Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Декан вечернего отделения мархиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Утверждаю Жук П.М. Декан вечернего отделения МАРХИ
БАКАЛАВРИАТ. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ групп V курса В/О на XIII триместр 2016-2017 уч. г. по дисциплине «Специальность» (Развитие зданий культурно-зрелищных учреждений в условиях мегаполиса на примере города Москвы). Дата чаc./ауд. Тема занятий Проводит Г. 1. Нормы проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений. 2. Здания театральных учреждений. Г. 3. Здания кинотеатров. Засл. работник Москомархитектуры, Ауд. 331 профессор МАРХИ, Арх. Горин С.С. Г. 4. Здания цирков. Г. 5. Здания концертных залов. 18.30-21.45 Ауд. 331 Г. 6. Универсальные культурно-зрелищные Здания и сооружения. Г. Зачет с оценкой. 22.11.16 г. Зачет с оценкой (резерв). Согласовано: Горин С.С. Составил: Жук П.М.
1.Лекция «Нормы проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений». Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры – это общественные здания и сооружения, в которых воплотились не только наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей, но и возможности необходимого обеспечения населения комфортными условиями для жизни, труда и, конечно, культурного отдыха. Значительные по своему архитектурно-художественному образу, общественные здания культурно-зрелищных учреждений, особенно их комплексы, независимо от величины, так или иначе, организуют городские пространства, становясь архитектурными доминантами, притягивающими людей. Им принадлежит важная градостроительная роль и в районах массовой жилой застройки, и в новых или реконструируемых городских центрах – во всех, без исключения, градостроительных ансамблях. Среди других видов архитектуры и строительства общественные здания, включая и культурно-зрелищные, по объему занимают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитебную территорию затраты на строительство общественных зданий в среднем составляют около 30%. Еще боле высок удельный вес строительства общественных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в крупных городах общероссийского и республиканского значения и особенно в столице Р.Ф. – Москве. Ведь именно в крупных городах-мегаполисах, как правило, возводятся театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения.
В соответствии с градостроительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89), организация общественного, в том числе и культурно-досугового, зрелищного, обслуживания городского населения строится по принципам так называемой «ступенчатой» сети-системы. В зависимости от частоты пользования и времени доступности все учреждения и предприятия обслуживания делятся на три основные группы: учреждения и предприятия эпизодического пользования (обслуживание населения всего города на путях и транспортно-пересадочных узлах общественного транспорта), периодического и повседневного пользования (обслуживание населения жилых районов, микрорайонов и кварталов на путях общественного транспорта и пешеходной доступности). В этих градостроительных нормах и правилах отражены также степень сетевого охвата населения тем или иным видом культурно-досугового обслуживания, зафиксирован необходимый уровень обеспеченности населения зрительскими местами и площадью в таких учреждениях обслуживания, определены время и радиусы их транспортной и пешеходной доступности. Культурно-зрелищные здания и их комплексы – это искусственная среда, в которой протекают один или несколько связанных процессов досуговой жизнедеятельности многих людей. Это – ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания или деятельности в нем людей и защиты их от воздействий природных факторов. Поэтому проектирование культурно-зрелищных зданий и сооружений должно быть основано на комплексном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-культурных, конструктивных, инженерно-технических, экономических, архитектурно-художественных. В связи с непрерывным повышением уровня жизни населения и требований научно-технического прогресса сами функционально-технологические процессы, протекающие в культурно-зрелищных зданиях, комплексах и центрах, а также типы этих объектов периодически видоизменяются, усложняются, устаревшие отмирают, новые, более сложные, универсальные и многофункциональные возникают. Эти процессы также периодически закрепляются и регулируются при помощи системы соответствующих норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации культурно-зрелищных зданий и сооружений. Однако следует заметить, что в последние 20-25 лет эта работа в Российской Федерации значительно замедлилась, приостановилась.
Разработка новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений основывается на базе социальных потребностей, а также на поиске форм и организации пространственной среды, отвечающих этим потребностям на каждом этапе развития общества. Новые социальные программы, технические и технологические решения неизбежно приводят не только к появлению новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений, но и к их содержательной усложненности. Для формирования новых типов таких объектов культуры все более характерны прогрессивные приемы и тенденции: укрупнение, многофункциональность, гибкое универсальное использование зданий для различных культурно-зрелищных функций. Опыт организации функционально-технологических процессов в культурно-зрелищных зданиях и сооружениях обобщается в Строительных Нормах и Правилах (СНиП) проектирования и Нормалях планировочных элементов, где установлены состав, площади, габариты основных и вспомогательных помещений, а также возможные варианты их взаимного расположения, оснащения и оборудования. Нормы и правила (СНиП) по проектированию вновь возводимых и реконструируемых культурно-зрелищных зданий и сооружений должны заново разрабатываться или периодически обновляться для каждого этапа развития государства. Это делается с учетом природно-климатических условий, национальных особенностей различных регионов страны, задач по удовлетворению культурных и духовных потребностей населения, возможностей социально-экономического развития общества и государства на каждом из этих этапов, размером примерно в 10 лет. В эти же сроки и по этим же причинам вносятся определенные, иногда довольно значительные изменения и в обязательный для применения Перечень общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений, где они образуют основные группы, формирующиеся по близким функциональным, эксплуатационным и ведомственным признакам. Правда, такие изменения не всегда оказываются обоснованными, уместными и целесообразными. Нередко они привносят в указанный Перечень целый ряд неясностей и противоречий, а иногда из него неожиданно и необоснованно исчезают даже отдельные группы зданий и сооружений. Так, например, произошло с нормами и правилами проектирования капитальных зданий цирков. Класссификация общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений и основные положения по их проектированию со временем уточнялись, сокращались, пополнялись в соответствии с государственной политикой в области градостроительства, архитектуры и строительства гражданских зданий. Таким же изменениям подвергались специальные главы и разделы СНиП по проектированию различных видов и типов таких объектов недвижимости.
В СНиПах по проектированию различных видов и типов общественных, в том числе культурно-зрелищных, зданий и сооружений регламентация создания указанных объектов происходит по целому ряду нормативных параметров и требований, которые можно условно разделить на качественные и количественные. К первым – относятся требования к: составу и номенклатуре основных и вспомогательных помещений; функциональному зонированию и взаимосвязи помещений; размещению помещений в пространственной структуре здания и т.д. Ко вторым – относятся требования к: вместимости, пропускной способности здания, сооружения; количеству основных и вспомогательных помещений; площади и строительному объему; габаритам и площади помещений; нормированию кубатуры, площади на 1 человека и т.п. Эти параметры и требования отражают этапы времени в развитии государства, и, конечно, динамику и тенденции в совершенствовании норм и правил проектирования указанных зданий, сооружений и их помещений, технического оснащения. Касаясь качественных параметров и требований, следует отметить, что в предвоенные, послевоенные и даже современные годы в нормативных требованиях к обустройству культурно-зрелищных зданий отразилась их зависимость от социально-экономических условий развития государства в конкретный исторический период. В нормах проектирования культурно-зрелищных зданий тогда закладывались ограниченный состав и жесткая номенклатура основных и вспомогательных помещений, которые сдерживали осуществление основных функций и разнообразие архитектурных решений. Только с последней четверти XX века набор и номенклатура основных и вспомогательных помещений во всех общественных зданиях, включая и культурно-зрелищные, стали ощутимо и качественно изменяться в лучшую сторону. Потом прогрессивные процессы стали наблюдаться в развитии правил и требований к: взаимосвязи и трансформации помещений; функциональному зонированию и многофункциональности; пожарной безопасности и эвакуации; инженерно-техническому оснащению, использованию современного оборудования и т.д. На примере количественных параметров и требований еще нагляднее прослеживается развитие и совершенствование в предвоенные, послевоенные и современные годы параметров и требований к: вместимости и пропускной способности культурно-зрелищных зданий и сооружений; увеличению числа основных и вспомогательных помещений; к нормированию площадей и кубатуры помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.
В предвоенных и послевоенных нормах вместимость и пропускная способность таких зданий, сооружений были жестко ограничены, а количество основных и вспомогательных помещений недостаточно. Площади почти всех помещений и нормы площади на одного человека в них были малы, что не позволяло обеспечить комфортное пребывание людей, а также разместить там соответствующее оборудование и корпусную мебель. Вместимость и пропускная способность общественных и культурно-зрелищных зданий стали ощутимо увеличиваться и совершенствоваться только с последней четверти XX века. Эти изменения в нормативных требованиях затронули увеличение: количества основных и вспомогательных помещений; площади и строительного объема зданий; габаритов и площади помещений; норм кубатуры и площади помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д. Именно тогда в СССР, согласно приведенному в обязательном приложении 1* к действующим СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» Перечню групп зданий и помещений общественного назначения к группе 4. «Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов» стала относиться группа 4.3. «Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения». Большое значение в Р.Ф. и ее столице – городе Москве имеют такие востребованные у населения подгруппы индивидуальных и массовых учреждений для зрелищной и досугово-развлекательной деятельности как: 4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры и др.). 4.3.2. Клубные и досугово-развлекательные учреждения (клубы общего, специализированного и любительского профиля, танцзалы и др.). Эти учреждения досугово-развлекательной деятельности наряду с другими подгруппами учреждений этой сферы обеспечивают социально гарантированное обслуживание всех социально-демографических слоев населения нашего государства в области культурно-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий. С конца 1980-х гг. в Р.Ф. действовали ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», рапространявшиеся на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений, которые были структурированы следующим образом: - театры драматические, музыкально-драматические, музыкальной комедии, оперы и балета; - кинотеатры с обычной кинопроекцией и обслуживанием круглогодичного и сезонного действия (летних закрытых и открытых), а также комбинированных (круглогодичных совместно с сезонными); Согласно рекомендуемому приложению 1 к ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», включающему «Перечень специализированных типов зданий театров, кинотеатров и клубов» указанные выше культурно-зрелищные учреждения подразделялись на:
- Театры: большой и малой вместимости; репертуарные и гастрольные; оперные и балетные; камерные и студийные; кукол и теней; детские и юного зрителя; музыкальные и пантомимы; комедии и сатиры и др. - Кинотеатры: премьерные, досуговые, студийные, детские, с непрерывным кинопоказом («экспресс»), кинокафе и др.; с особыми видами кинопроекции: кинопанорама, циркорама, стерео, видео и др. В Москве проектирование и строительство ряда общественных зданий и сооружений, включая и культурно-зрелищные, регламентируется Московскими Городскими Строительными Нормами (МГСН – 4) с 1994 года. Эти территориальные (региональные) Строительные Нормы и Правила были разработаны как дополнение к федеральным нормативным документам по проектированию и строительству общественных зданий и сооружений (СНиП 2.08.02-89*). Московские Городские Строительные Нормы действуют только на территории города Москвы и предназначены для разработки и экспертизы проектов, указанных в этих нормах зданий, сооружений, их комплексов и центров.
В развитие и дополнение ряда МГСН 4…. по проектированию общественных зданий и сооружений были разработаны Пособия к ним и другие методические документы, в том числе Рекомендации, разъясняющие и уточняющие применение положений и требований указанных нормативных документов в московской практике проектирования, приводящие характерные примеры функционально-планировочных, пространственных и архитектурных решений. Изложенные в МГСН 4. нормативные положения и требования учитывают специфические особенности проектирования и строительства ряда общественных зданий и сооружений в столице Р.Ф., крупнейшем мегаполисе Европы и мира. Эти особенности проектирования и строительства общественных зданий и сооружений в Москве, в основном, заключаются в более развитой номенклатуре и типологии указанных объектов, а также в уточненных и повышенных по сравнению со СНиП площадях зданий и их помещений, предназначенных для строительства на территории города Москвы. Определенным образом, из-за затесненности участков, повышенной плотности и других специфических особенностей городской застройки, в МГСН уточнены, изменены и по-своему структурированы вместимость, пропускная способность и другие параметры ряда общественных зданий и сооружений. За счет использования в указанных МГСН современных требований, правил, норм и показателей, в новых проектах общественных зданий и сооружений для города Москвы была значительно улучшена их функционально-планировочная организация, а также существенно повышена их комфортность, улучшена инженерно-техническая оснащенность и обеспечено необходимое современное и прогрессивное технологическое оборудование различных основных и вспомогательных помещений. Здания больших культурно-зрелищных учреждений наиболее характерны для их размещения в структуре крупных городов и мегаполисов. Так в Москве работают более двухсот театров, десятки концертных залов и кинотеатров, два цирка, несколько универсальных культурно-зрелищных сооружений различного профиля, большой и малой вместимости, различной доступности. Они предназначены для обслуживания населения города Москвы, жителей других городов Р.Ф. и иностранных граждан. Именно поэтому в составе Московских Городских Строительных Норм по проектированию общественных зданий и сооружений (МГСН 4), были в 1998 г. разработаны МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения», содержащие московские региональные требования к проектированию и строительству зданий и комплексов культурно-зрелищного назначения. В 2004 году, в дополнение к МГСН 4.17-98 были разработаны «Рекомендации по проектированию концертных залов», где разработана типология концертных залов, сформулированы требования к объемно-планировочной организации отдельных функциональных зон, определены состав и площади основных и сопутствующих концертным залам помещений. В отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестким составом в ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», в основу МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» был положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов, учитывающему многообразные жизненные запросы многочисленного населения столицы Р.Ф. В МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» были определены условия нормирования требований по основным технологическим единицам, когда в качестве технологической единицы была принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями. В данном случае, нормируемыми элементами – технологическими единицами – стали являться: - комплекс помещений, обслуживающих зрителей; - зрительные залы различной вместимости и назначения; - сцены, эстрады и помещения их обслуживающие; - комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа; - комплекс помещений, обслуживающих артистов; - репетиционные помещения; - складские помещения; - мастерские; - клубный комплекс помещений; - музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения; - комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ; - видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения; - фото- и фонотеки с помещениями хранения; - служебно-административные помещения; - санитарно-гигиенические помещения; - помещения медицинско-оздоровительного назначения; - технические помещения, обслуживающие здание в целом. При этом нормативные требования распространялись на: набор услуг и состав основных групп помещений; минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; требования к безопасности посетителей и персонала. В МГСН 4.17-98 все культурно-зрелищные учреждения были разделены на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам стали нормироваться по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения современным и передовым необходимым технологическим оборудованием. Настоящая система гибкого нормирования стала позволять полноценно реагировать на различные культурные запросы населения нашей столицы и формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения. И если говорить о тенденциях развития архитектуры зданий театров, то сегодня мы наблюдаем интереснейший процесс, когда на смену барочному, ярусному театру и многолетним поискам идеального построения зала и сцены пришла простая и ясная идея: современному зрителю интересно видеть все типы театров, какие знала история, - и парадные театры с глубинной сценой, и античные амфитеатры, и театры со сценой-ареной, трехпортальной сценой, большие и малые, гигантские и маленькие, почти интимные. Чуть позже, на Сретенке - одной из самых оживленных, не только торговых, но и, если так можно выразиться, культурных улиц Москвы появились первые кинотеатры: «Гранд Электро» (1913 г.) и «Уран» (1914 г.). Кинотеатр «Колизей» на Чистопрудном бульваре (арх. Р. Клейн, 1914 г.) был построен в духе «неоклассицизма». Даже спустя десятилетия здание производило на зрителей и простых прохожих впечатление не только своими стильными интерьерами, но обликом главного фасада, неоднократно запечатленного в отечественных кинофильмах. Кинотеатр «Форум» на Садовой-Сухаревской улице (арх. Ф. Кольбе, 1914 г.) тоже был создан в стиле «неоклассицизма» и имел в центре главного фасада изящную колоннаду с античным барельефом. Великолепно выполненные интерьеры фойе с лепными потолками и мраморными колоннами были украшены хрустальными люстрами. Потом в большом количестве стали появляться и другие, часто встроенные в жилые дома, кинотеатры, получившие уже в послереволюционное время свои громкие названия: «Аврора», «Спартак», «Прогресс», «Центральный» и др. После Октябрьской революции 1917 г. и разрухи гражданской войны отечественное кинопроизводство и кинопоказ пришлось создавать заново. Наряду с возрождением уже существовавших в столице отдельных и встроенных в жилые дома кинотеатров открывались и новые: в зданиях рабочих клубов или отдельно стоящие среди жилой застройки, иногда во временных, деревянных или других конструкциях. Ярким примером новых веяний и направлений в архитектуре зданий культурно-зрелищных учреждений явилось гигантское и необычно-авангардное по тем временам здание кинотеатра «Ударник» в составе жилого квартала-комплекса ВЦИК на ул. Серафимовича (арх. Б. Иофан, 1928-1931 гг.). Помимо уникального по акустике круглого фойе с буфетом и новшеств кинопоказа, в зрительном зале на 1,5 тыс. мест была предусмотрена еще и раздвигающаяся крыша, которая, правда, давно уже не используется. В настоящее время кинотеатр закрыт на реконструкцию и не работает. В 1930-е годы в СССР проводились эксперименты с различными формами кинопоказа имевшие, по мере своего освоения и внедрения в жизнь, определенный успех у зрителей. Так, в самом центре столицы, на площади Революции, в здании у торца гостиницы «Москва» проводились демонстрации стереоскопических фильмов в очень небольшом по вместимости кинотеатре «Стереокино». При демонстрации стереофильмов создавался объемный, стереоскопический эффект. Общим для всех систем стереокино являлась съемка с разных точек зрения не менее 2-х изображений одного и того же объекта и потом раздельное рассматривание их каждым глазом зрителя с использованием специальных очков или без их применения. К началу ВОВ 1941-1945 гг. было построено несколько крупных двух-, трех- и четырехзальных кинотеатров в духе представительной, сталинской архитектуры, подобных кинотеатру «Родина» на Семеновской площади (арх. В. Калмыков, 1935-1938 г.) и ряд других не таких крупных, в основном на рабочих окраинах столицы. С конца 1940-х и до конца 1950-х гг. был реализован очередной этап активного строительства новых, встроенных в жилые здания и отдельных зданий кинотеатров. Даже некоторые «сталинские» высотки обзавелись встроенными кинотеатрами: «Иллюзион» на Котельнической набережной и «Баррикады» на площади Восстания. С начала 1950-х гг. в центре и на рабочих окраинах в быстром темпе строились трехзальные кинотеатры по образцовым проектам арх. И.В. Жолтовского в стиле сталинского ампира: «Буревестник» на Коровьем валу, «Слава» на шоссе Энтузиастов в начале 1-й Владимирской улицы, «Победа» на Абельмановской заставе и др. Функционально-планировочное решение этих образцовых кинотеатров состояло в том, что на первом этаже размещалось два зрительных зала (на 400 зрительских мест каждый) с общим просторным двухсветным вестибюлем-фойе, освещаемым дневным светом через высокие витражи в торцах. На третьем этаже, над вестибюлем-фойе, располагался третий зал на 100-150 зрительских мест. В нем перед основными сеансами демонстрировалась кинохроника и мультипликационные фильмы. Буфет располагался в подвальном помещении под вестибюлем-фойе. Со второй половины 1950-х гг. на Садовом кольце на первых этажах новых, только что построенных многоэтажных жилых домов стали появляться небольшие встроенные однозальные кинотеатры: «Звезда» недалеко от Курского вокзала, «Встреча» в пешеходной доступности от Красных ворот и др. Эти кинотеатры сразу стали пользоваться большим успехом у населения из окружающих жилых кварталов. В конце 1950-х гг. на Цветном бульваре в здании бывшего и частично разрушенного во время ВОВ 1941-1945 гг. цирка братьев Никитиных появился первый в стране, панорамный кинотеатр «Мир» на 1450 зрительских мест (арх. В. Бутузов и др., 1958 г.), произведший на зрителей ошеломляющее впечатление своим огромным киноэкраном. Ведь такой способ съемки и показа кинофильмов на больших и сверхбольших специальных вогнутых, цилиндрических экранах со стереофоническим звучанием, приближал восприятие зрителем киноизображения к условиям реального видения. В 1960-1970-е гг. приобретает массовый характер строительство крупных широкоформатных кинотеатров по всему СССР и конечно в столице - Москве. В центре Москвы на Пушкинской площади появился широкоформатный кинотеатр «Россия» с тремя кинозалами. Амфитеатр главного зрительного зала рассчитан на 1450 мест (арх. Ю. Шевердяев и др., 1961 г.). Здание кинотеатра с мощным навесным козырьком над высоким стеклянным витражом главного фасада выделяется крупным масштабом, созвучным масштабу известной столичной площади. По широкой лестнице, перекинутой через городской проезд, зрители попадают в центральное фойе, сплошное остекление которого визуально связывает интерьер с окружающим городским пространством, а также с фонтаном и зеленью сквера у памятника А.С. Пушкину. После ввода в эксплуатацию этот кинотеатр на долгие годы стал постоянным местом не только премьерного показа новых художественных кинофильмов, конкурсного показа лучших отечественных кинопроизведений разных жанров, но и главной площадкой для ежегодного проведения ММКФ. В конце 1960-х гг. на Новом Арбате появилось крупное здание двухзального кинотеатра «Октябрь» (арх. М.В. Посохин и др., 1969 г.) с большим киноконцертным залом на 3,0 тыс. мест. Конечно, такой большой зрительный зал обеспечивал не только показ любых кинофильмов на своем широкоформатном экране, но и был пригоден для проведения эстрадных концертов, важных форумов, заседаний и многолюдных собраний. На первом этаже этого знакового для столицы кинотеатра, в небольшом зале стереокино постоянно демонстрировались интересные стереоскопические фильмы как отечественного, так и зарубежного производства, пользовавшиеся спросом у зрителей. Тогда же, на перекрестке Васильевской и 2-й Брестской улиц, недалеко от Триумфальной площади, был построен «Центральный Дом кинематографистов» (арх. Е. Стамо, 1968 г.), творческий клуб деятелей киноискусства столицы и Союза кинематографистов России и место встреч зрителей со знаменитыми кинорежиссерами и известными артистами отечественного и зарубежного кино. В это же время в стилобате огромной гостиницы «Россия» на Москворецкой набережной у самого Кремля были построены крупный киноконцертный зал на 3000 мест и двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест (арх. Д. Чечулин, 1962-1969 гг.), обслуживавшие не только постояльцев гостиницы, но москвичей и гостей столицы, оказавшихся на набережной рядом с Красной площадью или посетивших ГУМ. В 1970-е гг. последовала волна строительства в Москве кинотеатров средней вместимости, теперь уже в районах массовой жилой застройки, где остро не хватало зданий культурно-зрелищных учреждений. Таким образом, целый ряд типовых и повторно применяемых однозальных и двухзальных кинотеатров был построен в 5-9-этажных жилых районах на периферии нашего города: «Первомайский», «София», «Урал», «Енисей» в Измайлово; «Владивосток» и «Березка» в районах Перово и Новогиреево; «Саяны» и «Киргизия» в районе Ивановское и др. Однако с начала 1990-х гг. и по сей день, из-за реформирования государственного устройства, а также постоянных экономических и финансовых кризисов проектирование и строительство новых кинотеатров в Москве приостановилось не только в центре, но и даже в ее новых жилых, так называемых «спальных» районах. При этом одни, относительно недавно построенные здания кинотеатров большой вместимости в центре, а средней и малой вместимости на окраинах города из-за кризисов потеряли большинство своих зрителей и поэтому стали неизбежно разоряться, приходить в упадок и, в конце-концов, подвергаться реновации. Остальные здания кинотеатров как-то успели довольно быстро перепрофилироваться в другие, более востребованные горожанами и прибыльные для владельцев объекты недвижимости: культурно-развлекательные или культурно-досуговые комплексы. У жителей отдаленных районов, и так лишенных благ городской цивилизации, с культурным досугом стало бы совсем худо, если бы «спасение» не нашлось в практически бесплатном просмотре в любое время дня и ночи большого количества зарубежных кинофильмов в домашних условиях по телевизору, на разных каналах или в записи. Локальные попытки возродить наш кинематограф за счет использования существующих зданий кинотеатров после их реконструкции, а также путем возведения новых, оснащенных по последнему слову техники, мультиплексных кинотеатров в составе торгово-развлекательных центров пока не принесли всеми ожидаемых результатов в виде увеличения посещаемости зрителей и прибыли. Лекция «Здания цирков». Цирк (от лат. circus - круг) – круглое или овальное в плане зрелищное здание с ареной или манежем в центре, перекрытое сферическим куполом и предназначенное для проведения различных состязаний и представлений с участием разного рода цирковых артистов, домашних и диких животных, птиц и хищных зверей. В древних государствах: на Крите, в Микенах, Греции – существовали различные спортивные игры, носившие зрелищный характер и организуемые в специально выстроенных амфитеатрах. Так, например, на Крите и в Микенах очень популярна была игра человека с быком: схватив за рога бегущего ему навстречу быка, акробат делал через его спину кульбит. В Древнем Риме в цирках и амфитеатрах в виде открытых арен с трибунами организовывались массовые представления, проводились соревнования боевых колесниц, бои гладиаторов, травля преступников дикими хищными зверями. Здесь же выступали жонглеры, канатоходцы, острословы и другие артисты. Подобные цирки существовали также в Византии, Древней Армении и других государствах. Наиболее известно здание «Колизея» (от лат. colosseus – громадный) - амфитеатра Флавиев в Риме – памятника древне-римской архитектуры (75-80 гг. н. э.). Это огромное, даже по сегодняшним меркам, сооружение служило для гладиаторских боев и других зрелищ и вмещало около 50 тыс. зрителей. Наружная отделка «Колизея» была выполнена из туфа с укреплением несущих конструкций галерей бетоном и кирпичом. На величественном фасаде было три яруса аркад. В летнее время «Колизей» имел даже временное тентовое покрытие над зрительскими трибунами по всему периметру. Практически все I-е тысячелетие и средние века цирковое искусство, как и другие виды искусства, пребывало в жесточайшей ситуации запретов и гонений, насаждаемых католической церковью и инквизицией. XVI-XVII вв. в Европе стали расцветом циркового искусства, связанным со школами верховой езды. В этих школах проводились показы образцов выездки лошадей, вольтижировки (вид акробатических упражнений на лошади) и дрессуры. Некоторые берейторы (учителя верховой езды и объездчики лошадей), переезжая из города в город, демонстрировали свое искусство, выстраивая для этой цели специальные манежи. С XVIII в. в Испании появился новый вид циркового искусства – коррида или смертельная игра вооруженного шпагой человека (матадора, тореадора) с диким, разъяренным быком на открытой арене с трибунами для зрителей. Этот своеобразный вид циркового искусства существует в некоторых испано-говорящих странах до сих пор. В 1772 г. Ф. Астлей создал в Лондоне на базе школы верховой езды первый стационарный цирк, а в 1782 г. построил для представлений специальное здание, имевшее все признаки современного цирка – манеж, расположенные по кругу и поднимающиеся амфитеатром места для зрителей, куполообразную крышу. В 1791 г. был открыт цирк Франкони в Париже. Начали создаваться цирки и в других городах Европы. По началу, они назывались амфитеатрами, конными театрами. В 1806 г., когда правительство Наполеона I установило, что театрами могут именоваться только коллективы, ставящие драматические, оперные и балетные спектакли, Франкони назвал свое предприятие цирком («Олимпийским»). Это название получило всеобщее признание и стало повсеместно использоваться как определяющее этот вид зрелищного представления и здания. Программы цирка состояли из отдельных номеров и включали также большие, чаще всего батальные пантомимы с верховой ездой и вольтижировкой. Только с XIX века начал формироваться современный цирк, как особый тип здания для представлений этого вида зрелищного искусства. Вначале в состав представлений кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима. Объединение в зрительном пространстве зала двух демонстрационных площадок, манежа (арены) для циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения – цирка-театра. Это были залы, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж. К середине XIX в. пантомима потеряла значение ведущего жанра и действие ее перенеслось на манеж. Таким образом, отпала необходимость в театральной сцене. Здание цирка освободилось от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью внимания зрителей в одну сторону и манежем, окруженным зрителями со всех сторон. На этом же этапе развития в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое более просторное и довольно высокое жизненное пространство в виде полусферического перекрытия крыши. Так сложился совершенно новый типологический вид и пространственное решение этого культурно-зрелищного здания - цирк, специфику которого, в отличие от других культурно-зрелищных зданий, стал определять зрительный зал в виде крутого амфитеатра круглой или многоугольной формы с манежем в центре под полусферическим куполом. Зрелищное подкупольное пространство имело разные приспособления для подвески гимнастических снарядов и устройств. Таким образом, самый главный, отличительный объем здания цирка (круглый в плане зрительный зал с манежем в центре) создавался вокруг вертикальной оси купольного перекрытия.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.066 с.) |