичных выражений и т. д.   Краткость правовых документов Одни ученые называют это языковое правило компактностью1, другие — экономичностью2, третьи — лаконичностью. Речь идет об одном и том же — о сокращении объема правового документа, но, конечно же, не в ущерб его качеству. Краткости способствуют: отсутствие многословия; — сокращение неоправданных повторений отдельных фраз (ес- ли такая потребность возникает, лучше дать в скобках краткую обобщающую формулу и затем ее воспроизводить в последующем тексте); — использование кратких формулировок; — типизация (стандартность, стереотипность) формулировок; вынесение дефиниций в начало документа, с тем чтобы в дальней- шем не расширять документ за счет многократного их повторения.   Отсутствие пафосности, декларативности правового документа Желание правотворческого субъекта поднять значимость пра- вового документа порой приводит к правовой демагогии. Иногда дело доходит, как отмечает С. А. Боголюбов, до помещения в нор- мативные акты законодательных положений, рекламирующих го- сударственную власть и государственные органы3. Это, конечно, крайняя форма идеологизированности правового документа, и са-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.112 с.)