Декан вечернего отделения мархи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декан вечернего отделения мархи



Утверждаю Жук П.М.

Декан вечернего отделения МАРХИ

 

 

БАКАЛАВРИАТ. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

групп V курса В/О на XIII триместр 2016-2017 уч. г. по дисциплине «Специальность» (Развитие зданий культурно-зрелищных учреждений в условиях мегаполиса на примере города Москвы).

Дата чаc./ауд. Тема занятий Проводит

Г. 1. Нормы проектирования зданий

культурно-зрелищных учреждений.

2. Здания театральных учреждений.

Г. 3. Здания кинотеатров.

Засл. работник

Москомархитектуры,

Ауд. 331 профессор МАРХИ,

Арх. Горин С.С.

Г. 4. Здания цирков.

Г. 5. Здания концертных залов.

18.30-21.45

Ауд. 331

Г. 6. Универсальные культурно-зрелищные

Здания и сооружения.

Г. Зачет с оценкой.

22.11.16 г. Зачет с оценкой (резерв).

Согласовано: Горин С.С.

Составил: Жук П.М.

 

 

1.Лекция «Нормы проектирования зданий культурно-зрелищных учреждений».

Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры – это общественные здания и сооружения, в которых воплотились не только наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителей, но и возможности необходимого обеспечения населения комфортными условиями для жизни, труда и, конечно, культурного отдыха. Значительные по своему архитектурно-художественному образу, общественные здания культурно-зрелищных учреждений, особенно их комплексы, независимо от величины, так или иначе, организуют городские пространства, становясь архитектурными доминантами, притягивающими людей. Им принадлежит важная градостроительная роль и в районах массовой жилой застройки, и в новых или реконструируемых городских центрах – во всех, без исключения, градостроительных ансамблях.

Среди других видов архитектуры и строительства общественные здания, включая и культурно-зрелищные, по объему занимают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитебную территорию затраты на строительство общественных зданий в среднем составляют около 30%. Еще боле высок удельный вес строительства общественных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в крупных городах общероссийского и республиканского значения и особенно в столице Р.Ф. – Москве. Ведь именно в крупных городах-мегаполисах, как правило, возводятся театры, концертные залы, цирки, кинотеатры, универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения.

В соответствии с градостроительными нормами и правилами (СНиП 2.07.01-89), организация общественного, в том числе и культурно-досугового, зрелищного, обслуживания городского населения строится по принципам так называемой «ступенчатой» сети-системы. В зависимости от частоты пользования и времени доступности все учреждения и предприятия обслуживания делятся на три основные группы: учреждения и предприятия эпизодического пользования (обслуживание населения всего города на путях и транспортно-пересадочных узлах общественного транспорта), периодического и повседневного пользования (обслуживание населения жилых районов, микрорайонов и кварталов на путях общественного транспорта и пешеходной доступности).

В этих градостроительных нормах и правилах отражены также степень сетевого охвата населения тем или иным видом культурно-досугового обслуживания, зафиксирован необходимый уровень обеспеченности населения зрительскими местами и площадью в таких учреждениях обслуживания, определены время и радиусы их транспортной и пешеходной доступности.

Культурно-зрелищные здания и их комплексы – это искусственная среда, в которой протекают один или несколько связанных процессов досуговой жизнедеятельности многих людей. Это – ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания или деятельности в нем людей и защиты их от воздействий природных факторов. Поэтому проектирование культурно-зрелищных зданий и сооружений должно быть основано на комплексном учете разносторонних факторов: социальных, градостроительных, природно-климатических, национально-культурных, конструктивных, инженерно-технических, экономических, архитектурно-художественных.

В связи с непрерывным повышением уровня жизни населения и требований научно-технического прогресса сами функционально-технологические процессы, протекающие в культурно-зрелищных зданиях, комплексах и центрах, а также типы этих объектов периодически видоизменяются, усложняются, устаревшие отмирают, новые, более сложные, универсальные и многофункциональные возникают. Эти процессы также периодически закрепляются и регулируются при помощи системы соответствующих норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации культурно-зрелищных зданий и сооружений. Однако следует заметить, что в последние 20-25 лет эта работа в Российской Федерации значительно замедлилась, приостановилась.

Разработка новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений основывается на базе социальных потребностей, а также на поиске форм и организации пространственной среды, отвечающих этим потребностям на каждом этапе развития общества. Новые социальные программы, технические и технологические решения неизбежно приводят не только к появлению новых типов культурно-зрелищных зданий и сооружений, но и к их содержательной усложненности.

Для формирования новых типов таких объектов культуры все более характерны прогрессивные приемы и тенденции: укрупнение, многофункциональность, гибкое универсальное использование зданий для различных культурно-зрелищных функций.

Опыт организации функционально-технологических процессов в культурно-зрелищных зданиях и сооружениях обобщается в Строительных Нормах и Правилах (СНиП) проектирования и Нормалях планировочных элементов, где установлены состав, площади, габариты основных и вспомогательных помещений, а также возможные варианты их взаимного расположения, оснащения и оборудования.

Нормы и правила (СНиП) по проектированию вновь возводимых и реконструируемых культурно-зрелищных зданий и сооружений должны заново разрабатываться или периодически обновляться для каждого этапа развития государства. Это делается с учетом природно-климатических условий, национальных особенностей различных регионов страны, задач по удовлетворению культурных и духовных потребностей населения, возможностей социально-экономического развития общества и государства на каждом из этих этапов, размером примерно в 10 лет.

В эти же сроки и по этим же причинам вносятся определенные, иногда довольно значительные изменения и в обязательный для применения Перечень общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений, где они образуют основные группы, формирующиеся по близким функциональным, эксплуатационным и ведомственным признакам. Правда, такие изменения не всегда оказываются обоснованными, уместными и целесообразными. Нередко они привносят в указанный Перечень целый ряд неясностей и противоречий, а иногда из него неожиданно и необоснованно исчезают даже отдельные группы зданий и сооружений. Так, например, произошло с нормами и правилами проектирования капитальных зданий цирков.

Класссификация общественных, в том числе и культурно-зрелищных, зданий и сооружений и основные положения по их проектированию со временем уточнялись, сокращались, пополнялись в соответствии с государственной политикой в области градостроительства, архитектуры и строительства гражданских зданий. Таким же изменениям подвергались специальные главы и разделы СНиП по проектированию различных видов и типов таких объектов недвижимости.

В СНиПах по проектированию различных видов и типов общественных, в том числе культурно-зрелищных, зданий и сооружений регламентация создания указанных объектов происходит по целому ряду нормативных параметров и требований, которые можно условно разделить на качественные и количественные.

К первым – относятся требования к: составу и номенклатуре основных и вспомогательных помещений; функциональному зонированию и взаимосвязи помещений; размещению помещений в пространственной структуре здания и т.д.

Ко вторым – относятся требования к: вместимости, пропускной способности здания, сооружения; количеству основных и вспомогательных помещений; площади и строительному объему; габаритам и площади помещений; нормированию кубатуры, площади на 1 человека и т.п.

Эти параметры и требования отражают этапы времени в развитии государства, и, конечно, динамику и тенденции в совершенствовании норм и правил проектирования указанных зданий, сооружений и их помещений, технического оснащения.

Касаясь качественных параметров и требований, следует отметить, что в предвоенные, послевоенные и даже современные годы в нормативных требованиях к обустройству культурно-зрелищных зданий отразилась их зависимость от социально-экономических условий развития государства в конкретный исторический период. В нормах проектирования культурно-зрелищных зданий тогда закладывались ограниченный состав и жесткая номенклатура основных и вспомогательных помещений, которые сдерживали осуществление основных функций и разнообразие архитектурных решений.

Только с последней четверти XX века набор и номенклатура основных и вспомогательных помещений во всех общественных зданиях, включая и культурно-зрелищные, стали ощутимо и качественно изменяться в лучшую сторону. Потом прогрессивные процессы стали наблюдаться в развитии правил и требований к: взаимосвязи и трансформации помещений; функциональному зонированию и многофункциональности; пожарной безопасности и эвакуации; инженерно-техническому оснащению, использованию современного оборудования и т.д.

На примере количественных параметров и требований еще нагляднее прослеживается развитие и совершенствование в предвоенные, послевоенные и современные годы параметров и требований к: вместимости и пропускной способности культурно-зрелищных зданий и сооружений; увеличению числа основных и вспомогательных помещений; к нормированию площадей и кубатуры помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.

В предвоенных и послевоенных нормах вместимость и пропускная способность таких зданий, сооружений были жестко ограничены, а количество основных и вспомогательных помещений недостаточно. Площади почти всех помещений и нормы площади на одного человека в них были малы, что не позволяло обеспечить комфортное пребывание людей, а также разместить там соответствующее оборудование и корпусную мебель.

Вместимость и пропускная способность общественных и культурно-зрелищных зданий стали ощутимо увеличиваться и совершенствоваться только с последней четверти XX века. Эти изменения в нормативных требованиях затронули увеличение: количества основных и вспомогательных помещений; площади и строительного объема зданий; габаритов и площади помещений; норм кубатуры и площади помещений на одного посетителя, работника, зрителя и т.д.

Именно тогда в СССР, согласно приведенному в обязательном приложении 1* к действующим СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» Перечню групп зданий и помещений общественного назначения к группе 4. «Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов» стала относиться группа 4.3. «Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения».

Большое значение в Р.Ф. и ее столице – городе Москве имеют такие востребованные у населения подгруппы индивидуальных и массовых учреждений для зрелищной и досугово-развлекательной деятельности как:

4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, концертные залы, цирки, кинотеатры и др.).

4.3.2. Клубные и досугово-развлекательные учреждения (клубы общего, специализированного и любительского профиля, танцзалы и др.).

Эти учреждения досугово-развлекательной деятельности наряду с другими подгруппами учреждений этой сферы обеспечивают социально гарантированное обслуживание всех социально-демографических слоев населения нашего государства в области культурно-зрелищных и культурно-досуговых мероприятий.

С конца 1980-х гг. в Р.Ф. действовали ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», рапространявшиеся на проектирование однозальных и многозальных зданий и сооружений культурно-зрелищных учреждений, которые были структурированы следующим образом:

- театры драматические, музыкально-драматические, музыкальной комедии, оперы и балета;

- кинотеатры с обычной кинопроекцией и обслуживанием круглогодичного и сезонного действия (летних закрытых и открытых), а также комбинированных (круглогодичных совместно с сезонными);

Согласно рекомендуемому приложению 1 к ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», включающему «Перечень специализированных типов зданий театров, кинотеатров и клубов» указанные выше культурно-зрелищные учреждения подразделялись на:

- Театры: большой и малой вместимости; репертуарные и гастрольные; оперные и балетные; камерные и студийные; кукол и теней; детские и юного зрителя; музыкальные и пантомимы; комедии и сатиры и др.

- Кинотеатры: премьерные, досуговые, студийные, детские, с непрерывным кинопоказом («экспресс»), кинокафе и др.; с особыми видами кинопроекции: кинопанорама, циркорама, стерео, видео и др.

В Москве проектирование и строительство ряда общественных зданий и сооружений, включая и культурно-зрелищные, регламентируется Московскими Городскими Строительными Нормами (МГСН – 4) с 1994 года. Эти территориальные (региональные) Строительные Нормы и Правила были разработаны как дополнение к федеральным нормативным документам по проектированию и строительству общественных зданий и сооружений (СНиП 2.08.02-89*).

Московские Городские Строительные Нормы действуют только на территории города Москвы и предназначены для разработки и экспертизы проектов, указанных в этих нормах зданий, сооружений, их комплексов и центров.

 

В развитие и дополнение ряда МГСН 4…. по проектированию общественных зданий и сооружений были разработаны Пособия к ним и другие методические документы, в том числе Рекомендации, разъясняющие и уточняющие применение положений и требований указанных нормативных документов в московской практике проектирования, приводящие характерные примеры функционально-планировочных, пространственных и архитектурных решений.

Изложенные в МГСН 4. нормативные положения и требования учитывают специфические особенности проектирования и строительства ряда общественных зданий и сооружений в столице Р.Ф., крупнейшем мегаполисе Европы и мира. Эти особенности проектирования и строительства общественных зданий и сооружений в Москве, в основном, заключаются в более развитой номенклатуре и типологии указанных объектов, а также в уточненных и повышенных по сравнению со СНиП площадях зданий и их помещений, предназначенных для строительства на территории города Москвы.

Определенным образом, из-за затесненности участков, повышенной плотности и других специфических особенностей городской застройки, в МГСН уточнены, изменены и по-своему структурированы вместимость, пропускная способность и другие параметры ряда общественных зданий и сооружений.

За счет использования в указанных МГСН современных требований, правил, норм и показателей, в новых проектах общественных зданий и сооружений для города Москвы была значительно улучшена их функционально-планировочная организация, а также существенно повышена их комфортность, улучшена инженерно-техническая оснащенность и обеспечено необходимое современное и прогрессивное технологическое оборудование различных основных и вспомогательных помещений.

Здания больших культурно-зрелищных учреждений наиболее характерны для их размещения в структуре крупных городов и мегаполисов. Так в Москве работают более двухсот театров, десятки концертных залов и кинотеатров, два цирка, несколько универсальных культурно-зрелищных сооружений различного профиля, большой и малой вместимости, различной доступности. Они предназначены для обслуживания населения города Москвы, жителей других городов Р.Ф. и иностранных граждан.

Именно поэтому в составе Московских Городских Строительных Норм по проектированию общественных зданий и сооружений (МГСН 4), были в 1998 г. разработаны МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения», содержащие московские региональные требования к проектированию и строительству зданий и комплексов культурно-зрелищного назначения.

В 2004 году, в дополнение к МГСН 4.17-98 были разработаны «Рекомендации по проектированию концертных залов», где разработана типология концертных залов, сформулированы требования к объемно-планировочной организации отдельных функциональных зон, определены состав и площади основных и сопутствующих концертным залам помещений.

В отличие от традиционной типологии объектов культуры с жестким составом в ВСН 45-86/Госгражданстроя «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования», в основу МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» был положен переход к индивидуализированному типологическому разнообразию современных культурно-зрелищных зданий и комплексов, учитывающему многообразные жизненные запросы многочисленного населения столицы Р.Ф.

В МГСН 4.17-98 «Культурно-зрелищные учреждения» были определены условия нормирования требований по основным технологическим единицам, когда в качестве технологической единицы была принята группа помещений, объединенная неразрывными технологическими связями. В данном случае, нормируемыми элементами – технологическими единицами – стали являться:

- комплекс помещений, обслуживающих зрителей;

- зрительные залы различной вместимости и назначения;

- сцены, эстрады и помещения их обслуживающие;

- комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа;

- комплекс помещений, обслуживающих артистов;

- репетиционные помещения;

- складские помещения;

- мастерские;

- клубный комплекс помещений;

- музейно-выставочный комплекс с помещениями обработки и хранения;

- комплекс помещений библиотеки с помещениями книго- и нотохранилищ;

- видеотека и видеопросмотровые залы с помещениями хранения;

- фото- и фонотеки с помещениями хранения;

- служебно-административные помещения;

- санитарно-гигиенические помещения;

- помещения медицинско-оздоровительного назначения;

- технические помещения, обслуживающие здание в целом.

При этом нормативные требования распространялись на: набор услуг и состав основных групп помещений; минимально допустимые показатели площадей помещений с различной степенью комфорта; требования к безопасности посетителей и персонала.

В МГСН 4.17-98 все культурно-зрелищные учреждения были разделены на три группы, различающиеся по уровню комфорта. Показатели по отдельным технологическим единицам стали нормироваться по уровню комфорта в зависимости от состава, параметров помещений, набора услуг, оснащения современным и передовым необходимым технологическим оборудованием.

Настоящая система гибкого нормирования стала позволять полноценно реагировать на различные культурные запросы населения нашей столицы и формировать на этой основе многообразные типы культурно-зрелищных учреждений с разным составом помещений, уровнем комфорта, качеством материально-пространственного и технологического обеспечения.

И если говорить о тенденциях развития архитектуры зданий театров, то сегодня мы наблюдаем интереснейший процесс, когда на смену барочному, ярусному театру и многолетним поискам идеального построения зала и сцены пришла простая и ясная идея: современному зрителю интересно видеть все типы театров, какие знала история, - и парадные театры с глубинной сценой, и античные амфитеатры, и театры со сценой-ареной, трехпортальной сценой, большие и малые, гигантские и маленькие, почти интимные.

Чуть позже, на Сретенке - одной из самых оживленных, не только торговых, но и, если так можно выразиться, культурных улиц Москвы появились первые кинотеатры: «Гранд Электро» (1913 г.) и «Уран» (1914 г.).

Кинотеатр «Колизей» на Чистопрудном бульваре (арх. Р. Клейн, 1914 г.) был построен в духе «неоклассицизма». Даже спустя десятилетия здание производило на зрителей и простых прохожих впечатление не только своими стильными интерьерами, но обликом главного фасада, неоднократно запечатленного в отечественных кинофильмах.

Кинотеатр «Форум» на Садовой-Сухаревской улице (арх. Ф. Кольбе, 1914 г.) тоже был создан в стиле «неоклассицизма» и имел в центре главного фасада изящную колоннаду с античным барельефом. Великолепно выполненные интерьеры фойе с лепными потолками и мраморными колоннами были украшены хрустальными люстрами.

Потом в большом количестве стали появляться и другие, часто встроенные в жилые дома, кинотеатры, получившие уже в послереволюционное время свои громкие названия: «Аврора», «Спартак», «Прогресс», «Центральный» и др.

После Октябрьской революции 1917 г. и разрухи гражданской войны отечественное кинопроизводство и кинопоказ пришлось создавать заново. Наряду с возрождением уже существовавших в столице отдельных и встроенных в жилые дома кинотеатров открывались и новые: в зданиях рабочих клубов или отдельно стоящие среди жилой застройки, иногда во временных, деревянных или других конструкциях.

Ярким примером новых веяний и направлений в архитектуре зданий культурно-зрелищных учреждений явилось гигантское и необычно-авангардное по тем временам здание кинотеатра «Ударник» в составе жилого квартала-комплекса ВЦИК на ул. Серафимовича (арх. Б. Иофан, 1928-1931 гг.). Помимо уникального по акустике круглого фойе с буфетом и новшеств кинопоказа, в зрительном зале на 1,5 тыс. мест была предусмотрена еще и раздвигающаяся крыша, которая, правда, давно уже не используется. В настоящее время кинотеатр закрыт на реконструкцию и не работает.

В 1930-е годы в СССР проводились эксперименты с различными формами кинопоказа имевшие, по мере своего освоения и внедрения в жизнь, определенный успех у зрителей. Так, в самом центре столицы, на площади Революции, в здании у торца гостиницы «Москва» проводились демонстрации стереоскопических фильмов в очень небольшом по вместимости кинотеатре «Стереокино».

При демонстрации стереофильмов создавался объемный, стереоскопический эффект. Общим для всех систем стереокино являлась съемка с разных точек зрения не менее 2-х изображений одного и того же объекта и потом раздельное рассматривание их каждым глазом зрителя с использованием специальных очков или без их применения.

К началу ВОВ 1941-1945 гг. было построено несколько крупных двух-, трех- и четырехзальных кинотеатров в духе представительной, сталинской архитектуры, подобных кинотеатру «Родина» на Семеновской площади (арх. В. Калмыков, 1935-1938 г.) и ряд других не таких крупных, в основном на рабочих окраинах столицы.

С конца 1940-х и до конца 1950-х гг. был реализован очередной этап активного строительства новых, встроенных в жилые здания и отдельных зданий кинотеатров. Даже некоторые «сталинские» высотки обзавелись встроенными кинотеатрами: «Иллюзион» на Котельнической набережной и «Баррикады» на площади Восстания.

С начала 1950-х гг. в центре и на рабочих окраинах в быстром темпе строились трехзальные кинотеатры по образцовым проектам арх. И.В. Жолтовского в стиле сталинского ампира: «Буревестник» на Коровьем валу, «Слава» на шоссе Энтузиастов в начале 1-й Владимирской улицы, «Победа» на Абельмановской заставе и др.

Функционально-планировочное решение этих образцовых кинотеатров состояло в том, что на первом этаже размещалось два зрительных зала (на 400 зрительских мест каждый) с общим просторным двухсветным вестибюлем-фойе, освещаемым дневным светом через высокие витражи в торцах. На третьем этаже, над вестибюлем-фойе, располагался третий зал на 100-150 зрительских мест. В нем перед основными сеансами демонстрировалась кинохроника и мультипликационные фильмы. Буфет располагался в подвальном помещении под вестибюлем-фойе.

Со второй половины 1950-х гг. на Садовом кольце на первых этажах новых, только что построенных многоэтажных жилых домов стали появляться небольшие встроенные однозальные кинотеатры: «Звезда» недалеко от Курского вокзала, «Встреча» в пешеходной доступности от Красных ворот и др. Эти кинотеатры сразу стали пользоваться большим успехом у населения из окружающих жилых кварталов.

В конце 1950-х гг. на Цветном бульваре в здании бывшего и частично разрушенного во время ВОВ 1941-1945 гг. цирка братьев Никитиных появился первый в стране, панорамный кинотеатр «Мир» на 1450 зрительских мест (арх. В. Бутузов и др., 1958 г.), произведший на зрителей ошеломляющее впечатление своим огромным киноэкраном. Ведь такой способ съемки и показа кинофильмов на больших и сверхбольших специальных вогнутых, цилиндрических экранах со стереофоническим звучанием, приближал восприятие зрителем киноизображения к условиям реального видения.

В 1960-1970-е гг. приобретает массовый характер строительство крупных широкоформатных кинотеатров по всему СССР и конечно в столице - Москве. В центре Москвы на Пушкинской площади появился широкоформатный кинотеатр «Россия» с тремя кинозалами. Амфитеатр главного зрительного зала рассчитан на 1450 мест (арх. Ю. Шевердяев и др., 1961 г.). Здание кинотеатра с мощным навесным козырьком над высоким стеклянным витражом главного фасада выделяется крупным масштабом, созвучным масштабу известной столичной площади. По широкой лестнице, перекинутой через городской проезд, зрители попадают в центральное фойе, сплошное остекление которого визуально связывает интерьер с окружающим городским пространством, а также с фонтаном и зеленью сквера у памятника А.С. Пушкину.

После ввода в эксплуатацию этот кинотеатр на долгие годы стал постоянным местом не только премьерного показа новых художественных кинофильмов, конкурсного показа лучших отечественных кинопроизведений разных жанров, но и главной площадкой для ежегодного проведения ММКФ.

В конце 1960-х гг. на Новом Арбате появилось крупное здание двухзального кинотеатра «Октябрь» (арх. М.В. Посохин и др., 1969 г.) с большим киноконцертным залом на 3,0 тыс. мест. Конечно, такой большой зрительный зал обеспечивал не только показ любых кинофильмов на своем широкоформатном экране, но и был пригоден для проведения эстрадных концертов, важных форумов, заседаний и многолюдных собраний.

На первом этаже этого знакового для столицы кинотеатра, в небольшом зале стереокино постоянно демонстрировались интересные стереоскопические фильмы как отечественного, так и зарубежного производства, пользовавшиеся спросом у зрителей.

Тогда же, на перекрестке Васильевской и 2-й Брестской улиц, недалеко от Триумфальной площади, был построен «Центральный Дом кинематографистов» (арх. Е. Стамо, 1968 г.), творческий клуб деятелей киноискусства столицы и Союза кинематографистов России и место встреч зрителей со знаменитыми кинорежиссерами и известными артистами отечественного и зарубежного кино.

В это же время в стилобате огромной гостиницы «Россия» на Москворецкой набережной у самого Кремля были построены крупный киноконцертный зал на 3000 мест и двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест (арх. Д. Чечулин, 1962-1969 гг.), обслуживавшие не только постояльцев гостиницы, но москвичей и гостей столицы, оказавшихся на набережной рядом с Красной площадью или посетивших ГУМ.

В 1970-е гг. последовала волна строительства в Москве кинотеатров средней вместимости, теперь уже в районах массовой жилой застройки, где остро не хватало зданий культурно-зрелищных учреждений. Таким образом, целый ряд типовых и повторно применяемых однозальных и двухзальных кинотеатров был построен в 5-9-этажных жилых районах на периферии нашего города: «Первомайский», «София», «Урал», «Енисей» в Измайлово; «Владивосток» и «Березка» в районах Перово и Новогиреево; «Саяны» и «Киргизия» в районе Ивановское и др.

Однако с начала 1990-х гг. и по сей день, из-за реформирования государственного устройства, а также постоянных экономических и финансовых кризисов проектирование и строительство новых кинотеатров в Москве приостановилось не только в центре, но и даже в ее новых жилых, так называемых «спальных» районах. При этом одни, относительно недавно построенные здания кинотеатров большой вместимости в центре, а средней и малой вместимости на окраинах города из-за кризисов потеряли большинство своих зрителей и поэтому стали неизбежно разоряться, приходить в упадок и, в конце-концов, подвергаться реновации.

Остальные здания кинотеатров как-то успели довольно быстро перепрофилироваться в другие, более востребованные горожанами и прибыльные для владельцев объекты недвижимости: культурно-развлекательные или культурно-досуговые комплексы.

У жителей отдаленных районов, и так лишенных благ городской цивилизации, с культурным досугом стало бы совсем худо, если бы «спасение» не нашлось в практически бесплатном просмотре в любое время дня и ночи большого количества зарубежных кинофильмов в домашних условиях по телевизору, на разных каналах или в записи.

Локальные попытки возродить наш кинематограф за счет использования существующих зданий кинотеатров после их реконструкции, а также путем возведения новых, оснащенных по последнему слову техники, мультиплексных кинотеатров в составе торгово-развлекательных центров пока не принесли всеми ожидаемых результатов в виде увеличения посещаемости зрителей и прибыли.

Лекция «Здания цирков».

Цирк (от лат. circus - круг) – круглое или овальное в плане зрелищное здание с ареной или манежем в центре, перекрытое сферическим куполом и предназначенное для проведения различных состязаний и представлений с участием разного рода цирковых артистов, домашних и диких животных, птиц и хищных зверей. В древних государствах: на Крите, в Микенах, Греции – существовали различные спортивные игры, носившие зрелищный характер и организуемые в специально выстроенных амфитеатрах. Так, например, на Крите и в Микенах очень популярна была игра человека с быком: схватив за рога бегущего ему навстречу быка, акробат делал через его спину кульбит.

В Древнем Риме в цирках и амфитеатрах в виде открытых арен с трибунами организовывались массовые представления, проводились соревнования боевых колесниц, бои гладиаторов, травля преступников дикими хищными зверями. Здесь же выступали жонглеры, канатоходцы, острословы и другие артисты. Подобные цирки существовали также в Византии, Древней Армении и других государствах.

Наиболее известно здание «Колизея» (от лат. colosseus – громадный) - амфитеатра Флавиев в Риме – памятника древне-римской архитектуры (75-80 гг. н. э.). Это огромное, даже по сегодняшним меркам, сооружение служило для гладиаторских боев и других зрелищ и вмещало около 50 тыс. зрителей. Наружная отделка «Колизея» была выполнена из туфа с укреплением несущих конструкций галерей бетоном и кирпичом. На величественном фасаде было три яруса аркад. В летнее время «Колизей» имел даже временное тентовое покрытие над зрительскими трибунами по всему периметру.

Практически все I-е тысячелетие и средние века цирковое искусство, как и другие виды искусства, пребывало в жесточайшей ситуации запретов и гонений, насаждаемых католической церковью и инквизицией.

XVI-XVII вв. в Европе стали расцветом циркового искусства, связанным со школами верховой езды. В этих школах проводились показы образцов выездки лошадей, вольтижировки (вид акробатических упражнений на лошади) и дрессуры. Некоторые берейторы (учителя верховой езды и объездчики лошадей), переезжая из города в город, демонстрировали свое искусство, выстраивая для этой цели специальные манежи.

С XVIII в. в Испании появился новый вид циркового искусства – коррида или смертельная игра вооруженного шпагой человека (матадора, тореадора) с диким, разъяренным быком на открытой арене с трибунами для зрителей. Этот своеобразный вид циркового искусства существует в некоторых испано-говорящих странах до сих пор.

В 1772 г. Ф. Астлей создал в Лондоне на базе школы верховой езды первый стационарный цирк, а в 1782 г. построил для представлений специальное здание, имевшее все признаки современного цирка – манеж, расположенные по кругу и поднимающиеся амфитеатром места для зрителей, куполообразную крышу.

В 1791 г. был открыт цирк Франкони в Париже. Начали создаваться цирки и в других городах Европы. По началу, они назывались амфитеатрами, конными театрами. В 1806 г., когда правительство Наполеона I установило, что театрами могут именоваться только коллективы, ставящие драматические, оперные и балетные спектакли, Франкони назвал свое предприятие цирком («Олимпийским»). Это название получило всеобщее признание и стало повсеместно использоваться как определяющее этот вид зрелищного представления и здания. Программы цирка состояли из отдельных номеров и включали также большие, чаще всего батальные пантомимы с верховой ездой и вольтижировкой.

Только с XIX века начал формироваться современный цирк, как особый тип здания для представлений этого вида зрелищного искусства. Вначале в состав представлений кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима. Объединение в зрительном пространстве зала двух демонстрационных площадок, манежа (арены) для циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения – цирка-театра. Это были залы, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж.

К середине XIX в. пантомима потеряла значение ведущего жанра и действие ее перенеслось на манеж. Таким образом, отпала необходимость в театральной сцене. Здание цирка освободилось от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью внимания зрителей в одну сторону и манежем, окруженным зрителями со всех сторон. На этом же этапе развития в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое более просторное и довольно высокое жизненное пространство в виде полусферического перекрытия крыши.

Так сложился совершенно новый типологический вид и пространственное решение этого культурно-зрелищного здания - цирк, специфику которого, в отличие от других культурно-зрелищных зданий, стал определять зрительный зал в виде крутого амфитеатра круглой или многоугольной формы с манежем в центре под полусферическим куполом. Зрелищное подкупольное пространство имело разные приспособления для подвески гимнастических снарядов и устройств. Таким образом, самый главный, отличительный объем здания цирка (круглый в плане зрительный зал с манежем в центре) создавался вокруг вертикальной оси купольного перекрытия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.066 с.)