Формирование вертикальной структуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование вертикальной структуры.



Организационная структура — это одновременно способ и форма объединения людей для осуществления общих для них производственных и управленческих целей. Организационная структура предприятия документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Важнейшие характеристики организационных структур: количество звеньев; иерархичность: число ступеней или уровней; характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления. Чтобы разработать организационную структуру компании, менеджеры должны учесть три стадии:

  1. формирование вертикальной структуры (создание рабочих мест под конкретные функции, выполнение которых необходимо для осуществления запланированной работы);
  2. подразделение на отделы (группировка рабочих мест по отделам и более крупным структурным единицам);
  3. формирование горизонтальной структуры (координация всех функций для достижений единства в работе).

Вертикальная структура связывает деятельность высших организационных звеньев со средним и нижним уровнями структуры для достижения общих целей организации. Управляющие высшего звена, определив предназначение и цели организации, формулируют конкретные задачи, необходимые для достижения этих целей. А для выполнения этих задач они нанимают людей, которые могут помочь им в достижении целей. Поскольку лишь немногие работники обладают квалификацией, необходимой для выполнения всех функций, в которых нуждаются компании, они могут действовать только благодаря разделению труда (или специализации).

Организация работает слаженнее, если работники знают не только, что именно и когда им следует делать, но также - кто следит за тем, правильно ли они выполняют порученное дело. Поэтому менеджеры, которые занимаются планированием, разрабатывая систему разделения труда для организации, должны позаботиться о предоставлении достаточного объема полномочий тем, кому они понадобятся для выполнения этой конкретной работы. Во всех организациях работники наделены определенными должностными обязанностями, то есть они должны выполнять возложенные на них функции и реализовывать цели и задачи, связанные с их должностью

Руководители отвечают за то, чтобы все сотрудники выполняли свои обязанности, опираясь на властные полномочия - право принимать решения, отдавать приказания, предпринимать меры и распределять ресурсы для достижения целей организации. Структурная схема организации наглядно демонстрирует, кто и по отношению к кому обладает властными полномочиями, кто какие обязанности несет, и кто перед кем отвечает за их выполнение.

 

Рис. 1. Схема линейно-штабной организационной структуры.

 

Каждая вертикальная структура имеет совершенно определенные каналы реализации властных полномочий и обмена информацией. Распределяя задания, полномочия и обязанности, вертикальная структура формирует систему соподчиненности - непрерывную линию власти, которая связывает каждый уровень работников со следующим. Эта линия соподчиненности определяет, кто обладает полномочиями отдавать распоряжения, и кто кому подотчетен. Соподчиненность связана с двумя основными принципами: 1) каждый работник подотчетен только одному начальнику и 2) структура власти в организации охватывает всех работников и имеет строго определенный вид.

Наиболее простая и распространенная система соподчиненности называется линейной организационной структурой, в которой четко воплощена передача власти от верхних эшелонов к нижним. Предприятия, организованные по типу линейной структуры, пользуются рядом практических преимуществ. Благодаря тому, что в линейной организации менеджеры четко представляют себе свою сферу полномочий по принятию решений, этот процесс существенно ускоряется, упрощается поддержание дисциплины, а также легко устанавливаются каналы делового общения, которое носит непосредственный характер. Кроме того, благодаря простоте линейной организации она обходится дешевле.

Вместе с тем в линейной организации заложены, по крайней мере, три существенных недостатка. Во-первых, поскольку все решения принимаются в централизованном порядке, постольку работники более низких уровней лишены возможности освоения опыта, необходимого им для продвижения по служебной лестнице. Во-вторых, технические сложности в деятельности фирмы требуют порой специальных знаний, которыми ее высшие руководители могут не обладать и которые не имеют возможности приобрести в короткие сроки. В-третьих, расширение масштабов деятельности компании может повлечь за собой такое увеличение уровней соподчиненности, которое, в свою очередь, замедлит обмен информацией и принятие решений.

Более сложная система, известная под названием линейно-штабной организационной структуры, возникла под воздействием необходимости сочетать специализацию с управленческим контролем. В организации этой формы четко выражена соподчиненность сверху донизу, но она также включает в себя функциональные группы работников, находящихся под началом административного аппарата. Обычно линейная организация охватывает управление основной деятельностью организации. Административный аппарат дополняет линейную организационную структуру, предоставляя консультации и специализированные услуги. Представители аппарата не входят в структуру соподчиненности линейной организации. Главное преимущество линейно-штабной организационной структуры состоит в возможности подключать специалистов в конкретных областях к формальной структуре соподчинения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.008 с.)