Приоритетными вместимостями являются для кинозалов – 100-300 мест, а для видеозалов – 40-80 мест. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритетными вместимостями являются для кинозалов – 100-300 мест, а для видеозалов – 40-80 мест.



2.Лекция «Здания театральных учреждений».

Культурно-зрелищные учреждения (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры) как типологически близкие архитектурные произведения, отражают и способствуют развитию важной культурно-эмоциональной стороны жизни людей. Все здания указанных учреждений возникли в разное время в процессе длительного исторического развития человеческой цивилизации и культуры на основе древних обрядов, ритуалов, культовых церемоний, народных празднеств, гуляний, других массовых действий, носящих обязательные элементы зрелищности.

Театры – древнейшие общественные здания едва ли не у всех народов мира. Современная архитектура зданий театров впитала в себя, в неравной, правда, степени, и продолжает использовать различные функционально-планировочные и объемно-пространственные формы театров прошлого. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Но всегда в основе театрального здания любой жанровой специфики есть сцена и зрительный зал – два самых важных составляющих элемента.

Демонстрационный (сценический) комплекс, помимо сцены, включает помещения, обеспечивающие необходимые процессы подготовки и осуществления сценического действия: артистические уборные, помещения персонала, администрации, мастерских, складов декораций и т.п.

Зрительный комплекс, это зрительный зал и помещения для зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. Демонстрационный (сценический) комплекс намного сложнее зрительного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания.

История развития театрального здания – это история развития и поисков наиболее рационального и гармоничного взаимоотношения этих его двух основных функциональных комплексов. Истоки современного театра – театрализованные празднества в древней Греции, посвященные борьбе бога Диониса с зимой. История развития античного театра (от VI в. до н.э. – до IV в. н.э.) завершилась новой формой театральных представлений – выступление актера и хора – и соответствующей ей грандиозной естественной архитектурной формой театра. Место орхестры – круглой площадки у подножия холма и предназначенной для танцев, заняли подмостки (будущая сцена); сзади орхестры появилось сооружение с помещениями для переодевания актеров, хранения бутафории – скене; поднятая между скеной и орхестрой площадка получила название просцениума, т.е. места, где артисты-исполнители говорят или поют.

Греческие театры (от латинского theatron – места для зрителей, размещенные концентрическими ярусами) достигали огромных размеров. Диаметр тетра в Эгесте – 63 м, в Сиракузах – до 150 м, вместимость до 40 тыс. зрителей. Театр в Эпидавре (IV в. до н.э.) диаметром 118 м обладал великолепной акустикой и вмещал до 150 тыс. человек. Кроме открытых в Греции строились закрытые театры – «одеоны» меньшей вместимости.

Демократическая основа греческих театров предопределила их типологическую однородность и принципы формирования – концентрическое амфитеатральное размещение зрительских мест вокруг орхестры. В более поздних римских театрах произошло объединение скены и зрительской части в единый объем путем выдвижения просцениума вперед на 0,5 орхестры (оставшаяся часть предназначалась для сенаторских мест). Приближение зрителей повлекло снижение высоты скены до 1,5 м при средней ее глубине до 7-8 м (от 4 до 25 м).

Только в XVI начале XVII вв. (в конце эпохи Ренессанса-Возрождения) в Италии возник новый театр – ранговый или ярусный. Дифференциация публики по общественному положению получила отражение в распределении ярусов: верхние для низших слоев населения и нижние для высшего света. Появление оперы потребовало увеличения зрительских мест в зале без изменения его размеров и удаления зрителей от сцены. Прообразом ярусного театра могли послужить итальянские дворы, дворы гостиниц, с выходящими в них балконами и галереями. А сословно-классовая разобщенность общества привела к делению ярусов на отдельные ячейки-ложи.

Стремление к улучшению акустических свойств залов стало причиной возникновения нового пространственно-планировочного типа зала – в виде усеченного конуса или подковы. Применение сменных декораций и большое число участников сценического действия привели к глубинной сцене с кулисами.

С начала XIX в. театр - центр великосветской жизни. В театр зрителей теперь привлекала возможность демонстрации самих себя. Это во многом определило архитектурное решение театрального здания, и в первую очередь, его зрительного зала. Его архитектура подчинялась идее выражения сословной иерархии общества в структуре ярусов и лож, в их убывающем декоре снизу вверх. Театральный зал стал нарядным салоном, отделенным от сцены богато украшенным порталом, разделявшим как бы два мира; к контакту актеров со зрителем и не стремились. При этом большое внимание уделялось вестибюлям, фойе, кулуарам и парадным, торжественным лестницам. Таким и дошло до нас традиционное, классическое решение здания театра.

Что касается развития театра и театрального здания в России, то достаточно сказать, что когда в театральном Лондоне в группе зрелищных построек вдоль Темзы уже ставились драмы У. Шекспира (1564-1616 г.) в Древней Руси были еще странствующие актеры – скоморохи и только в начале XVII в. появился кукольный Петрушка. История театров Москвы также, как и всей России, подтверждаемая документами, начинается с конца XVII в.

В 1672 г. царь Алексей Михайлович Романов (отец Петра I) приказал построить «Комедийную храмину» в селе Преображенском, где 17 октября и состоялся первый спектакль «Артаксерксово действо». Современники утверждают, что царь смотрел этот спектакль «целых десять часов, не вставая с места». Потом в кремлевских палатах (за пять дней!) был оборудован новый театр и их, вместе с театром в доме боярина И. Милославского, стало три. Любопытно, что эти театры уже имели кулисы и «рамы перспективного письма», сразу таким образом «прыгнув» в итальянскую коробку сценического пространства. Но после смерти А.М. Романова в 1677 г. театры были закрыты и редкие спектакли давали только в доме Ф. Я. Лефорта – сподвижника Петра I.

Лишь в конце 1702 г. по указанию Петра I на Красной площади у Никольских ворот (на месте Исторического музея) встала «Комедийная храмина», а за ней появились и другие театры (в летнем Измайловском дворце, в Сухаревой башне) где давали спектакли приглашенные иностранные артисты при помощи крепостных актеров и любителей этого искусства. Так продолжалось до 1740-х годов, когда арх. В. Растрелли по указанию императрицы Елизаветы построил в Москве два театра (на Красной площади и на Яузе), сгоревших от пожаров через несколько десятилетий. История театральных зданий Москвы тех лет – это история их грандиозных пожаров, довольно часто случавшихся и продолжавшихся до конца XIX в.

Самые старые театры в Москве, сохранившиеся и используемые сейчас по своему прямому назначению – Государственные академические Большой (арх. О. Бове, А. Кавос, 1825 г., 1856 г.) и Малый (арх. О. Бове, 1824 г.), а также дом генерала Полторацкого (арх. О. Бове, 1821 г.), ставший только в 1936 г. Центральным детским театром (РАМТ). В течение почти 60 лет XIX в. в Москве господствовало только два казенных театра – Большой и Малый.

На рубеже XIX и XX вв., весь XX век и, даже в начале XXI века строились новые и реконструировались старые здания театров Москвы, увеличив их число от нескольких единиц до двух с лишним сотен. Среди них такие театральные объекты как:

- театры оперы и балета: Большой, Музыкальный им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Классического балета, Оперетты, «Новая опера», Мюзикла и др.;

- театры драматического искусства: Малый, МХТ им. А.П. Чехова, МХАТ им. М. Горького, Академический им. «Моссовета», им. А.С. Пушкина, им. В.В. Маяковского, им. Е. Вахтангова, на Малой Бронной, на Таганке, Эрмитаж, ТЮЗ, РАМТ, «Ленком» и др.;

- театры комедийного, сатирического, эстрадного искусства: «Сатирикон» им. А.И. Райкина, «Сатиры», «Эстрады» и др.;

- театры других, специфических жанров: Центральный театр кукол им. С.В. Образцова, Детский Музыкальный театр им. Н.И. Сац, Мимики и Жеста, Теней и др.

На протяжении многих десятилетий постоянно расширялась и совершенствовалась организационная подчиненность театров: от государственных и муниципальных до самодеятельных и частных, именных.

При этом развивались и направления типологии зданий театров - от расширения диапазона вместимости и числа залов, до расширения состава и увеличения площадей помещений в зрительской и сценической частях.

В соответствии с развитием городской культуры, а также историческими событиями ослабевали или усиливались и различные тенденции-поиски новых форм организации театральной деятельности: от конкретно-жанровой до «оптимальной» универсально-многожанровой; от строго репертуарной до гастрольной, антрепризной; от сугубо классической до авангардно-экспериментальной; от театра с труппой актеров, артистов до театра одного актера, где он сам себе режиссер и т.д.

Таким образом, появились и трансформируемые театры, изменяющие в зависимости от постановки взаимную планировку сцены и зала.

История становления и развития архитектуры зданий театров во всем мире, в том числе в России и в Москве, отражает сложный и интересный процесс развития самого театра, театрального искусства как такового. И наметившееся сегодня тяготение к разнообразию функционально-планировочных и пространственных решений внешней и внутренней архитектуры его здания, современного, удобного и комфортного как для актеров, так и для зрителей, это подтверждает.

И если говорить о тенденциях развития архитектуры зданий театров, то сегодня мы наблюдаем интереснейший процесс, когда на смену барочному, ярусному театру и многолетним поискам идеального построения зала и сцены пришла простая и ясная идея: современному зрителю интересно видеть все типы театров, какие знала история, - и парадные театры с глубинной сценой, и античные амфитеатры, и театры со сценой-ареной, трехпортальной сценой, большие и малые, гигантские и маленькие, почти интимные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)